«У нестойких рождается мысль: значит и мне можно»: почему школьники берутся за ножи и «коктейли Молотова»

photo.kp.ru \ Маковеева Светлана
В одной из ульяновских школ подросток напал на учительницу, причинив ей серьезный вред. Это уже далеко не первый случай детской агрессии, направленной на педагогов или своих одноклассников. Что же стоит за такой жестокостью и как ее нивелировать?

В Ульяновске в среду 15-летний школьник перед уроком математики напал на свою учительницу с ножом. Женщина не ожидала нападения и не успела защититься, а мальчик нанес ей удар в живот. Ее доставили в местную больницу, провели срочную операцию и оставили под контролем медиков.

Сейчас состояние 59-летнего педагога оценивается как тяжелое, а полиция выясняет подробности дела. В числе прочего проверяют условия жизни подростка, ведь для подобного поведения должна быть причина.

Однако известно, что до нападения мальчик, чьем имя пока неизвестно, не состоял на учете и не считался, как это принято называть «неблагополучным».

«Врачи оказывают сейчас необходимую помощь педагогу и делают всё для скорейшего выздоровления. Министерство образования и администрация города Ульяновска очень подробно разберут данный случай и доложат мне.

Мы должны понять, что сподвигло ребёнка совершить этот поступок, как сейчас помочь. Ситуация находится на моем личном контроле», - прокомментировал ситуацию губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

photo.kp.ru - (изм. в граф. редакторе).

Обиделся на оценки

В декабре прошлого года другой 15-летний мальчик, но уже в Екатеринбурге, тоже напал на свою учительницу. Этот подросток, который, возможно, стал вдохновляющим примером для первого, вооружился молотком и подкараулил педагога у подъезда дома.

К счастью, другой учитель стал свидетелем произошедшего. Он вызвал скорую помощь, сопроводил коллегу в больницу и сделал заявление в полицию. Сам мальчик, к слову, после нападения отправился в школу, знания-то сами себя не получат. Там его и задержали.

В качестве одной из версий преступления фигурировала обида на плохие оценки, которые ставила ему пострадавшая учительница.

«Возможно, он сделал это из-за плохих оценок. Ему вечно ставили двойки, а учительница грозилась не допустить его к ОГЭ», - поделился одноклассник агрессивного подростка.

В целом, мальчик учился плохо, но кроме успеваемости претензий у педагогов к нему не было. Как и ульяновский малолетний преступник, юный екатеринбуржец был спокойным, не конфликтным и воспитывался в хорошей семье.

Разгромил кабинет из-за наушников

Не так давно конфликт произошел между учеником и учителем в одной из столичных школ. Правда, в тот раз обошлось без оружия, но школьнику снова было 15 лет.

На уроке физики молодой человек решил не отягощать себя информацией и слушал музыку в наушниках. На просьбу педагога убрать девайс он не отреагировал, тогда учительница подошла и выдернула наушники сама.

Мальчику показалось, что учитель порвал провод, а может быть и не показалось, а действительно порвал, важно, что он вышел из себя и набросился на преподавателя. Ударив учительницу по лицу, он начал крушить кабинет, а когда одноклассники попытались его успокоить, выругался и покинул класс.

Пермь, Бурятия, Башкирия...

Богат на подобные происшествия был и 2018 год, все преступления имели общие черты. Так, в январе в 127-й школе Перми на урок неожиданно ворвались двое неизвестных в масках, вооруженные ножами, которые набросились на учеников и их преподавателя.

Жертв избежать удалось, но пострадали девять детей и учитель. Выяснилось, что в масках были бывший ученик школы и один из десятиклассников. Преступники оказались настолько беспощадны и слажены в действиях, что умудрились поранить и друг друга, после чего им тоже пришлось оказать медицинскую помощь.

Всего несколько дней спустя трагедия повторилась, но уже в Бурятии. Ученик девятого класса напал на младших детей во время урока литературы. Ворвавшись в класс он набросился с топором на учительницу, а после и на учеников. В конце он решил поджечь класс, а может быть и всю школу, бросив бутылку с зажигательной смесью.

В результате пострадали учитель, пятеро детей и сам террорист. Одна из девочек получила серьезное ранение и впала в кому, но медикам удалось ее спасти.

Весной подобный инцидент произошел в Башкирии. Старшеклассник набросился на педагога с ножом и нанес ему несколько ударов, после чего переключился на одноклассников. После нападения, как его бурятский брат по разума, мальчик попытался поджечь класс, разлив по полу бензин.

www.globallookpress.com

Стрельба в Керчи: из-за унижения

Но самым страшным случаем года, пожалуй, стало дело Рослякова. 18-летний студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков 17 октября ворвался в школу и открыл стрельбу по всем детям и преподавателям без разбора, а затем взорвал самодельную бомбу.

Погибло в тот день 20 человек, еще 53 были доставлены в больницу с ранениями разной степени тяжести. Сам Росляков покончил с собой в школьной библиотеке, не дожидаясь полиции.

Юноше была назначена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза, чтобы понять мотивы его действий.

Тогда же впервые заговорили о том, что опасные действия подростком провоцирует их общение в закрытых группах в социальных сетях, посвященных массовым расстрелам и самоубийствам.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выразил уверенность, что Рослякову пришлось вытерпеть множество насмешек от одноклассников из-за своего внешнего вида, а точнее — одежды, которую мать покупала ему на рынке.

«В чем причина – унижение. Этого мальчика в Керчи все время унижали одноклассники. Оказывается, сейчас важно ходить в джинсах именно американских, а не в подделке под американские, футболка точно такая же, не подделка. Он подделывал, покупал на рынке, у него мама одна была. Его постоянно унижали на этой основе, вот результат», - заявил он.

В обсуждениях этих происшествий в соцсетях люди часто соглашаются, что виной всему интернет-сообщества. Некоторые в защиту малолетних преступников утверждают, что в наше время дети перегружены, испытывают сильный стресс, что и приводит к срывам. Но что думают об этом специалисты?

photo.kp.ru

Общество само подает пример

Психолог, преподаватель ВШЭ и РАНХиГС, консультант Григорий Никонов считает, что все гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

«Трудно сказать что-то определенно. Я ничего не знаю про отношения конкретно этих учителя и ученика, об отношении в классе, о семье подростка и т.д. Эти индивидуальные факторы, безусловно, оказывают влияние, но я о них не знаю.

Если же обращать внимание на более фундаментальные причины, то, мне кажется, причина в общественно-политических изменениях. Я не думаю, что тут дело в возросшей нагрузки на учеников.

Очевидно, что до поножовщины доходит не у тех ребят, которые слишком много учились. Так проблемы решают подростки из группы риска - малообеспеченных, неблагополучных семей.

Если совсем устал учиться, можно просто забить на учебу. Так или иначе проблемные школьники знают (догадываются в крайнем случае), что аттестат им все равно дадут. Хотя бы потому, что никому не хочется с ними возиться, они портят статистику. Так что если и возникают такие острые столкновения, то не от невыносимой нагрузки», - объяснил он.

Основная проблема, считает эксперт, в информации, которую получают дети, но вот сюрприз — получают они ее не только в соцсетях и закрытых группах, а зачастую мы даем ее им сами.

«В юридической психологии есть тезис о том, что мотивация преступника совершенно обычная. Он хочет того же, что и законопослушный гражданин.

Проблема в том, что он выбирает незаконные методы. Законные или неэффективны или вообще не работают. Так что, мотивация у них нормальная. Вопрос скорее о том, почему ребята берутся за нож, хотя раньше этого не делали?» - отмечает эксперт.

«Полагаю, одна из причин в том, что последнее время в нашей жизни возрастает роль грубой силы. Все эти истории о жестоких разгонах митингов, избиениях, пытках, нарушениях закона отдельными представителями следственных органов, власть имущими или просто богатыми людьми, приводят к постепенной легитимизации насилия. Оно становится все более допустимым.

В результате у самых нестойких рождается мысль «значит и мне можно! а чем я хуже?». Раньше от насилия частично уберегало то, что оно было маргинальным. Им пользовались бандиты. А теперь, раз им пользуются уважаемые люди, обычному человеку тоже не зазорно. Общество само подает пример людям. Они особенно охотно следуют этому примеру, если не умеют решать проблемы по-другому (как это часто бывает у неблагополучных детей)», - добавил он.

Также, по его мнению, есть проблема в сложившейся в наше время системе ценностей, в которой авторитет преподавателя стал довольно низким.

«Еще одно соображение - это статус учителя и ценность учебы. Отсутствие социальных лифтов приводит к тому, что учеба не особо влияет на качество жизни.

Чтобы быть успешным, скорее нужно быть сильным или везучим, чем умным. Понимание этого факта особенно усиливает раздражение на учителя (непонятно кого), который хочет от ученика черти чего, непонятно зачем. Да и сам учитель чаще всего уважением у детей не пользуется, потому что он в понимании недалекого человека неудачник.

Было бы странно, не применить к такому жалкому человеку такой удобный и допустимый (теперь) способ, как насилие. Эти процессы происходят очень долго, поэтому и незаметны невооруженным взглядом. Проще найти причину в школьной программе, личных проблемах. Но эти предпосылки агрессивного поведения никуда не денешь», - заключил психолог.

Так или иначе мы всегда приходим к выводу, что за действиями ребенка всегда стоит взрослый. Это не значит, что он толкал его под руку или вкладывал в эту руку нож, иногда достаточно просто не участвовать в его жизни.

За проступками детей всегда кроются проступки взрослых, которые не рассказали, не объяснили, не помогли, не научили или научили, да не тому. А это значит, что начинать решать проблему, как всегда нужно с себя. Хотя навести порядок в социальных сетях наверняка тоже не помешает.

Никонов Григорий Александрович.

facebook.com/grr.grinch

Информация об эксперте

Никонов Григорий Александрович. В 2002 году окончил Новосибирский государственный технический университет по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство».

В 2013 - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского по специальности «психология». В 2016 году начал работать в НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде в должности старший преподаватель. Также работает преподавателем в Президентской академии РАХиГС.

Общество