Как избавиться от синдрома «запасной двери» и выбрать спутника на всю жизнь

8 июля на Радио «Комсомольская правда» при информационной поддержке национального проекта «Демография» состоялся радиомарафон «День семьи, любви и верности».
О том, каково это, когда в семье два психолога, Радио «Комсомольская правда» рассказали Василий и Ксения Балобановы

М. Антонов:

- Друзья, мы продолжаем сегодняшний радиомарафон, который мы проводим при информационной поддержке национального проекта «Демография». Этот проект направлен на всестороннюю поддержку семей на каждом этапе – рождение и воспитание детей, помощь в трудоустройстве, активное долголетие для граждан старшего поколения, здоровый образ жизни и регулярные занятия спортом. Обо всех возможностях этого национального проекта «Демография» вы можете узнать на портале национальныепроекты.рф

А с нами сегодня в прямом эфире Василий Балобанов и Ксения Балобанова, семейные психологи, родители троих детей, в браке 19 лет, сооснователи благотворительного фонда «Ты важен», сооснователи и авторы программ тренингового центра Балобановых, с момента основания их программы прошли уже более 5 тысяч человек. Василий к тому же эксперт Первого канала, а Ксения – Народная миссис России 2021 года.

Здравствуйте.

В. Балобанов:

- Здравствуйте.

К. Балобанова:

- Здравствуйте.

М. Антонов:

- Сначала Ксении задам вопрос. Ксения, каково это - в семье два психолога?

К. Балобанова:

- Знаете, я даже не могу себе представить, чтобы было как-то по-другому. Это настолько объединяет нас – общие взгляды, общие интересы, умение правильно задавать вопросы друг другу так, что становится понятно. Поэтому я смело могу сказать, что я даже не представляю себе жизнь, если бы Василий был какой-то другой профессии.

М. Антонов:

- Вполне возможно, среди наших слушателей тоже есть психологи, у которых есть семьи, но в большинстве своем это же как представляется? На любую фразу либо Василий, либо Ксения говорит: «Хочешь поговорить об этом?» Садятся и разговаривают.

К. Балобанова:

- У нас немножко по-другому. Если, например, я начинаю о чем-то говорить, Василий спрашивает: «Ты сейчас просто хочешь выговориться или мне нужно тебе дать какой-то совет?» Я говорю, например: «Я сейчас просто хочу выговориться, ты просто меня послушай».

В. Балобанов:

- Это мое самое любимое, здесь я просто сажусь, делаю заинтересованный взгляд, что-то киваю, мычу, и процесс происходит сам собой.

М. Антонов:

- Но про семейный тренинговый центр, там несколько другая история. Кто участвует в ваших программах?

К. Балобанова:

- Сейчас на рынке так много бывает центров, где работают только с женщинами или только с мужчинами, или, скажем, тренер, психолог только мужчина или только женщина. Так вот, наша особенность в том, что мы работаем и с женщинами, и с мужчинами и через призму и мужского, и женского взгляда, то есть через призму обоих полов.

В. Балобанов:

- В общем, наши клиенты это и мужчины, и женщины с семейными ценностями, семейно ориентированные, которые хотят улучшить качество отношений как с самими собой, так и друг с другом.

М. Антонов:

- Василий, тогда к вам вопрос. А удачный результат – это сохранение семейных ценностей или, если вы понимаете, что люди совершенно не подходят друг другу, вы говорите: «Ребята вам надо расстаться», - и это тоже является положительным результатом? Что является положительным результатом в вашем центре?

В. Балобанов:

- Положительным результатом является решение запроса, с которым пришел клиент, а не всегда запрос бывает о сохранении отношений.

М. Антонов:

- То есть положительный результат – это сохранение?

В. Балобанов:

- Иногда люди приходят с запросом о том, как экологично отношения прерывать, когда ты понял, что точно уже сделал все и не готов дальше развивать эти отношения.

М. Антонов:

- Извините, я правильно услышал – экологично разрывать?

В. Балобанов:

- Экологично…

М. Антонов:

- Не нанеся вреда природе.

В. Балобанов:

- Да. То есть с минимальными потерями, чтобы выйти из отношений, сохранив и себе, и партнеру лицо. Но, конечно, наша ключевая задача – сначала дать клиенту возможность понять, а все ли он сделал для того, чтобы эти отношения сохранить, и, возможно, результат не получается именно благодаря мне самому.

М. Антонов:

- То есть и самокритика присутствует. Ксения, вы наверняка читали произведение, смотрели, может быть, экранизацию «Любовь живет три года». Это Бегбедер, по-моему.

К. Балобанова:

- Да.

М. Антонов:

- У вас шесть раз по три уже. Секрет есть какой-то?

К. Балобанова:

- Наверное, начать надо с того, что мы просто сделали выбор. Мы определились в том, что мы вместе до последнего вздоха. И поэтому если появляются какие-то сложности в наших отношениях (а мы точно такие же люди, и мы так же проходим кризисы в отношениях, кризисы личностные), сделав внутри выбор, что я выбираю быть с этим человеком на всю жизнь, уже отпадает миллион разных причин, чтобы расстаться.

В. Балобанов:

- Это принцип запасной двери.

М. Антонов:

- То есть запасную дверь держать не стоит, запасной парашют, запасной выход?

В. Балобанов:

- Совершенно верно. Люди, бывает, приходят ко мне на консультацию, 10 лет вместе, и я понимаю, что они до сих пор не сделали выбор. Знаете, это когда сомневаются, с тем ли я человеком связал свою жизнь. И поэтому запасные дверцы так и маячат за спиной. И когда появляется какая-то сложная ситуация, мы очень часто стремимся в эту запасную дверь выйти. Но если я вышел в другую комнату, ведь от себя я не убежал, правда? Поэтому очень часто люди в следующих отношениях наступают снова на те же грабли. Вот это понимание, проходя любой из очередных кризисов, мне помогает не менять маршрут, не менять фокус.

М. Антонов:

- Василий, скажите, а есть какой-то более практичный совет, например, традиции семейных ужинов, кофе в постель, обязательный поход: «Дорогая, сегодня пятница, давай я тебя отведу в свой любимый бар»? А она говорит: «Нет, мы пойдем на выставку Модильяни». – «А там наливают?» - «Нет». – «Тогда я не пойду».

Есть ли какие-то действенные примеры, как улучшить атмосферу в семье?

В. Балобанов:

- Да, конечно. Первое – это как раз то, о чем вы сказали, это семейные традиции. Например, в нашей семье есть традиция – это День свиданий, когда мы с Ксенией один раз в неделю (не реже) проводим время вдвоем, как мужчина и женщина, на нейтральной территории.

К. Балобанова:

- Без детей.

В. Балобанов:

- Да, без детей, без друзей. То есть поддерживаем связку мужчина и женщина. Потому что чем дольше мужчина и женщина живут вместе, тем больше у них накладывается других социальных ролей, они становятся друг другу мужья, созаемщики по ипотеке, родители детей, может быть, соучредители бизнеса и т.д. И мы все меньше и меньше проводим времени как мужчина и женщина. Заботясь об этом, можно сохранить очень крепкую эмоциональную связку сквозь долгие годы.

Не буду перечислять всё, но несколько. Второе, что бы я отметил, это уважение к личным границам человека. Ключевое слово в выражении «моя жена» слово «человек», со своими желаниями, своими потребностями, своими взглядами, со своим ритмом жизни и скоростью принятия решений. И когда я не пытаюсь переделать партнера под себя, отношусь с уважением к его выбору, то получается оставаться собой, находясь в отношениях с другим человеком.

М. Антонов:

- Пока вы говорили, я здесь свой «Домострой» порвал. Ксения, вам вопрос. Трое детей. То есть это мама и папа. А вы сейчас говорите (извините, Василий), как влюбленный мальчишка. Но вы – мама и папа. И для многих дети это тот самый (наверное, плохое слово) якорек, который удерживает и семейные отношения, но тем не менее. А вы, такое ощущение, от этих якорьков предлагаете… Ну, не держаться за них.

В. Балобанов:

- Дети, дети… Где-то слышал.

М. Антонов:

- Где они, трое здесь бегают?

В. Балобанов:

- Люди очень часто заводят детей, для того чтобы сохранить семью. Либо начинают строить семью вокруг детей. И когда мы подстраиваемся под ребенка, то все семейные кризисы, через которые мы проходим, мы их проходим по максимальной амплитуде. Мы проходили это с первым ребенком. А когда осознаешь, что фундамент, на котором стоит вся семья, это мои отношения с собой и с супругой, и если у нас будут хорошие отношения, то и наши дети впитают эту же модель, как губка. Если у нас будут плохие отношения, то и они проиграют от этого тоже. Именно поэтому надо заботиться в первую очередь о взаимоотношениях между собой.

К. Балобанова:

- И плюс надо помнить, что дети с нами, как правило, живут 18, 19, 20 лет, но мы-то с супругом друг у друга останемся, наши отношения продолжатся. Поэтому отношения между мужчиной и женщиной все равно всегда приоритетнее, чем отношения с ребенком.

М. Антонов:

- Вы сейчас рассказали про перспективу собственных детей, насколько я понимаю, вы их удерживать дома не будете и отправите их в свободный полет.

В. Балобанов:

- Ну да. У старшей уже таймер висит на стене до 18…

К. Балобанова:

- Ну, это не совсем так. Просто мы ей всегда говорим, что ты сама решай, где бы ты хотела жить, в какой стране, в каком городе, мы тебя не ограничиваем.

М. Антонов:

- Василий, Ксения, давайте я вас поздравлю с Днем семьи, любви и верности. Спасибо, что вы были сегодня у нас в эфире. Спасибо, что принимали участие в нашем марафоне.

К. Балобанова:

- Спасибо.

В. Балобанов:

- Спасибо. С праздником!

К. Балобанова:

- До свидания.