«Доходы людей не успевают за этим»: эксперт обрисовал перспективы автомобильного рынка в РФ

«Доходы людей не успевают за этим»: эксперт обрисовал перспективы автомобильного рынка в РФ
Повышение утилизационного сбора и ключевой ставки могут привести к стагнации рынка.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал о перспективах российского автомобильного рынка.

«Я бы не сказал, что все плохо, но уж точно не скажу, что хорошо. Совершенно очевидно, что есть вероятность стагнации рынка, потому что понятно, что у нас повышается утилизационный сбор и будет повышаться планомерно. Понятно, что Центробанк ужесточил выдачу автомобильных кредитов и логика в этом есть, потому что огромное количество невозвратных денежных средств, а ставка весьма велика, она фактически заградительная. Мне сложно представить, как выплачивать эти проценты, такие большие среднестатистическому человеку, который покупает, ну, достаточно недорогой автомобиль за вполне себе приличные деньги», — сказал он.

По его словам, Центробанк пытается решить эту проблему, притормаживая выдачу автокредитов.

«Если раньше направо и налево выдавали кредиты и фактически людей вынуждали брать этот кредит, потому что в этом случае получается машина дешевле, и многие люди, не очень сильно обладая финансовой грамотностью, сломя голову, бежали покупать новый автомобиль, беря кредит, а потом у них возникали проблемы. Центробанк применяет определенные меры, а это значит, что будет какой-то откат. Но мы можем надеяться, что у импортеров появятся какие-то иные финансовые инструменты. Может быть, банки свои появятся, как это было раньше, как какой-нибудь «Фольксваген-банк» или что-нибудь в этом роде, или коллаборации, которые позволят снизить или компенсировать процентную ставку кредитную, и тогда какой-то подскок в обратную сторону будет. Сегодня же ожидания, конечно, негативные, потому что, ну вот тот самый утилизационный сбор, перед которым люди поактивнее стали покупать машины, а потом явно замедлятся с ожиданием того, что к 2030 году он вообще будет сумасшедшим, и мне кажется, что вот те самые обещания, которые даны, они воплотятся в жизнь, а доходы людей не успевают за этим», — пояснил он.

Хайцеэр отметил, что единственным положительным моментом можно назвать то, что дешевеет вторичный рынок.

«Потому что вот эти ожидания продавцов, желающих продать машину за очень дорого, они неоправданны, когда люди стали выбирать все-таки новый китайский автомобиль вместо подержанного европейского. Не каждый готов вкладываться в обслуживание старого BMW — да, приятнее, да, там много положительных факторов, но новое есть новое, гарантийное есть гарантийное, даже со всеми многочисленными минусами китайскими. Все равно людям комфортнее думать, что новая — значит, надежная, на гарантии», — уточнил он.

При этом он подчеркнул, что каршеринг или аренда автомобиля не смогут массово заменить покупку собственного.

«Вот та система, которая на Западе действует давно, оперативный лизинг — эта штука более рабочая, чем каршеринг. Во-первых, каршеринг, конечно, будет дорожать, как дорожает весь рынок. Во-вторых, в ментальности человека заложено, что он хочет иметь свой автомобиль, потому что не везде поедешь на каршеринге, не везде воспользуешься каршерингом. Есть такая старая забытая форма, как прокат автомобиля — это тоже достаточно дорогостоящая история. И фраза «машину и жену не дам никому» тоже работает. Понятно, что какая-то часть людей, помолодевшая, могут действительно отказаться от автомобиля и сегодня отказываются, но периодически об этом жалеют. Поэтому этот процесс будет еще долгим и завершится ли он в пользу такси и каршеринга — я не уверен, как точно так же я не уверен, является ли нашим будущим электрический автомобиль. Как говорится, бабка надвое сказала.

Мне кажется, что частные автомобили, по крайней мере для тех, кому есть где их хранить, будут существовать, потому что это просто определенная степень удовольствия, не только стереотипов. Человек выбирает автомобиль не только как средство передвижения, а как часть жизни. Когда исчезнут такие люди, а думаю, что не при нашей с вами жизни, ну тогда, наверное, что-то изменится, а может быть, появится какая-то другая форма», — подытожил он.

Ранее координатор движения «Общество синих ведерок», автоэксперт Петр Шкуматов прокомментировал инициативу о введении штрафов за опасное вождение.

Post persons