«Они не глупые — они рациональные»: психолог Григорий Никонов раскрыл секрет мотивации молодежи

Студенты на лекции
Мы так часто привыкли говорить и слышать фразу «ох уж эта молодежь». Кто-то считает новое поколение лучше нас, кто-то хуже, но какое оно на самом деле? Разбирался психолог и педагог Григорий Никонов.

Последние 8 лет я преподаю в высших учебных заведениях и мне, хоть и не каждый день, но регулярно задают вопрос: какие они, нынешние студенты? Хороши ли, умны ли? Каков современный студент глазами преподавателя? Спрашивающие обычно хотят услышать что-то про ЕГЭ, который испортил детей. Я работал только с егэшниками, поэтому мне не с чем сравнивать. С собой сравнить тоже не получится. Во-первых, я пристрастен. Во-вторых, это было давно и неправда — в смысле, я не так хорошо помню события 20-летней давности. В-третьих, это надо делать не «на глаз», а опираясь на конкретные показатели, которые я могу собрать сейчас, но о которых не думал, когда учился. Тем не менее, у меня есть соображение, которым бы мне хотелось поделиться.

Бывают умные и не очень

Для начала скажу фразу, которая разочарует тех, кто хотел получить простой ответ. Всякое бывает. Бывают как умные, так и не очень студенты. Ими могут быть как девочки, так и мальчики. Говорить о всех скопом, это слишком грубое обобщение, чтобы делать его со спокойной душой или верить ему. Но, как психолог, я заметил одну особенность. После того, как я расскажу о ней, вы, скорее всего, скажете, что это и так понятно. Предлагаю проверить себя и 5 минут подумать, а как бы вы ответили на этот вопрос. Мой же ответ таков.

Студенты в библиотеке

В принципе, ничего особо не поменялось. Натаскивание на ответы по типу ЕГЭ уменьшает возможность научиться думать, но это не такая большая проблема, как может показаться. Если студент (и вообще человек) хочет думать, интересуется чем-то, никакой ЕГЭ ему не помешает. Разница в академических успехах и в усилиях, которые прилагают или не прилагают студенты, зависит не от года рождения и не от формы сдачи школьных экзаменов, а от того, насколько ребята сами верят в то, что учиться полезно. Грубо говоря, это в жизни надо? Пусть не в качестве полезного навыка, но в уровне жизни (доходе, уважении окружающих).

Я сейчас даже не про то, зачем они пришли, за знаниями или за дипломом. Даже если за дипломом, пусть. Он им поможет? Они верят в то, что эти корочки окажут влияние на их жизнь. Не в смысле «без диплома никуда не попадешь». Этого мало. Это не стимулирует. Математик бы сказал, что это необходимое, но не достаточное условие. А они, как и всякие нормальные люди, хотят успеха.

Они не глупые, они рациональные

Схема работает даже в том случае, когда пришли «за знаниями». Да, дома сказали, и все знают, что учиться — свет, не учиться — тьма. Это любой ребенок оттарабанит, даже если разбудить его ночью. Самое интересное начинается тогда, когда ты спрашиваешь, зачем тебе нужны эти знания. Если студенты думают, знают, верят (на выбор или все вместе), что эти знания пригодятся им в реальной жизни, то они учатся лучше. Если они думают, что это бессмысленная повинность, продиктованная министерством образования, то они даже не пытаются. Это и есть секрет работоспособности. Они не глупые, они рациональные. Если они не верят в то, что тут водится что-то полезное, то они и воспринимают учебу как повинность, которая в зависимости от предмета может быть более или менее интересной. Но «было весело на лекции» и «полезно» — это разные вещи.

Студентка в пустой аудитории

Я хочу заступиться за современного студента. В каком-то смысле наши ребята очень эффективные. Они не тратят зря сил. Умные или нет, станет понять, когда им станет надо. А это бывает слишком редко. Возвращаясь к эффективности: они получают ровно то, что им реально надо (корочки). И делают ради этого только то, что необходимо (не больше). Когда дело касается реальных задач (например, сдать курсовую, чтобы не выгнали), они проявляют огромную изобретательность. Что интересно, не обязательно отдавать себе в этом отчет. Некоторые никогда не сформулируют это вслух, но факт остается фактом.

Те, кто знает старославянский, не живут шикарно

Замечу, чтобы не впадать в сверхупрощение. В разных сферах дело обстоит по-разному. Студенты-медики, которые собираются работать, например, хирургами, находят силы, чтобы справляться с огромным объемом информации. Потому что им это надо. Не для экзамена, а для работы. Чтобы не растеряться, когда сделал надрез. А если он собирается двигаться по санэпидчасти, то ему не очень нужна анатомия. В реальном мире. В этом смысле гуманитарным специальностям (социолог, культуролог, философ) сложнее. Реальных, как у хирургов, причин вкладываться нет, а уровень благосостояния почти не зависит от качества полученных знаний. Будем реалистами: те, кто знает старославянский или философию, не живут шикарно. Это очень простая логика, но она работает.

Студенты-медики

Подводим итог, современный студент не глупый. Он рациональный. Он экономит силы. В тот момент, когда он начинает верить, что его усилия окупятся (я не только про деньги, а вообще про уровень жизни, который зависит в том числе и от уважения окружающих), он начинает трудиться. Если вы родитель и в вас проснулось негодование, ответьте себе на вопрос: вы сами верите, что диплом поможет вам заработать на такую жизнь, о которой вы мечтали? Или даже так: если бы вам не дали диплом, вы бы стали учиться? Ради той пользы, которую учеба вам принесет.


Григорий Никонов, психолог, преподаватель, автор подкаста «Психозаметки» (Psy notes) на Яндекс.Музыке, Spotify, Apple и Google Подкастах. Все выпуски также доступны на anchor.fm.