Эксперты рассказали, как аптекам избавиться от поддельных лекарств
Фальсификация лекарств, являющаяся серьезной проблемой по всему миру, особенно сильно обострилась в период пандемии коронавируса. Прецеденты были зафиксированы и в России. Так, в середине ноября в одной из столичных аптек Росздравнадзор изъял лекарства от COVID-19 — предположительно, контрафактные. В ведомстве отмечают, что только одна эта аптека могла продать подобные медикаменты примерно на два миллиона рублей.
Компании за такое нарушение может грозить штраф в несколько миллионов или приостановление деятельности. Однако больше всех в этой ситуации, конечно, страдают именно потребители.
Сообщается, что незаконные продажи ведомство смогло выявить благодаря введенной в 2020 году системе маркировки лекарственных средств, которая позволяет вести строгий учет медикаментов. Введение единой системы контроля за медикаментами было обусловлено тем, что до недавнего времени рынок фальсифицированных лекарств в России был богат и разнообразен. Чаще всего подделывались препараты средней ценовой категории, спектр действия которых мог быть очень разнообразен. По данным аналитиков, это лекарства начиная от «Терафлю» и заканчивая препаратами от онкологии.
Чтобы решить проблему некачественных лекарств, с января 2020 года решено было ввести обязательную маркировку для всех лекарственных препаратов. Потребители, не связанные с фармакологией, узнали об этом нововведении на фоне нехватки препаратов в период пандемии коронавируса и ошибочно связали два этих явления.
«30 сентября у аптек, дистрибьюторов и производителей лекарств якобы возникли некие сложности. Тут же появились статьи, некие общественные организации сразу нашли «виновных» — мол, дефицит лекарств связан с введением маркировки. Это преувеличение. Что бы вы понимали — сейчас в систему маркировки загружено порядка 10-15% лекарственных препаратов. Эти 15% не могли оказать влияние на остальные 85%. Да, сейчас ажиотажный спрос на противовирусные препараты, на антибиотики. Эта проблема есть, но она не связана с маркировкой», — объяснил ситуацию первый вице-президент ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов.
Глава организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов также отметил, что дефицит лекарств скорее связан с эпидемиологической обстановкой и другими сезонными и социальными факторами, чем с маркировкой.
«Негативный контекст формируется на стороне бизнеса, и его заложниками становятся обычные граждане. Аптечные сети либо используют ненадлежащее программное обеспечение, либо не формируют должный запас лекарств заблаговременно, зная про эпидемиологическую ситуацию и сезонный всплеск заболеваний», — сообщил Олег Павлов.
Что такое маркировка
Напомним, пилотный проект маркировки лекарственных препаратов стартовал еще в 2017 году. Реализует программу Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является совместным проектом холдинга Алишера Усманова ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).
За время работы системы маркировки в России удалось в 2,5 раза сократить оборот фальсифицированных и контрафактных лекарств, а рынок некачественных дорогостоящих онкопрепаратов — в десятки раз.
По прошествии почти четырех лет с момента запуска система маркировки «Честный знак» стала обязательной не только для производителей и аптек, но и для медицинских учреждений, логистических компаний и дистрибьюторов. На производстве каждому лекарству присваивается и наносится на упаковку уникальный цифровой код. А далее все логистические компании и дистрибьюторы обязаны при получении партии товаров вносить этот код в систему. Так же поступают и в аптеках.
Такой процесс помогает исключить возможность попадания на прилавки поддельных или контрафактных товаров, которые могут нанести ущерб здоровью покупателей.
«Ситуация с лекарствами всегда на особой повестке, потому что это жизненно необходимый товар. И качество этого товара — это не просто выброшенные деньги, а угроза здоровью и жизни граждан. Поэтому очевидно, что любые меры, которые направлены на повышение качества и безопасности этой продукции, они необходимы и оправданы. Выявление нарушений позволяет в режиме реального времени снимать бракованные, фальсифицированные или некачественные партии лекарств с продажи. Это делает маркировку одной из самых эффективных и технологичных мер защиты потребителя», — рассказал Олег Павлов.
Чем помогает маркировка
Система маркировки лекарств имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, она позволит не пропускать на рынок РФ недоброкачественные препараты или изымать их с рынка в автоматизированном режиме. Во-вторых, это сэкономит бюджетные средства, предотвращая мошеннические схемы в госзакупках. В-третьих, маркировка позволит отследить конечного потребителя препаратов, закупленных за счет казны. В-четвертых, она поможет держать цены на лекарства под контролем, управлять запасами и резервами препаратов.
Покупатели же будут защищены от медикаментов, которые могут нанести ущерб их здоровью. Отмечается, что зачастую в поддельных или контрафактных лекарствах содержится не указанное действующее вещество, а его дешевый аналог, который, к примеру, имеет другой срок годности или требует других условий хранения. В других ситуациях бывает, что вместо лекарства и вовсе могут продавать плацебо. Также были выявлены случаи, что в некоторых фальсифицированных препаратах содержались опасные для человека вещества.
Сейчас же, в условиях обязательной системы маркировки, любой покупатель с помощью смартфона может проверить качество препарата, покупаемого в аптеке или получаемого в поликлинике.
Помимо этого эксперты обещают, что новая система маркировки не приведет к росту цен. В результате, потребитель просто получит более качественные лекарства без доплат.
«Существенного повышения цен для потребителя не будет. Оно может составить копейки, но, по словам экспертов, это нивелируется за счет того, что выиграет добросовестный бизнес, поставляющий качественные лекарства. В конечном итоге, учитывая, что лекарства стоят сотни и тысячи рублей, такое повышение на несколько копеек, которое приведет к более высокому качеству продукции, к большей защищенности потребителя, абсолютно не является критичным», — подчеркнул Олег Павлов.