В приоритете по-прежнему – здоровье и безопасность пациентов

На площадке радиостанции «Комсомольская правда» 29 октября в рамках проекта «Клиника года», организованном медиахолдингом, состоялась очередная «Деловая пятница» на тему: «Работа клиник в период пандемии. Кто нас примет?»

В ходе обсуждения были затронуты следующие вопросы: правила работы клиник в условиях эпидемии; ведётся ли обслуживание по полисам ОМС в частных клиниках; как государство поддерживает частные клиники сегодня, и возможно ли дистанционно лечение.

В мероприятии приняли участие:

- Борис Менделевич, член комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук;

- Светлана Кравчук, заместитель председателя ФОМС;

- Тамара Кожевникова, генеральный директор Клиники Реабилитации в Хамовниках (ООО "Бизнес центр АРБАТ"), врач психиатр, нарколог, психотерапевт, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, автор и ведущая программы "Медицинский Консилиум" на телерадиоканале "Медиаметрикс";

- Ольга Лиморенко, заместитель директора по вопросам медицинской деятельности «Мединцентра» (филиал ГлавУпДК при МИД России), врач-травматолог-ортопед первой квалификационной категории;

- Ирина Нетруненко, заместитель генерального директора по медицине "СМ-Клиника";

- Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ;

- Ксения Трофимова, заместитель главного врача Центра дентальной имплантологии "РУТТ";

- Андрей Данилин, врач-психиатр, психиатр-нарколог Центра семейной реабилитации Rehab Family;

- Елена Младова, генеральный директор, главный врач, врач-репродуктолог Института репродуктивной медицины REMEDI;

- Вероника Кувшинова, директор по экспорту услуг онкологической клиники "Дократес";

- Давид Березин, генеральный директор Health Plus International Marketing Arm of Hadassah.

Борис Менделевич начал разговор и проинформировал, в какой мере государству удается поддерживать частные клиники сегодня. Интеграция частной системы здравоохранения в оказании медицинской помощи в условиях пандемии происходит стремительно, и в ситуации недостатка медперсонала и помещений взаимодействие становится ощутимым. В настоящее время врачи частных клиник идут работать в ковидные госпитали. Также мы знаем и ценим, что большие частные медсети открыли на своих базах инфекционные отделения, работая в кредит, не получая пока от государства возмещения всех затрат. Это действительно дорогого стоит. А от государства поддержки на данный момент мало. Частные медклиники, конечно, включены в списки для поддержки пострадавших от пандемии предпринимателей. В Москве введены отсрочки по уплате земельного налога и есть освобождение от арендной платы за период общего карантина. Однако этого крайне недостаточно.

Светлана Кравчук: «Для системы ОМС пандемия стала вызовом как в организации оказания медпомощи, так и в работе страховых медорганизаций. Была полностью переориентирована работа страховых организаций на информирование о мерах профилактики вирусной инфекции. Остались под наблюдением пациенты с хроническими заболеваниями, находящиеся на диспансерном обслуживании, несмотря на приостановку диспансеризаций. Наладили дистанционную форму. Изначально был изменен порядок финансирования, и медицинским организациям было позволено заявлять о месячном объеме финансировании в виде авансов без учета счетов, выставленных за оплату медпомощи. Эта разница шла на оплату персонала, на расходы по коммунальному имуществу. Эти условия распространяются на все медучреждения – государственные и частные, работающие в системе ОМС. «Считаю, что система ОМС постаралась обеспечить все условия для стабильной работы медучреждений, несмотря ни на что», - подытожила Светлана Кравчук.

Десять лет назад в системе ОМС работало всего 618 частных медорганизаций. Сегодня их 3598. Многие вошли в ОМС именно в пандемию, подставив государству свое плечо. Это позволяет обеспечить доступность медицинской помощи для населения и в определенном смысле делает ее более конкурентоспособной.

Тамара Кожевникова поддержала тему и подчеркнула, что в условиях пандемии коронавируса (особенно в первую волну) частные клиники, как и многие другие организации, оказались в ситуации полной непредсказуемости. Каждый работодатель сферы услуг ощутил на себе существенное падение посещаемости, резкое снижение выручек и необходимость экстренной оптимизации всех бизнес-процессов. Спикер убеждена, что многопрофильность клиник стала их спасением в период пандемии. В частности, и в их клинике тоже были оптимизированы все расходы, и определены и усилены приоритетные направления, благодаря которым сохранились приемлемые доходы, чтобы не уйти в минус.

Ольга Лиморенко отметила, что пандемия изменила работу всех медорганизаций во всей стране. «Мы сразу организовали штаб, который занимался распространением информации о коронавирусной инфекции. Продумали, как разделять пациентов на потоки, кого-то консультировали по телефону или с помощью телемедицины, особенно считали своим долгом не бросать из-за ковида сложных пациентов с другими заболеваниями. Например, ведь никуда же не делись артериальная гипертензия, бронхиальная астма, сахарный диабет. Конечно, усилили санитарный режим внутри самого медучреждения. Главным нашим приоритетом были и остаются здоровье и безопасность пациентов.»

Ирина Нетруненко: «Вопрос о дистанционном лечении сейчас актуален как никогда. Безусловно, дистанционно лечить человека нельзя, если врач до этого пациента не видел. Тем не менее сама жизнь заставила нас быстро принимать решения и разрабатывать определенные дистанционные сервисы коммуникации с пациентом. Первое решение - онлайн-мнение врача - это бесплатная консультация любого пациента, в том числе первичного, в ходе которой врач даёт рекомендации, к какому специалисту человеку можно обратиться или какой объем исследований может быть нужен. Второе решение - дистанционная консультация врача - проводится только с теми пациентами, которые были на очном приеме у врача. Эта консультация уже оплачивается, пациент предварительно даёт согласие на дистанционный приём, и здесь уже врач может назначить или скорректировать лечение. Третье решение - возможность онлайн-оплаты медицинских услуг.

Кирилл Родин поделился информацией о том, как развивается сейчас телемедицина в России. Поданным телефонного соцопроса, в котором участвовало 1600 человек от 18 лет и старше, о телемедицине 48% опрошенных «что-то слышали», 38% признались, что «слышат об этом впервые», и только 14% хорошо осведомлены в этом вопросе. Еще 92% никогда не получали такую услугу, 6% - получали консультацию по телефону и 2% - через интернет. Отвечая на вопрос, «допускаете ли вы для себя вариант дистанционного лечения», мнения разделились почти пополам. А 4% россиян затруднились с ответом. Но если бы «было совсем плохо», то к такого рода сервису прибегло бы 10% респондентов, при признаках болезни – 25%. То есть перспективы для развития телемедицины в России огромны. А для некоторых пациентов, проживающих в глубинках, где невозможно быстро получить квалифицированную медицинскую помощь хотя бы в виде консультации – это вообще могло бы стать спасением.

Ксения Трофимова осветила ситуацию в частной стоматологии. Оказалось, что большинство организаций вышли в онлайн-формат, где были востребованы консультации. «Однако мы задумались, насколько корректно предоставлять план лечения до очного осмотра пациента? Мы все чаще сталкиваемся с ошибочным видением пациента своего лечения и своей проблемы, что может только усугубить её, - поделилась эксперт. - К нам обращаются пациенты со сложными случаями. В поликлиниках по полису ОМС эти услуги не предоставляются. Например, такие, как имплантация зубов и несъемное протезирование. Стало интересно, есть ли государственные программы по расширению списка стоматологических услугу по ОМС или привлечение частных клиник для оказания услуг по ОМС.»

Андрей Данилин: «Пандемия – психотравмирующая ситуация. Обращений и было и остается много. В этих обстоятельствах информационного давления по поводу COVID-19 обостряются многие патологические психические процессы. Нарастает тревожность, невротизация населения. Как правило, люди вначале обращаются к врачам соматических специальностей (неврологам, гастроэнтерологам, кардиологам) и только потом приходят к нам. Поэтому хотелось бы обратиться ко всем, чтобы берегли свое здоровье, причем не только физическое, но и психическое. Если вам в этой сложной ситуации нужна поддержка обращайтесь к нам! В нашей клинике на догоспитальном этапе проводится оценка риска по новой коронавирусной инфекции. Дистанционное консультирование первичного обращения возможно, но как правило — это предварительный этап для решения вопроса о необходимости очного консультирования. Медикаментозная терапия без письменного согласия и рецептов на препараты невозможна. В период самоизоляции онлайн-консультирование проводилось и с нашими постоянными клиентами. Проведение групповых занятий с психологами или группы взаимопомощи на регулярной основе проводятся в онлайне.»

Елена Младова проинформировала о работе клиники репродукции в условиях пандемии: «Наша клиника REMEDI соблюдала и соблюдает все требования работы в период пандемии: у нас работает пост по измерению температуры посетителей, выдаем средства персональной защиты нашим пациентам, сотрудники и врачи также работают в индивидуальных средствах защиты. Мы увеличили кратность санитарной обработки помещений, поверхностей, с которыми могут соприкасаться наши пациенты и персонал, проводим проветривание кабинетов, удлинили время приема пациента, чтобы после каждого пациента мы могли качественно обработать помещение. В REMEDI используется грамотное зонирование помещений, чтобы избежать скученности. Также мы стараемся максимально разносить прием по времени, чтобы не допустить одновременного наличия многих посетителей в холлах нашего центра.

Что касается ЭКО, то циклы ЭКО по ОМС были остановлены. В целом программа ЭКО – это не быстрый процесс, поэтому, на наш взгляд, такие паузы сказываются негативно.

А дистанционные консультации проводили уже с апреля. Пациенты могли в любой момент связаться с врачом, прислать результаты анализов и обсудить их. У нас обслуживаются пациентки и по ведению беременности и есть масса вопросов, которые не требуют отлагательств. Услуга дистанционных консультаций стала востребована и пользуется популярностью по сей день, профиль специалистов: репродуктологи, гинекологи, андрологи, терапевт и т.д.»

Вероника Кувшинова рассказала о единственной частной онкологической клинике в Северной Европе, которая находится непосредственно в Финляндии, которая экспортирует медицинские услуги в более 60 стран. А еще, оказывается, есть такая штука, как медицинский туризм в Финляндию во время пандемии.

Давид Березин рассказал о том, как стремительно можно перестроить многие бизнес-процессы для того чтобы обеспечить медицинскую помощь пациентам клиники Хадасса вне зависимости от возникающих ограничений. «С начала пандемии мы смогли обеспечить лечение по израильским протоколам всем 500 наших российских пациентов в московских клиниках, а также помогли им вернуться домой и согласовать срочное разрешение на въезд в Израиль тем, кому это было остро необходимо. Естественно, мы понимали, что необходимо подстраиваться под новые веяния. Единственным способом продолжать оказывать помощь нашим пациентам в марте оказалась – телемедицина. За короткий промежуток времени мы сделали очень много, чтобы пациенты смогли удаленно получать консультации и надлежащее лечение у себя в родном городе. В десятки раз выросли онлайн-консультации при помощи переводчика. Несмотря на то, что в марте встал остро вопрос с лекарственным обеспечением, нам и это удалось реализовать. В течении недели у нас получилось наладить доставку препаратов в условиях жесткого карантина и закрытых границ всем пациентам».

Наша дискуссия в режиме онлайн транслировалась в YouTube, Facebook и Вконтакте радио КП. Любой зритель мог задавать спикерам свои вопросы.