«Жизнь дороже, чем ущерб, нанесенный при ДТП»: почему нельзя останавливаться на МКАДе

Фото: Михаил ФРОЛОВ / photo.kp.ru
Начальник отдела взаимодействия со СМИ столичного управления ГИБДД Любовь Высоцкая в программе «Московские окна» рассказала о специфике передвижения по МКАДу и правилах поведения при ДТП на скоростных магистралях.

Скачать передачу [mp3, 29.9 МБ]

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


М. Антонов:

- В студии Анастасия Варданян и Михаил Антонов. У нас сегодня специально приглашенный гость. Потому что есть большая тема - ДТП на МКАДе и скоростных магистралях. Поговорить об этом мы решили с начальником отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ Управления ГИБДД Главного управления МВД России по городу Москве, майором полиции Любовью Высоцкой.

Л. Высоцкая:

- Здравствуйте.

А. Варданян:

- Многие москвичи заметили, что понавешали на МКАД такие электронные таблички которые говорят: остановка на МКАД запрещена. В случае ДТП съезжайте на обочину. Стали разбираться, в ПДД никаких изменений не вносили.

М. Антонов:

- Бывают такие ДТП, что и не съедешь, машина просто не двигается. И куда съезжать, на какую обочину?

Л. Высоцкая:

- Данная трактовка, которая светится на табло на МКАД, размещена сотрудниками Центра организации дорожного движения с посылом, что жизнь дороже, чем ущерб, нанесенный при ДТП транспортным средствам. Конечно, столичное ГИБДД поддерживает такое высказывание. Но хотелось бы отметить, что мы живем в правовом государстве. И должны нести ответственность за любые наши высказывания и призывы. В Правилах дорожного движения никаких изменений на этот счет не внесено. Что касается остановки на МКАД, она запрещена. Но запрещен сам факт остановки, не в случае ДТП. В случае ДТП водителю предписан ряд обязанностей. В частности, согласно пункта 2.5 Правил дорожного движения, при ДТП водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить, не трогать с места транспортное средство.

А. Варданян:

- Получается, эти таблички противоречат Правилам дорожного движения.

М. Антонов:

- Где бы авария ни произошла.

Л. Высоцкая:

- Совершенно верно.

М. Антонов:

- А как с этим взаимодействовать? Понятно, что Правила дорожного движения написаны кровью. Но получается диссонанс.

Л. Высоцкая:

- Если говорить конкретно о данной правовой норме, стоит отметить, что она не кровью была написана, а необходимостью дальнейшего развития событий в случае ДТП. Когда наше транспортное средство при аварии получает ущерб, мы хотим этот ущерб возместить. Не говоря уже о том, что в ДТП могут быть более страшные последствия - раненые, погибшие. И там уже вступает в силу другой ряд обязанностей. При наличии пострадавших в ДТП людях, вообще говорить о том, чтобы покинуть место ДТП, не приходится. Этого нельзя делать ни в коем случае.

М. Антонов:

- А форма европотокола при легкой аварии на МКАД действует так же, как и на всех других улицах?

Л. Высоцкая:

- Совершенно верно. Для того, чтобы составить европрокотол, его можно составлять, съехав в более безопасное место, при ДТП все равно необходимо остановить транспортное средство, оценить нанесенный ущерб, зафиксировать этот ущерб. Зафиксировать обломки, осколки, другие вещи, которые имеют отношение к ДТП, дорожные знаки, зафиксировать дорожную инфраструктуру и привязку к местности.

А. Варданян:

- То есть в любом случае нужно остановиться, выйти из машины. И это опасно для жизни.

Л. Высоцкая:

- Конечно, МКАД - особая территория, что касается безопасности дорожного движения, здесь очень много нюансов. Нужно говорить о мерах безопасности дорожного движения, которые должны принимать участники дорожного движения.

А. Варданян:

- Что же делать, если ДТП произошло?

Фото: Виктория Бурикова / somanyhorses.ru/zhenshhiny-v-muzhskih-professijah-major-policii-ljubov-vysockaja

Л. Высоцкая:

- Раздел 2 ПДД, пункт 2.5 гласит: остановить транспортное средство. Убрать машины можно в случае, если ущерб не превышает установленные законом суммы по выплате, если мы говорим про европротокол, это не более 400 тысяч рублей. И в случае, если у нас не более двух участников. Также в случае, если нет пострадавших в ДТП людей. Мы все равно должны остановиться, выставить знак аварийной остановки - в черте города не менее 15 метров от места ДТП, если это территория вне населенного пункта, то это не менее 30 метров.

М. Антонов:

- С нами на прямой связи Петр Шкуматов, координатор движения «Общества Синих Ведерок».

П. Шкуматов:

- Всем привет!

М. Антонов:

- Что скажешь по поводу ситуации, которую мы обсуждаем?

П. Шкуматов:

- У нас в ПДД есть понятие «крайняя необходимость». Когда нарушение того или иного пункта правил связано с большой степенью опасности. Остановка на скоростной магистрали - это очень большая опасность. Госкомпания «Автодор» уже долгое время борется за корректировку этого пункта правил. Что в случае мелкого, незначительного ДТП без жертв участники не должны стоять на скоростной магистрали и должны незамедлительно, не фотографируя, не выставляя никакие знаки, если машина на ходу, убрать транспортное средство. Но к ГИБДД у меня нет никаких претензий. Потому что ГИБДД - это исполнительный орган власти. Правила устанавливает у нас правительство. ПДД - это постановление правительства Российской Федерации. И здесь уже назрели коррективы. В частности, на дорогах для автомобилей или автомагистралях, безусловно, должны быть другие правила оформления аварий, в том числе которые должны включать в себя то, что сейчас написано на МКАД. Наезд на препятствие в эту погоду, когда все летит со всех сторон, лобовое стекло постоянно находится в полугрязном состоянии, щетки не справляются. Даже если ты едешь медленно, 60-70 км/ч, все равно серый автомобиль на сером фоне, когда темно, незаметно. И знак аварийной остановки тоже не помогает вовремя обнаружить препятствие и затормозить. Здесь надо коллективно обращаться в правительство Российской Федерации, чтобы соответствующие чиновники обратили внимание на проблему, которая существует. И внесли коррективы в Правила дорожного движения. Разумеется, с участием страховых компаний, чтобы не плодить случаи страхового мошенничества, и Госавтоинспекции.

М. Антонов:

- Спасибо. Все это хорошо, когда мы говорим о мелком ДТП без жертв. Но сколько водителей сейчас напишут, что были подобные случаи, когда вроде бы ДТП небольшое, вроде как на взгляд это все покрывается европротоколом. А только потом уже находятся какие-то болячки, и денег на ремонт не хватает.

А. Варданян:

- Повреждения не всегда можно оценить навскидку.

М. Антонов:

- Конечно. Хорошо, оставляем машину и дожидаемся полицию. Можно назвать количество людей, которые выезжают на аварии на МКАД?

Л. Высоцкая:-

- МКАД является магистралью повышенной опасности. И этому в Управлении ГИБДД Москвы уделяется особое внимание. В случае ДТП на МКАДе незамедлительно надо сообщить об этом в правоохранительные органы. Обязательно сделать акцент на том, что именно на МКАД произошла авария. Выезд в таких случаях осуществляется практически незамедлительно. В самом ситуационном центре ГИБДД Москвы ежедневно практически беспрерывно осуществляется мониторинг МКАД. Если мы сами выявляем случаи ДТП, дистанционно передаем информацию в подразделения Госавтоинспекции, обслуживающие территорию МКАД, и направляем туда наряд. Маршруты патрулирования разрабатывают на основании оперативной обстановки. И на сообщения о ДТП на МКАД реагируем незамедлительно.

М. Антонов:

- По статистике, аварий на МКАД стало меньше или больше?

Л. Высоцкая:

- Мы сравнили аварийность на МКАД в 2018 и 2019 годах. У нас идет снижение аварийности на МКАД. Если в 2018 году у нас было 841 ДТП, в которых погибли или пострадали люди, то в 2019 году уже 761 ДТП произошло. Если в 2018 году 66 человек погибли, то в 2019 году погибло 59 человек. И количество раненых сократилось.

М. Антонов:

- Люди стали аккуратней?

Л. Высоцкая:

- Я думаю, что это комплекс мер дал результат. Культура на дорогах среди автовладельцев растет. Мы это видим. Это комплекс мер, предпринимаемых правительством Москвы совместно с правоохранительными органами по налаживанию дорожной инфраструктуры. Все в совокупности. Я думаю, что больше влияет правосознание, культура на дорогах.

А. Варданян:

- А на культуру влияют камеры, которых с каждым днем все больше и больше.

Л. Высоцкая:

- Не без этого.

М. Антонов:

- Камеры еще будут добавляться?

Л. Высоцкая:

- Они добавляются. Недавно ЦОДД разместил информацию о новых камерах. Я предполагаю, что количество камер будет увеличиваться. Они вносят свой вклад в безопасность дорожного движения.

Фото: Макеев Иван / photo.kp.ru

М. Антонов:

- На форумах зачастую обсуждают, кто на дороге наглее себя ведет. Кто-то ругается на фуры.

А. Варданян:

- На таксистов.

М. Антонов:

- Я ругаюсь на «шашечников». На кого больше жалуются? Кто чаще попадает в ДТП?

Л. Высоцкая:

- База позволяет сделать такую выборку. Лидируют не женщины. Могу сказать о факторах, которые влияют на аварийность. Безусловно, это скорость, хаотичное передвижение, резкие маневры. Допускать на МКАД их в принципе нельзя. Раньше МКАД называли «дорога смерти». Неспроста. Потому что допустимая скорость на МКАД выше, чем на остальной уличной дорожной сети города - 100 км/ч. Прибавляем сюда нештрафуемый порог до 20 км/ч. Получаем огромную пятиполосную магистраль, движущиеся транспортные средства на достаточно большой скорости. О каких хаотичных маневрах и увеличении скорости здесь может идти речь? Это недопустимо. Я бы сказала, что большее количество аварий у нас из-за превышения скорости.

А. Варданян:

- А в какое время они происходят?

Л. Высоцкая:

- МКАД наиболее опасной становится, когда она пустая. Это раннее утро, ночные часы. Большинство ДТП со смертельным летальным исходом происходят в это время. Остановка - да, она запрещена. Просто останавливаться на МКАДе по каким-либо причинам нельзя. Приведу пример. Около двух лет назад произошло страшное ДТП. Около 5 утра МКАД пустая, летит транспорт. У женщины пробило колесо. В машине на заднем сидении сидит 5-летняя девочка - ее дочь. Она была в кресле, пристегнута. Женщина останавливается практически на середине МКАДа. И выходит на дорогу посмотреть, что у нее с колесом. В это время подъезжает сердобольный водитель такси, чтобы помочь ей. И на полном ходу в них въезжает водитель автобуса с пассажирами. Женщина погибает на месте. Таксист с тяжелейшими травмами - в реанимации. Девочка отделалась ушибами.

А. Варданян:

- Как себя вести правильно в такой ситуации?

Л. Высоцкая:

- Пробило колесо. Я уверена, что транспортное средство передвигаться хотя бы как-то могло. Надо было включить аварийную сигнализацию и продолжить аккуратно перестраиваться и съехать на обочину. Эта остановка для нее была роковой. В таких случаях я могу сказать: не останавливайтесь, езжайте на обочину. Но в случае, если у нас минимум двое участников ДТП, здесь все сложнее.

М. Антонов:

- Одежда со светоотражающими элементами?

Л. Высоцкая:

- Это был май. Было достаточно светло. Водитель мог заметить остановку. Но скорость настолько велика, что водитель просто иногда не могу сориентироваться достаточно быстро. Такие страшные аварии на МКАДе происходят потому, что скорость большая.

М. Антонов:

- Многие предлагают увеличить разрешенную скорость на МКАД. Вот комментарий: «Есть страны, где на некоторых шоссе вообще нет ограничения скорости». В Германии на автобанах нет ограничения скорости. Но правила остановки на автобанах тоже регламентированы.

Л. Высоцкая:

- После ДТП, о котором я говорила, выясняли причины, запрашивали регистраторы. И нам было непонятно. Сначала думали, водитель автобуса уснул. Но траектория была настолько ровной, не характерной для человека, который засыпает за рулем. Как правило, у него транспортное средство начинает маневрировать вправо-влево. Когда происходит ДТП со смертельным исходом, мы передаем все материалы следствию. В этом случае водитель автобуса даже не предпринял меры к остановке. Это загадка.

М. Антонов:

- «У нас из-за царапинки на бампере в темноте просто на улице остановились две машины, спорили, 150 или 500 рублей за полироль. В них въехал грузовик. Три трупа, два калеки. И таких нелепых смертей тысячи по стране. Надо штраф за остановку на МКАД и лишение прав. Может, тогда сохраним жизни людей». Есть предложение, чтобы снизить количество смертей, надо снизить скорость движения на той же МКАД.

Л. Высоцкая:

- Оценку я не буду давать существующим правилам дорожного движения. Расскажу историю по поводу снижения скорости на МКАД. Года два назад семья ехала в крайней правой полосе. Муж, жена и четырехмесячная девочка. Все пристегнуты. Девочка в специальном детском удерживающем устройстве. Едут со скоростью 60 км/ч на МКАД. За ними едет большой грузовой транспорт. Водитель грузовика принимает решение перестроиться, потому что ехали они медленно. А за этим грузовиком едет другой грузовик, большая фура. И едет на достаточно большой скорости. Когда он видит перестраивающийся грузовик, он не думает снижать скорость. Предполагает, что продолжит свое движение с той скоростью, с которой он шел. Он не успевает притормозить, перед ним резко оказывается легковой автомобиль, едущий со скоростью 60 км/ч. Происходит столкновение с попутно движущейся легковой автомашиной. Он практически ее сносит. Были большие повреждения. В последний момент он пытается уйти от столкновения. И удар приходится на то место, где находилась маленькая девочка, которая погибла.

Фото: Фролов Михаил / photo.kp.ru

А. Варданян:

- Есть минимальный порог скорости на МКАД?

Л. Высоцкая:

- Такого порога нет. Максимальная скорость - 100 км/ч. Есть незыблемое правило для всех участков дорожно-транспортной сети. Ехать надо в потоке транспортных средств. Не превышать скорость, я к этому не призываю. Но ехать 60 км/ч на МКАД тоже опасно.

М. Антонов:

- В некоторых странах иногда движение на скоростных трассах достигает 100-110 км/ч. При этом дорога гладкая, водителя это убаюкивает. Они через какое-то расстояние ставят знак ограничения скорости и кладут маленьких «лежащих полицейских», чтобы была встряска для водителя.

Л. Высоцкая:

- Может быть, в этом есть резон.

М. Антонов:

- Расскажите про отчаянных людей, для которых МКАД - прогулочная дорога.

Л. Высоцкая:

- Которые пытаются пересечь их пешком.

М. Антонов:

- Они трезвые? Или по-разному?

Л. Высоцкая:

- Не углублялась в этот вопрос. Скажу сразу: такие люди есть. У нас снижение погибших пешеходов, по сравнению с прошлым годом. В 2018 году это было 13 человек, в 2019 году - 8 человек. Да, это отчаянные люди. Мы не знаем цифру, скольким удалось пересечь МКАД.

М. Антонов:

- Велосипеды, самокаты на МКАД - нельзя же.

Л. Высоцкая:

- На велосипеде - ни в коем случае.

М. Антонов:

- А электросамокат?

Л. Высоцкая:

- Тоже. Человек, который передвигается на электросамокате, он пешеход, согласно действующим нормам. Пока у нас не введены никакие другие категории для тех, кто передвигается на электросамокатах.

М. Антонов:

- Они являются пешеходами и не могут быть участниками дорожного движения на МКАД.

Л. Высоцкая:

- Конечно.

М. Антонов:

- Спасибо!

Общество