«Сам не хочет принимать эти меры»: эксперт объяснил ситуацию с возможным отказом Индии от российской нефти
Директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал противоречивые заявления в СМИ о том, что Индия намерена отказаться от покупки российской нефти после угроз президента США Дональда Трампа.
По его словам, о том, что компании, импортирующие нефть, пребывают в растерянности и пытаются перестраховываться, говорит существенное увеличение объема грузов, которые отправляются в серую, то есть без указания конкретного порта назначения, и почти все эти грузы идут из России в Индию.
«С другой стороны, все ждут какой-то внятной реакции правительства Индии, какой-то четкой позиции, которая пока не высказана, то есть, есть заявления разных чиновников, в основном не очень высокого ранга. Эти заявления, как правило, сводятся к тому, что Индия не будет идти на попятную и не поддаваться давлению США, но со стороны премьер-министра или кого-то еще из ведущих чиновников до сих пор никакой четкой реакции не было, все ее ждут. Учитывая особенности политики Трампа, все возможно. Другое дело, что для Индии это такой исторический выбор, принципиальный выбор, на который смотрят во всем мире, потому что, если единожды поддаться на это давление, то дальше Трамп может использовать его по любым другим поводам, включая внутриполитические. То есть это опаснейший прецедент вообще в мировой политике, выходящий за пределы экономики. И сейчас, на самом деле, от позиции Индии многое зависит в целом в раскладе геополитическом на ближайшие годы, поэтому для Индии это выбор намного более принципиально важный, чем просто нефтяная торговля. Да, Индия потеряет порядка 10 млрд долларов, не считая возможного роста цен, но это не главное в данном случае в этом выборе», — сказал он.
Белогорьев отметил, что с Китаем все проще намного, Китай на всех уровнях заявляет, что он не будет как как-либо сворачивать нефтяную торговлю с Россией, это принципиальная позиция, она четко высказана.
«У Индии другая политика всегда была. Индия всегда весьма болезненно относилась к вторичным санкциям, для нее важнее отношения с США, чем для Китая, поэтому сложно сказать. Действительно, выбор, который сейчас стоит перед правительством Моди, он очень сложный, и отчасти решение будет непредсказуемым. Я не думаю, что Китай здесь является фактором. Напротив, для Индии важна роль России как арбитра в споре азиатских стран, поэтому нет, отношения с Китаем на отношения с Россией не влияют в данном случае, но с США Индия, конечно, не хотела бы ссориться ни по военно-политическим, по экономическим причинам. Все-таки значительная часть экспорта индийского идет именно на американский рынок, но проблема здесь в том, что совершенно не очевидно, что, если Индия вообще свернет нефтяную торговлю с Россией, что пошлины в итоге не будут введены, потому что факторов, которые влияют на величину этих пошлин, на их появление, великое множество, и нефтяная торговля с Россией только одна из многих. Поэтому, я думаю, что индийское правительство тоже в растерянности, не очень понимает, как дальше себя вести с Трампом. Я думаю, что из 1,8 млн баррелей в сутки, что мы поставляем в Индию, до половины может действительно выпасть. То есть придется сокращать добычу. Остальное так или иначе будет распределено между другими рынками, в том числе серые поставки в Индию сохранятся. Это приведет к росту цен, примерно на 10 долларов за баррель могут цены увеличиться, но здесь много других факторов, которые на цены влияют. Поэтому в целом цены снижаются на рынке. Если бы не геополитические факторы, они бы сейчас были ниже. Это, конечно, проблема и для Индии, и для многих других стран-импортеров. То есть все бы хотели, на самом деле, сохранить текущий объем российского экспорта и его структуру, я думаю, что и сам Трамп, в общем-то, хотел бы примерно то же самое видеть на рынке, что есть сейчас. Он сам не хочет принимать эти меры», — подытожил он.
Ранее президент Независимого топливного союза Павел Баженов прокомментировал рост цен на топливо. По его словам, ограничение экспорта бензина повлияло только на оптовые цены, а не на розничные.