Игорь Писарский: «Любой шеф-повар вырос на маминых оладушках»
На днях, 20 октября, страна, не заметив праздника за ковидными ограничениями, скромно отметила традиционный Международный день шеф-повара.
Все мы немножко шеф-повара на своих кухнях и, пожалуй, даже самый закоренелый одиночка, поклонник сыроедения и мрачный гастроненавистник сталкиваются с необходимостью соорудить себе бутерброд, развести кипяточком и заправить какими-нибудь, прости Господи, ягодами годжи магазинные хлопья или виртуозно сварить яйцо всмятку.
Но истинный шеф-повар — повелитель сверкающей ресторанной кухни, гроза поварят, кумир гостей, владетель тайных рецептур — это вам не уютный домашний кулинар.
Это амбассадор гастрономической культуры, художник, черт побери!
Постойте-постойте, — скажут скептические читатели.
— Какой-такой художник? Вот все это тошнотворное молекулярное с пеночками как от опадающего шампуня? Вот это вот инстаграмное издевательство на пол-укуса, поданное на половине березового полена вместо нормальной тарелки? Вот эти шесть тысяч кровных рублей, выложенных за кусок обыкновенной говядины!? — скажете вы.
— Моя бабушка (мама/жена/соседка) готовит это так, что никакому шеф-повару не приснится! — скажете вы.
— Послушайте, да они просто готовят макароны, варят супы и лепят пельмени! — скажете вы.
И будете, по-своему, правы.
Действительно, любой самый-рассамый шеф-повар рос на маминых котлетках и бабушкиных оладушках. И помирать будет, попросит себе на финальный ужин, вероятно, не молекулярную экзотическую субстанцию, а что-нибудь из родное и знакомое с детства.
Ну и что? Нам просто следует признать, что гастрономия это искусство.
Как музыка, живопись, театр.
Вот, скажем, архитектуре никто не отказывает в праве называться искусством. Да, это искусство бифункциональное, сочетающее художественное начало с утилитарной прагматичностью и технологическим требованиями.
Вот и гастрономия искусство бифункциональное. Оно про пожрать, конечно. Но оно же и про насладиться.
И тогда, если мы придем к согласию в том, что гастрономия это искусство, пазл сложится — все определенно и логично встает на свои места.
Это искусство и поэтому в нем существуют различные художественные течения.
Это искусство и оно подвержено влиянию преходящей моды.
Это искусство и отдельные его образчики бывают очень дорогим удовольствием. И часть потребителей готовы платить за него.
Это искусство и значит в нем есть место авангарду и традиции.
И конечно, если это искусство, то шеф-повар в нем художник.
Собственно, им — шеф-поварам, российским художникам от гастрономии мы с моим соавтором — фотографом Игорем Ганжой посвятили книгу «Герои новой русской кухни», изданную года три назад.
С тех пор ряды героев пополнились новыми именами, а кто-то безвременно ушел (помним Сережу Ерошенко — шефа ресторана «Честная кухня»). Но все они были, есть и останутся настоящими художниками. Без скидок.
Ну и про пожрать, конечно, не отнять — вкусно они готовят. Каждый по-своему — художники ведь! — но все вкусно.