«Онлайн в более выгодном положении»: эксперт оценил возможность банкротства 20% торговых центров в РФ
Основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал сообщение о возможном банкротстве 20% ТЦ.
По его словам, пока ничего особенного на рынке торговых центров не происходит, даже колебания посещаемости находятся на микроскопическом уровне, то чуть-чуть в плюс, то чуть-чуть в минус.
«Вопрос немножко в другом, что с экономикой торговых центров в 2025 году будет владельцам гораздо сложнее. Есть целых три момента, которые, скажем так, надо разбирать. Первый момент — это очень большой процент по кредитам, который вырос из-за того, что ставка ЦБ поднялась. И собственники начинают считать, а смогут ли они обслуживать кредит по этим новым ставкам. С учетом того, что недвижимость играет в долгую, платить каждый раз по ставке 25% ни в какой бизнес-план не входит. Второй фактор — это вопрос, связанный с повышением налога на прибыль с 20 до 25%. И еще один момент, который связан уже чисто с торговыми центрами и недвижимостью. Теперь по Налоговому кодексу допустимо увеличивать коэффициент расчета налога на недвижимое имущество. Что касается зданий и сооружений вместо 2,2% может быть 2,5%, а что касается участков, то вообще вместо 0,3% аж целых полтора процента», — сказал он.
Эксперт отметил, что торговые центры двигаются в сторону общественных объектов, где все больше места занимают уже не торговые операторы, а они, естественно, уже по совершенно другим ставкам платят.
«Мы написали соответствующее письмо президенту РФ, которое 16 октября отправили. И вот там как раз основная канва — это то, что торговые центры — это объекты, которые уже на сегодняшний день показали, что они могут очень хорошо работать и в общественном назначении, и для социализации, и много еще для чего. И, соответственно, нужно это все как-то адаптировать. Мы даем какие-то подходы, как мы видим, и мы очень хотим встроиться в то, что будет дальше. Когда мы говорим об общественных пространствах, мы говорим, в том числе о развлекательных вещах, о спортивных, о тех, которые развивают личность, укрепляют семью и так далее. И процент площадей, которые используются вот под это все, постепенно увеличивается. Если мы договоримся с государством именно по этому направлению, то он будет увеличиваться еще больше, но я бы сказал, что есть все-таки определенный предел, после которого просто экономика уже начинает не биться. И тогда уже действительно объект надо останавливать, полностью подо что-то переделывать или даже сносить и использовать участок под другое назначение», — пояснил он.
Войцеховский добавил, что торговые центры — это 25% всего розничного оборота в стране, который постепенно отступает под давлением того, что покупателям нравятся новые технологии, а также потому что правила игры между каналами не установлены.
«Онлайн на сегодняшний день реально находится в более выгодном положении. Поэтому в законодательстве это все тоже надо учитывать. Соответственно, сейчас разрабатываются законы по маркетплейсам, и я думаю, что после этого все-таки ситуация с онлайн и офлайн торговлей несколько изменится. Просто вопрос в том, что если торговые центры работают полностью в белую — они и контролируются постоянно, и платят налоги со всего, с чего можно, и арендаторы торговых центров также, а вот что касается маркетплейсов, то многие вещи у них просто по-другому называются, и поэтому они где-то не контролируются, где-то не облагаются налогами и так далее. А мы хотим честной игры, вот и все», — подытожил он.
Ранее основательница Wildberries Татьяна Бакальчук заявила, что планы «Яндекса» по продаже наружной рекламы в очередной раз подтвердили логику объединения маркетплейса и компании Russ.