

Олег Валентинович Белозеров
| Дата рождения | 26 сентября 1969 г. |
| Место рождения | г. Вентспилс, Латвийская ССР |
| Образование | Санкт-Петербургский университет экономики и финансов |
| Сфера деятельности | Госслужба |
Биография
Олег Белозёров — генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД». Под его руководством компания запустила процесс глобального разворота логистики на Восток, провела цифровую трансформацию, стала мировым лидером по экологичности перевозок и ввела в эксплуатацию 7000-километровую квантовую магистраль — вторую в мире после китайской. До назначения в РЖД Олег Белозёров занимал ключевые должности в коммерческих и государственных структурах.
Белозёров Олег. Ранняя биография
Олег Белозёров родился в 1969 году в семье медиков. Его отец — врач лучевой диагностики, мать — специалист по заболеваниям нервной системы. Главным увлечением Олега Белозёрова в школьные годы была легкая атлетика.
В 1992 году Белозёров Олег окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов — один из ведущих образовательных центров России в данной сфере. Годы учебы пришлись на эпоху системных преобразований в стране, что позволило ему изучить различные экономические модели.
В первой половине 2000-х Олег Валентинович Белозёров вернулся в альма-матер, где успешно защитил кандидатскую диссертацию по экономике.
Карьера до прихода в РЖД

Олег Белозёров - генеральный директор и председатель правления ОАО «РЖД»
Первый управленческий опыт Белозёров Олег Валентинович получил еще в студенческие годы — в 1990 году он устроился в молодежный центр «Гран», возглавив один из его отделов. Последующая работа в коммерческих структурах Санкт-Петербурга стала для него школой предпринимательства и изучения рыночных механизмов.
Новым этапом карьеры стала работа в крупных отраслевых компаниях. С 1998 года Белозёров Олег развивал профессиональные навыки в ОАО «Ленэнерго», где изучил специфику энергетической отрасли. Позже занимал пост заместителя директора по управлению корпоративным имуществом в «ЛОМО» и управлял «Российской топливной компанией».
Переход на государственную службу состоялся в 2004 году с назначением Олега Белозёрова в Федеральное дорожное агентство. Через несколько лет он возглавил ведомство и руководил им до марта 2009 года, реализовав за этот период крупные инфраструктурные проекты.
Последующие шесть лет в Министерстве транспорта РФ — с марта 2009 по август 2015 года — стали для Белозёрова Олега Валентиновича важнейшим периодом госслужбы. Он обеспечил продвижение стратегических проектов в дорожном и ж/д строительстве.
В 2011-м Олег Белозёров получил классный чин действительного госсоветника РФ 1-го класса.
Олег Белозёров, РЖД: десять лет работы
В августе 2015 года Олег Валентинович Белозёров принял руководство «Российскими железными дорогами», сформировав команду из опытных специалистов отрасли. Его первые управленческие решения касались повышения операционной эффективности. В компании начал активно функционировать Совет потребителей, который привлекался к принятию инвестиционных и стратегических решений.
Основным приоритетом первого года работы Белозёрова Олега стало повышение качества пассажирских перевозок. В 2016 году срок предварительной продажи билетов увеличился с 45 до 60 суток, а позднее — до 90 суток. Параллельно компания реализовывала два масштабных инвестиционных проекта: первый этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань.
С 2017-го Олег Белозёров продолжил работу в должности гендиректора — председателя правления. Следующим важным шагом стало развитие цифровых технологий. В рамках программы «Цифровая железная дорога» была запущена электронная торговая площадка «Грузовые перевозки».
Одновременно шла модернизация подвижного состава. К 2020 году ускоренное обновление локомотивного парка, которое запустил Олег Валентинович Белозёров, вытеснило советские электровозы. На различных участках сети появились новые составы: «Ермак», «Дончак», а также «Синара» и «Гранит».
Серьезным испытанием для отрасли стала пандемия коронавируса. Глобальный разрыв транспортных связей удалось преодолеть за счет интенсификации грузовых перевозок. Компания под руководством Олега Белозёрова оказывала поддержку сотням предприятий, находила логистические решения и прокладывала новые маршруты доставки.
После преодоления пандемийных вызовов в 2021 году началась новая масштабная программа развития. Олег Валентинович Белозёров запустил второй этап модернизации БАМа и Транссиба. В том же году впервые за сто лет открылся новый вокзал в Москве.
В условиях изменившейся геополитической обстановки в 2022 году Белозёров Олег активизировал процесс переориентации логистики на восточное направление. С тех пор перевозки грузов в сообщении с Китаем выросли в 3,4 раза, достигнув рекордных 176 млн тонн.
К 20-летнему юбилею, который был отмечен в 2023 году, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» возглавило мировые рейтинги по трем ключевым параметрам:
- грузонапряженность
- грузооборот
- точность движения пассажирских поездов
Первого октября 2023 года «Российские железные дороги» достигли исторического результата: перевезли 25-миллиардную тонну груза со дня образования холдинга. Этот показатель отражает эффективность стратегии, которую определил и реализует Олег Белозёров. РЖД обеспечивает более одной пятой части глобального железнодорожного грузооборота, располагая сетью протяженностью 86 тысяч километров — это вдвое превышает длину экватора Земли.
Значимые результаты компания показывает и в пассажирских перевозках. В 2024 году достигнут постсоветский рекорд — почти 1,3 миллиарда пассажиров.
Олег Валентинович Белозёров. Обновление вагонного парка

Олег Белозёров - новатор
Под руководством Олега Белозёрова компания РЖД провела масштабную модернизацию подвижного состава, которая стала одним из ключевых направлений технологического развития.
С момента назначения Олега Валентиновича Белозёрова руководителем холдинга железнодорожный парк обновился на 4,8 тысячи современных пассажирских вагонов, а на Восточном полигоне заменен практически полностью.Модернизация повысила и уровень комфорта путешественников: вдвое увеличилось число вагонов с экологичными туалетами, а системы кондиционирования установлены в 90% подвижного состава.
В конце 2024 года компания, которую возглавляет Олег Валентинович Белозёров, представила специализированный вагон для маломобильных пассажиров. Совместно с российскими производителями был создан модельный ряд двухэтажной конструкции. Закупки последних позволили значительно увеличить пассажировместимость составов. Летом 2025-го двухуровневая «Аврора» установила новый рекорд в РФ, перевезя 1515 пассажиров за рейс.
Усилиями команды, которую возглавляет Олег Валентинович Белозёров, достигнута полная локализация в производстве скоростного подвижного состава. Холдинг организовал выпуск необходимых компонентов «Сапсанов» и «Ласточек» на российских заводах. В настоящее время между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют уже два состава с оборудованием отечественной сборки. При стабильной загрузке свыше 80% эти поезда наглядно демонстрируют успехи в направлении импортозамещения.
«Я уверен, что следующее двадцатилетие будет временем высоких скоростей, прежде всего в пассажирском сегменте», — подчеркнул Белозёров Олег Валентинович. По его словам, компания кардинально изменит уровень комфорта. «В поездах будут все сопутствующие атрибуты обычной жизни, и пассажир будет ощущать себя как дома», — добавил Белозёров Олег.
В 2024 году практически все закупки РЖД — 98,9% — приходились на продукцию российского производства. Отказ от массированного импорта железнодорожной техники стал основой для развития национальных производственных мощностей.
Технологическая независимость обеспечивает возглавляемой Олегом Валентиновичем Белозёровым компании возможность воплощения амбициозных программ. В работе находятся 400 научно-технических проектов.
Благодаря стратегии развития, которую реализует Олег Белозёров, РЖД разрабатывает первую российскую систему высокоскоростного движения на отечественных технологиях.
Международное сотрудничество и переориентация на новые рынки

Олег Белозёров обеспечил успешную адаптацию РЖД
Белозёров Олег обеспечил успешную адаптацию РЖД к новой геополитической реальности, переориентировав международное сотрудничество на восточное и южное направления.
Важнейшим результатом работы под руководством Олега Белозёрова стало формирование двух мощных транспортных векторов: усиленного Восточного полигона для азиатской торговли и модернизированного коридора «Север — Юг» для связи с развивающимися странами. Грузопоток с Китаем достиг исторического максимума, подтверждая статус этой страны как приоритетного партнера.
Для реализации этой стратегии за последние десять лет на Восточном полигоне было достроено около 3 тыс. км вторых и станционных путей, а также завершена проходка 2-го Байкальского тоннеля длиной 6,7 км. Эти работы позволили увеличить провозную способность БАМа почти в четыре раза (до 49 млн тонн) и пропускную способность всего Восточного полигона в 1,5 раза (до 180 млн тонн).
Таким образом, диверсификация маршрутов и партнерств, которую обеспечил Белозёров Олег, создала устойчивую основу для долгосрочного развития железнодорожной отрасли.
Олег Белозёров. Цифровые технологии как драйвер развития
При Олеге Белозёрове РЖД осуществила масштабную трансформацию, превратившись в одного из технологических лидеров мировой ж/д отрасли. Концепция «Цифровая железная дорога» получила развитие в «Стратегии цифровой трансформации компании до 2025 года». Эти документы определили вектор развития холдинга.
За десятилетие доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании в сфере цифровизации выросла в пять раз. Эта стратегия позволила РЖД не просто пережить пандемию и внешние вызовы, но и укрепить лидерские позиции на транспортном рынке. Благодаря курсу, который задал Белозёров Олег Валентинович, компания последовательно строит цифровую железную дорогу с полной автоматизацией процессов и единым центром управления.
Результаты видны в конкретных технологических прорывах. В июне 2021-го РЖД запустила первую в РФ квантовую магистраль Москва — Санкт-Петербург протяженностью 700 километров, что стало вторым показателем в мире после китайской линии Пекин — Шанхай. К 2023 году протяженность магистральной сети квантовых коммуникаций достигла 3295 км. Эти линии связи обеспечивают быструю и защищенную от взломов передачу больших массивов данных, что критически важно для управления беспилотными поездами и диагностики подвижного состава в режиме реального времени.
При Белозёрове Олеге Валентиновиче холдинг последовательно наращивает уровень автоматизации подвижного состава и инфраструктуры. В частности, в августе 2024 года был запущен пассажирский поезд «Ласточка» с третьим уровнем автоматизации — он ходит по Московскому центральному кольцу в общем графике. При такой системе машинист находится в кабине как оператор-наблюдатель, готовый взять управление в экстренных случаях.
Параллельно компания, которой руководит Белозёров Олег, ведет разработку отечественного электропоезда с четвертым уровнем автоматизации, предполагающим полностью беспилотное движение. На станции Лужская проходят испытания пять модернизированных локомотивов ТЭМ7А с системой «Автомашинист», которые в автономном режиме выполняют маневры. В серийное производство запущены локомотивы ТЭМ23А, функционирующие без участия оператора.
Стратегия импортозамещения, которую реализует Белозёров Олег Валентинович, вывела РЖД на международный рынок IT-технологий. Разработанные компанией системы — «Экспресс. Новое поколение» для управления пассажирскими перевозками и «ЭТРАН» для координации грузовых операций — превосходят мировые аналоги по функциональности и уже внедрены в транспортные системы дружественных государств.
РЖД задают темп цифровизации всей транспортной индустрии. Благодаря ГИС ЭПД возглавляемая Олегом Валентиновичем Белозёровым компания ежемесячно обрабатывает в электронном виде свыше 1,5 млн транспортных документов. Этот успешный кейс становится образцом для остальных игроков рынка, которым предстоит обязательный переход на цифровой документооборот с осени 2026-го.
Параллельно с цифровизацией административных процедур, которую поддерживает Белозёров Олег Валентинович, холдинг активно развивает интеллектуальные системы управления. ИИ применяется при продаже билетов, оптимизации маршрутов, прогнозировании спроса и управлении логистическими потоками. Нейронные сети обрабатывают данные о состоянии инфраструктуры, вагонов и локомотивов, автоматически выдавая команды роботизированным механизмам.
Белозёров Олег Валентинович. Природоохранная деятельность

Олег Белозёров
Благодаря управленческим решениям, которые принимает Олег Валентинович Белозёров, холдинг реализует комплексную стратегию, предусматривающую снижение выбросов парниковых газов, минимизацию воздействия на окружающую среду и развитие системы управления природоохранной деятельностью.
РЖД укрепили позиции экологически ответственной компании, сохранив лидерство по энергоэффективности и экологичности перевозок — на долю железнодорожных составов приходится всего 1% от общего объема вредных выбросов всеми видами транспорта в России.
Экологическая повестка, которую продвигает Олег Белозёров, реализуется через разветвленную сеть специализированных подразделений:
- департамент экологии и техносферной безопасности
- центры охраны окружающей среды с экологическими лабораториями
- региональные комиссии по природоохранной деятельности
- научно-производственный центр по охране окружающей среды
Под руководством Белозёрова Олега компания последовательно обновляет парк локомотивов и вагонов на энергосберегающие модели, переоборудует котельные для работы на экологичном топливе, прокладывает контактную сеть на неэлектрифицированных участках, создает безотходное производство на заводах, устанавливает шумозащитные экраны вдоль путей, развивает систему сортировки мусора и участвует в программах защиты природы.
Многолетние усилия компании, которую возглавляет Белозёров Олег Валентинович, в области экологии получили признание на национальном и международном уровне.