«Эффект самозанятых уже имеется»: экономист оценил предложение повысить пенсионный возраст до 75 лет

Nikolay Gyngazov/Global Look Press
Рынок труда в России до сих пор имеет подходы дискриминационного характера.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал предложение депутата Госдумы Светланы Бессараб о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

По его словам, любое предложение должно быть экономически обоснованно.

«В данном случае это просто какие-то общие рассуждения поскольку это не опирается на состояние рынка труда. И, соответственно, сложно согласиться с тем, что каким-то образом кого-то заинтересует продолжать трудовую деятельность. Давайте начнем просто с основы основ. Итак, у нас пенсионный возраст должен быть все-таки привязан к средней продолжительности жизни. Если вы делаете пенсионный возраст таким образом, что до него значительная часть может не дотянуть, то это вообще прекращает какой-то стимул участвовать в накопительной страховой системе пенсионной, соответственно становится, стимулом для человека уход в теневой рынок труда. Ну, потому что на пенсию не накопишь, потому что не поймешь, когда она там появится и будет ли вообще, давайте лучше я сейчас на сэкономленных работодателем взносах попытаюсь выторговать себе более высокую заработную плату. Все такие проявления, когда принимались необдуманные решения, мы уже видели. Это первое. Второе: надо понимать, что рынок труда у нас до сих пор имеет подходы дискриминационного характера. Это касается разных категорий. И молодежи без опыта, и женщин с детьми, ну и тем более людей в возрасте. Поэтому нужно ответить на вопрос, кто будет обеспечивать занятость и не ляжет ли для на бюджет обязательство содержать огромное количество безработных лиц старшего возраста, которые не смогут найти себе применение на рынке труда. Надо понимать, что к этому возрасту, если мы посмотрим с вами среднюю статистику ВОЗ, 40% людей имеют хронические заболевания, связанные уже с инвалидностью. Это тоже как бы то ограничение, которое не позволяет бесконечно увеличивать пенсионный возраст. Вообще какая мотивация человека гнаться за морковкой, которая никогда не будет достигнута? Потому что представьте себе, вот только-только пенсионный возраст повысили и начинаются опять разговоры о его повышении. Демотивация в лучшем виде», — сказал он.

Сафонов отметил, что вряд ли такая инициатива будет принята даже в ближайшие лет 10-15.

«Мы видим, чем это заканчивается в других странах, когда общество просто не принимает такого рода крайние решения. Есть закон, который предопределяет, что количество пенсионных баллов, от которых и считается размер страховой пенсии. Это количество складывается от, безусловно, стажа, но самое главное от заработной платы. То есть, условно говоря, вот если у человека 60 тысяч рублей в кармане в виде заработной платы, то он сможет заработать в год чуть больше пяти баллов. Соответственно, даже если мы сейчас увеличим на 10 лет пенсионный возраст, то количество баллов, которое средний человек может заработать на сегодняшний день, — не больше 55. Приращение пенсии составит около 10 тысяч рублей. Поэтому, о чем там рассуждения по поводу в два раза, в три раза непонятно. Ну и плюс ко всему прочему, надо понимать, что если кто-то надеется на то, что просто сократятся расходы Пенсионного фонда на выплату пенсии, поскольку пенсионный возраст при повышении дает такую опцию, то надо насчитать и то количество людей, которое не захочет вообще формировать себе пенсию, эффект самозанятых у нас уже имеется», — пояснил он.

Ранее директор Центра исследований социальной экономики, экономист Алексей Зубец прокомментировал предложение включить период обучения в высших и средних профессиональных учреждениях в страховой стаж.