Происходит болезнь роста: в Союзе потребителей объяснили увеличение числа жалоб на маркетплейсы
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ в беседе с радио «Комсомольская правда» (radiokp.ru) рассказал, действительно ли российские власти могут вернуться к идее контроля маркетплейсов. Минпромторг отмечает участившиеся жалобы клиентов Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет». В частности, они сообщают о сложностях с возвратом товара, срывах сроков доставки, отсутствии достоверной информации о товаре.
Как заявил Щелищ, в РФ произошел взрывной рост интернет-торговли. За последние 10 лет объем розничной онлайн-торговли увеличился в десять раз. В прошлом году он составил 5 триллионов.
«Почему произошел такой рост? Потому что потребитель это приветствует, ему это удобно. Пандемия подтолкнула к этому. Но в прошлом году уже пандемии не было, а объем продаж вырос на 20%. И нет оснований ожидать, что он станет меньше. В этом плане все нарушения, которые допускаются, очень болезненны. И на маркетплейсах сейчас концентрируется весь объем продаж. Когда люди читают о неприятностях или сами в них попадают, то, конечно, это сдерживает развитие компаний. Потребитель в таких случаях голосует рублем и надо дать ему эту возможность, а крупнейшим маркетплейсам надо помочь учитывать позицию потребителя и оперативно разбираться в нарушениях», — отметил эксперт.
По его словам, сейчас в стране есть два самых крупных маркетплейса, которые занимают львиную долю рынка, и если они будут синхронно допускать одни и те же ошибки, у потребителя уже особого выбора не будет.
«Но у нас имеется очень правильное законодательство о госконтроле, которое недавно было принято, но пока еще не очень видно, чтобы работало. В нем упор сделан на профилактику нарушений, которая основана на самообследовании бизнеса с участием представителей потребительского сообщества. Пока, к сожалению, мы не видим такой активности маркетплейсов. Мы им постоянно предлагаем создавать свои программы контроля и предупреждения нарушений. К нам приходит много жалоб на интернет-компании. Но у нас с ними хорошее взаимодействие. Все жалобы мы первым делом пересылаем им, а они со своей оценкой жалобы отправляют своим партнерам. И почти всегда все успешно решается и жалобы снимаются. Но бывает иногда, что дело доходит до судов. Мне кажется, что тут происходит болезнь роста. Когда интернет-компании очень быстро развиваются, за всеми процессами трудно уследить. Но надо понимать, что не в их интересах допускать нарушения, потому что это не улучшает, а портит их бизнес», — резюмировал собеседник радио.
Ранее стало известно, что ФАС проверит маркетплейсы после сообщений о росте цен на армейское снаряжение.
Тем временем экономист Никита Кричевский в эфире Радио «Комсомольская правда» раскрыл, почему России не страшен потолок цен на нефть и как страна с легкостью обходит западные санкции.