Возможен ли ремонт турбины своими руками: мнения экспертов автодела

Все больше автолюбителей предпочитают турбированные двигатели, мощность которых на 30–40% выше при меньшем расходе топлива. Но, как и любой другой механизм, турбина рано или поздно нуждается в диагностике, прочистке и ремонте. Интернет наполнен материалами по самостоятельному ремонту турбины, но возможен ли качественный ремонт в обычном гараже? Подробно разберем этот вопрос.

Прежде чем ремонтировать — нужно диагностировать!

Турбокомпрессор, по-простому турбина, нагнетает сжатый воздух в цилиндры двигателя, чтобы повысить скорость сгорания топливно-воздушной смеси. Компрессор устанавливается на одном валу с крыльчаткой турбины, которая вращается при поступлении выхлопных газов из двигателя.

Хотя устройство кажется простым, на самом деле современные турбины — сложный агрегат. Лопасти вращаются со скоростью 160 000 об/мин, температура выхлопных газов в бензиновых двигателях достигает 1000°C, а в дизельных — 700°C. Для работы в таких условиях вал крепится на подшипниках скольжения. Отсюда и высокие требования к качеству масла (классы SN и SM по американской системе API или A5/B5 по европейской ACEA) и подгонке деталей. Настройку и балансировку турбины выполняют на специальных стендах в соответствии с руководством производителя. Важно понимать, что даже такие «мелочи», как царапины на поверхности, пыль, неправильная затяжка болтов и гаек, способны вывести турбину из строя.

Укажем «симптомы», при которых нужна проверка турбины:

  • падение мощности двигателя;
  • повышенный расход масла;
  • шум и скрежет при работе турбины, заклинивание вала и лопастей;
  • цвет выхлопных газов стал черным (что свидетельствует об утечке воздуха), сизым (скорее всего, это сгорает протекшее масло в цилиндрах) или белым (значит, засорился маслоотвод турбины);
  • протекание масла из турбины, низкое давление масла.

Также необходим осмотр турбины при покупке б/у автомобиля или при капитальном ремонте двигателя.

Этапы диагностики в гараже:

  • проверить уровень и состояние моторного масла, оценить, нет ли следов масла на впускном и выпускном коллекторах. Если крыльчатки визуально целы, турбина подлежит очистке, а проблему утечки следует решать в мастерской. Если на крыльчатке есть зазубрины, ее необходимо менять;
  • очистить воздушный фильтр, осмотреть герметичность патрубков и целостность маслосливного шланга. Если герметичность нарушена, присутствуют трещины или повреждения, — патрубки нужно заменить, поставить новые хомуты;
  • проверить люфт вала турбины, допускается осевой люфт 0,05 мм, радиальный — не более 1 мм. Если люфт больше, турбина подлежит замене.

Зачастую неисправности турбокомпрессора являются следствием причин, которые устанавливаются только при проведении электронной и механической диагностики в ремонтных центрах. Например, если турбина оборудована актуатором с электронным приводом и поломалась автоматика, визуальный осмотр проблему не решит.

Теперь рассмотрим подробнее, как отремонтировать турбину своими руками.

Что можно сделать самому

Приступая к самостоятельному ремонту, необходимо прежде всего помнить, что турбины разных марок нуждаются в индивидуальном подходе. Во время ремонта нужно следовать рекомендациям, актуальным именно для конкретной модели, будет полезно делать фото и пометки, чтобы подстраховаться.

Итак, что можно сделать при ремонте дизельной или бензиновой турбины самому?

Демонтаж турбины

Для этого понадобятся инструменты: ключи накидные и торцевые, отвертки крестовые и плоские. Также лучше заранее обработать крепежи жидкостью WD-40 и оставить на ночь. В некоторых случаях, например при ремонте своими руками турбины Volkswagen Passat, чтобы снять промежуточные элементы, придется подлезать под авто — без подъемника или ямы будет непросто.

Общий порядок демонтажа турбины следующий:

  • слейте антифриз из системы охлаждения;
  • обесточьте электрические приборы и бортовую систему автомобиля;
  • откройте доступ к турбине. Для этого при необходимости снимите промежуточные элементы — распределительный вал, форсунки, генератор, аккумулятор, систему ЕГР, катализатор и другие;
  • отключите электронику турбины от автомобильной сети; отсоедините масляный патрубок и систему охлаждения турбокомпрессора;
  • открутите все крепежи турбины шаг за шагом, в том числе на улитках. Из-за выхлопных газов крепежи горячей улитки часто прикипают. Лучше смазать их WD-40, а затем постепенно раскачать и вынуть болты.

Рекомендуется работать пружинными клещами, предварительно подкладывая ткань для защиты поверхности и соединений.

И вот турбина у вас в руках. Вы можете рискнуть и самостоятельно прочистить ее, заменить картридж и поставить обратно в автомобиль или отвезти на ремонт в мастерскую для более детальной диагностики.

Прочистка турбины

Детали разобранной турбины прочищаются с помощью растворителя или наждачной бумаги, после чего проверяется целостность горячей и холодной улиток. При наличии трещин, сколов и царапин турбина подлежит замене, так как все это значит, что нарушен диаметр корпусов.

Помимо грязи и пыли внутри турбины, особенно в направляющем аппарате, скапливается нагар — закоксованное масло, мешающее движению лопастей. Можно прочистить турбину специальным спреем без демонтажа. Бензиновый двигатель разгоняют до 2000 об/мин, впрыскивают спрей из баллончика в воздушный коллектор и повторяют махинации до тех пор, пока не зальют в компрессор 200–250 мл спрея. После чего нужно дать двигателю поработать 10–15 минут на 3000 об/мин или проехать 5–7 км. В разогретой турбине спрей превращается в активную пену, способную растворить тонкий слой нагара.

С плотным нагаром, собравшим всю грязь из катализатора и забитого воздушного фильтра, баллончик не справится — придется разобрать турбину и поработать руками. Такой нагар убирается грубой щеткой и наждачной бумагой или с помощью химической ванны, в которой детали оставляют отмокать на день-два. То, что осталось, снимают тряпкой.

Помните, что самостоятельный разбор и механическая чистка турбины чреваты последствиями, среди которых порча болтовых соединений, деформация крыльчаток, нарушение балансировки. Все это может привести к дисбалансу ротора и поломке турбины. К тому же чистка не устраняет саму проблему — процессы, из-за которых и откладывается нагар.

Замена картриджа

Картриджем называют среднюю и основную часть турбины, которая состоит из подшипников скольжения и вала с крыльчатками.

Перед установкой картриджа необходимо тщательно прочистить все детали, даже если вы это недавно делали. И только убедившись, что грязи и повреждений нигде нет, можно устанавливать новый отбалансированный картридж.

После этого турбина собирается (в порядке, обратном демонтажу) и устанавливается на место.

Монтаж турбины

Для начала исключите попадание грязи в турбину: замените масло, очистите воздушный и масляный фильтры. Турбина должна монтироваться в чистом помещении, все рабочие поверхности необходимо заранее протереть. Подключаемые к компрессору патрубки тоже должны быть чистыми и без повреждений. Проверьте шланги между актуатором и приводом. Осмотрите все провода и разъемы двигателя — не должно быть заломов и натяжений, контакты должны быть рабочими. Проверьте работу системы картерных газов и при необходимости устраните засоры. Утечка масла из турбины нередко возникает из-за повышенного давления в картере и неисправности маслоотвода.

Перед установкой турбины снимите прокладки на трубе и выпускном коллекторе. Смонтировав агрегат на двигатель или на коллектор, поставьте новую прокладку и подведите выхлопную трубу.

Подсоедините к турбине сливной маслопровод и заполните ее маслом. Подключите воздушные впускной и выпускной шланги. Для герметичности закрепите соединения хомутами.

После монтажа турбины 20–30 секунд вращайте коленчатый вал, чтобы заполнить маслом напорный маслопровод, масляный фильтр и компрессор. Запустите двигатель на холостом ходу и убедитесь, что с машиной не происходит ничего необычного, обороты не падают, цвет выхлопных газов нормальный.

Монтаж турбины в гараже — задача не из простых. Помещение должно быть практически стерильным. Важно не нарушить баланс ротора и соблюдать моменты затяжки болтов, указанные в руководстве производителя.

Какие проблемы не может решить самостоятельный ремонт турбины

Итак, можно ли самому отремонтировать турбину? Да, но не всегда. Диагностика в условиях гаража ограничивается лишь визуальной дефектовкой деталей, и целый спектр проблем, приводящих к неполадкам, остается незамеченным. Это может быть цепочка неисправностей, которые становятся причиной поломки турбины. Для точного определения источника проблемы требуется профессиональное оборудование с электронно-измерительной начинкой и, конечно, опыт квалифицированного специалиста.

Например, актуатор может выйти из строя из-за проблем с автоматикой, датчиками давления или контроллера. Другая причина — неисправность клапана вестгейта, который регулирует наддув и может заклиниваться из-за ослабленной гайки или забитого катализатора. Третья — связана с загрязнениями или повреждениями воздуховода и клапана рециркуляции.

Следующий пример — износ крыльчаток компрессора и турбины. Лопасти изготавливаются из жаропрочных железоникелевых сплавов для работы в области высоких температуры и давления. Крыльчатки легко изнашиваются и деформируются, если хозяин авто не пылесосит и не меняет воздушный фильтр, если нарушена работа маслоотвода, или протекают подшипники скольжения, или картерные газы попадают в турбину. При замене крыльчаток турбина пересобирается заново и нуждается в первичной балансировке, тестировании и добалансировке по заводским параметрам на высокоточном оборудовании.

Можно привести не один десяток таких ситуаций, когда при ремонте дизельной или бензиновой турбины своими руками проблема не только не решается, но даже остается ненайденной.

«Гаражный» ремонт турбины зачастую не только не решает уже существующие проблемы, но и прибавляет новые. Особенно если речь идет о современных устройствах: двойных турбинах, турбинах с изменяемой геометрией, актуатором с электронным приводом и интеркулером. Точности и аккуратности, которые требуются при ремонте таких агрегатов, возможно добиться лишь в специализированной мастерской.

Куда можно обратиться за профессиональной помощью

Так куда же обратиться, если ремонт турбины дизельного или бензинового двигателя своими руками невозможен? В автосервисах, не специализирующихся на работе с турбокомпрессорами, необходимое оборудование, как правило, отсутствует. Поэтому стоит искать компанию, предоставляющую весь спектр услуг по диагностике и ремонту турбин. К таким относится сервисный центр «Ремонт турбин 24». Об особенностях работы мастерской подробнее рассказывает Игорь Николаевич Снетков, генеральный директор компании:

«Чтобы качественно отремонтировать турбину мало иметь оборудование для диагностики и балансировки. Требуется большой опыт и глубокое понимание устройства агрегатов, характеристик турбин от разных фирм и особенностей их работы на конкретных автомобилях. Специалисты сервисного центра «Ремонт турбин 24» располагают всеми необходимыми навыками.

Мы ремонтируем турбины больше десяти лет и знаем все об агрегатах для легковых и грузовых машин, спецтехники, квадроциклов и катеров. «Ремонт турбин 24» сотрудничает с популярными производителями, на складе сервисного центра есть турбины и комплектующие для Volkswagen, Nissan, Audi, Kia, Toyota и других марок.

Компьютерную и механическую диагностику турбины мы осуществляем бесплатно. Сперва выявляем проблемы с электроникой и цепью управления приводом, затем снимаем турбину, разбираем и осматриваем, проверяем работу вакуумных и EGR клапанов.

Чистка турбины производится на пескоструйном оборудовании и в ультразвуковых ваннах. Изношенные и поврежденные элементы мы заменяем на заводские, при необходимости подгоняем детали в собственном токарном цехе. Балансировку производим на стендах в два этапа — до и после сборки, чтобы сохранить эффективность и производительность турбины. Проводим испытание и тестирование турбины, калибровку и настройку электроники актуатора.

Наша мастерская предоставляет быстрый и качественный ремонт турбин под ключ и дает гарантию на услуги один год».

Мнение редакции

Не имея до­ста­точ­ных зна­ний и на­вы­ков, при са­мос­то­я­тель­ном ре­мон­те тур­би­ны мож­но до­бить­ся об­рат­но­го ре­зуль­та­та — в худ­шем слу­чае при­дет­ся по­ку­пать но­вый тур­бо­ком­прес­сор. Так что эко­но­мия от не­про­фес­си­о­наль­но­го ре­мон­та весь­ма со­мни­тель­на.