Вячеслав Ровнер: «О пошиве костюма на Сэвил Роу можно с гордостью рассказывать внукам!»

Портной на Сэвил Роу
Колумнист сайта Радио «Комсомольская правда» рассказал, сколько этапов нужно, чтобы сшить костюм на заказ, за ваши очень большие деньги.

Пошив костюма на заказ или bespoke – это целый ритуал, сложный, а значит желанный. Пройти его столь же приятно и трудно, как покорить Эверест.

Особенно, если вы это проделаете на знаменитой улице Сэвил Роу в Лондоне. Этим, как и покорением Джомолунгмы, можно гордиться всю жизни и рассказывать внукам.

Ниже собранные и систематизированные мной для вашего удобства кусочки из опубликованных интервью с закройщиками и портными мужских костюмов из знаменитых старинных домов, расположенных на Сэвил Роу, пользующихся огромным авторитетом, носителями огромного, уникального опыта.

Надеюсь, что и вам этот опыт не помешает, даже если ваш костюм будут шить не на Сэвил Роу.

Первый этап - беседа клиента и закройщика

Тут как у врача – секретов не должно быть и все по-честному. Обсуждается крой, детали костюма, закройщик деликатно предлагает клиенту выбор ткани.

Очень советую прислушаться к его советам. Вряд ли он хочет, чтобы вы остались недовольны его работой и сообщили об этом всем своим 238 подписчикам в инстаграме.

Тут важны все детали, даже самые незначительные. Опытный мастер сам все расспросит, но и вам не мешает продумать свой будущий костюм до мелочей.

Например, если клиент скажет, что он намерен использовать подтяжки для брюк, а не ремень, то внешняя сторона брючин должна быть длиннее, чем при использовании ремня.

Второй этап - снятие мерок

Тут опытные закройщики стараются быть деликатными. Так, закройщик Gieves&Hawkes Питер Смит использует систему тайных знаков для обозначения физических недостатков клиента.

У него есть буквенно-цифровые коды, например, "выпяченный живот", "опущенное левое плечо" или "изгиб 1,2 или 3 степени". А то не дай бог клиент прочтет в записках «пузо в три обхвата». Обидится же страшно. А «изгиб третьей степени» совсем другое дело.

Снятие мерок

Для брюк снимается минимум пять мерок. И тот же Питер Смит говорит, что он особенно деликатен в тех местах, которые могут смутить клиента. Хы.

Третий этап - чертежи деталей

После снятия мерок закройщик вычерчивает на коричневой бумаге детали пиджака, жилета и брюк. Тут используется сложная система подсчета, а главное - тот самый опыт и чутье, за которые мы платим деньги, чтобы получить счастье.

Четвертый этап – перенос выкроек на ткань

Потом вычерченные части костюма вырезаются из бумаги ножницами и эти шаблоны мелком переносятся на ткань.

Тут важный момент - точнейшая подгонка ткани под будущие швы. Потому что ткань обычно весьма дорогая и расходовать ее мастера всячески стараются максимально безотходно.

Дальше закройщик руками с помощью ножниц вырезает куски ткани.

Пятый этап – раздача выкроек разным мастерам

Эти куски отправляются трем разным портным, потому что на Сэвил Роу традиционно отдельные люди шьют пиджаки, отдельные жилеты и отдельные - брюки.

В некоторых компаниях эти мастера свои, штатные, а некоторые экономят и отдают это на аутсорс. Вы этого никогда не узнаете, скорее всего. Хотя от умения и профессионализма этих безымянных мастеров во многом зависит качество и элегантность вашего будущего костюма.

Портняжные принадлежности

Эти портные сшивают ткань простой белой ниткой для первой примерки.

Шестой этап - первая примерка!

Первая примерка – это окончательная подгонка и уточнение. Она может произойти через пару дней, но в престижных домах очередь такова, что ждать ее приходится и несколько недель.

Клиент впервые видит, как выбранная им ткань приобретает очертания костюма. И уже кайфует. Или нет, и тогда мастер пытается выяснить, что не так и уговорить клиента не быковать.

Седьмой этап – окончательное сшивание

После первой примерки костюм опять разбирается и отправляется к обратно для уточненного и окончательного сшивания.

Подкладка. Подкладочная ткань, фетр или конский волос крепятся ручными мелкими стежками в огромном количестве. И тут, на мой взгляд, кроется главное преимущество bespoke.

Дело в том, что при массовом изготовлении подкладка просто приклеивается к ткани костюма. Результат чего мы видим на себе чаще всего - все топорщится как попало. Пришитая мелкими стежками подкладка облегает тело точно и при любых изгибах.

В процессе шитья портной все время подпаривает утюгом ткань и швы. Это дает возможность изогнуть ткань и подкладку в нужных местах по фигуре и плотнее прошить швы.

Костюм от Сэвил Роу

Всего примерок бывает три. Но при повторном обращении для клиента будет достаточно посетить мастерскую лишь один раз. Все его пожелания, особенности фигуры и прочие индивидуальности будут бережно храниться в мастерской. Разумеется, с полным соблюдением конфиденциальности.

Восьмой этап – шелк для петель

Следующая стадия - обработка петель для пуговиц шелковой нитью. Конечно же, вручную. (А эта машинка для обметывания здесь совершенно случайно и просто для красоты, сэр!

- Джонсон, идиот, убери ее отсюда немедленно! Сорри, сэр, на чем мы остановились? Ах, да, исключительно вручную!).

Очень трудоемкий и длительный процесс, занимает до нескольких часов. Кстати, на весь костюм полностью уходит в среднем примерно 40 часов работы.

Девятый этап – глажка

Последним над костюмом работает гладильщик. Он придает костюму окончательную форму. Серьезная мастерская, кстати, всегда порекомендует вам отдавать костюм гладить после сильного сминания только этим профессионалам.

Третья примерка - ну в принципе, это уже все. Счастливый клиент после нескольких недель или даже месяцев ожидания уходит из мастерской. Хотя, конечно, можно что-то и подправить. Если взять с собой женщину, то она обязательно найдет, до чего докопаться.

Кстати, в одной из лучших компаний - Anderson&Sheppard - сказали, что если костюм на человеке, идущем по улице, выглядит как новенький, то портной не справился с работой. Костюм должен выглядеть как абсолютно естественная составляющая внешности человека.

Витрина The Savile Row Company

Ну и наконец несколько знаменитых мастерских с Сэвил Роу, с их сроками, ценами и знаменитыми клиентами. Не поручусь, что они до сих пор процветают, кстати. Коронавирус по всем прокатился безжалостно.

Gieves & Hawkes

Клиенты: король Георг III, Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, Чарли Чаплин, Билл Клинтон, Майкл Джексон.
Сроки пошива: 12 недель
Стоимость: от 4,5 тысяч фунтов.

Henry Poole & Co

Клиенты: практически вся британская королевская семья, в том числе легендарный Эдуард VIII, Наполеон III, Уинстон Черчилль.
Сроки пошива: от 3 месяцев.
Стоимость: от 3,5 тысячи фунтов.

Stowers Bespoke

Клиенты: Дэниел Крейг, Дэвид Бэкхем, Михаил Горбачев, некоторые арабские шейхи, некоторые члены британской королевской семьи.
Сроки пошива: от одной до восьми недель.
Стоимость: от тысячи фунтов.

Richard James

Клиенты: Том Круз, Элтон Джон, Хью Грант.
Сроки пошива: от 6 до 12 недель.
Стоимость: около 3350 фунтов.

Театральный режиссер Николай Коляда.