Как можно внедрить немецкие технологии бережного обращения с природой в России
А. Челышев:
- Радио «Комсомольская правда». Марафон посвященный Дню экологического долга прямо сейчас в прямом эфире. Что такое День экологического долга? Это та дата в году, когда человечество уничтожает, потребляет тот объем ресурсов, который планета способна воспроизвести в течение года. Все, что сверх этого, мы, получается, берем у планеты в долг, надеясь на то, что наше объем нашего потребления как-то будет уменьшаться. И мы эти долги сможем вернуть. Но вот пока, к сожалению, День экологического долга, наоборот, отдаляется от конца года. И движется к его началу. Это говорит о том, что пока не очень у нас получается с сокращением объема потребления.
Мы говорим сегодня с экспертами, обсуждаем актуальные проблемы экологии. И анализируем положительный опыт, даем советы. И прямо сейчас я приветствую в нашей студии главу Представительства немецкого общества по международному сотрудничеству ГИЦ в Москве Юлию Грищенкову. Юлия Вячеславовна, здравствуйте!
Ю. Грищенкова:
- Добрый день!
А. Челышев:
- Спасибо, что вы с нами сегодня, причем, вы уже второй год подряд приходите к нам в студию на марафон, посвященный Дню экологического долга. Почему вот участие в проектах, связанных с Днем экологического долга так важны для вас?
Ю. Грищенкова:
- Безусловно, это одна из вех, которые мы отмечаем все вместе. И наши проекты, которые мы ведем в Российской Федерации – «Климатически нейтральное обращение с отходами», «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий», как раз, и призваны как-то помочь нам снизить объемы потребления, выйти на новые уровни ресурсосбережения и ответственного потребления. Мы стараемся внести свой посильный вклад в организацию внедрения наилучших доступных технологий в Российской Федерации, а наилучшие доступные технологии – это и есть те технологии, которые путем модернизации промышленности снижают это вредное воздействие на окружающую среду. Уменьшают негативный вклад и выбросы парниковых газов. И таким образом снижают вот это негативное воздействие от антропогенного фактора.
А. Челышев:
- Вот тут надо чуть поподробнее рассказать о том, на что сейчас направлен вектор улучшения технологии, потому что раньше считалось, что технология тем лучше, чем, скажем, больше прибыли она дает вот той компании, той отрасли, которая этой технологией владеет. Сейчас, насколько я понимаю, одна из целей, возможно, теперь это уже и главная цель – это сокращение объема ресурсов, которые необходимы для производства единицы продукции.
Ю. Грищенкова:
- Да, мы с вами встречаемся сегодня в День экологического долга. И говорим о том, что ресурсы не беспредельные, планета наша, к сожалению, мала для того, чтобы исчерпать это все до дна. И мы хотим оставить что-то своим потомкам. Наша задача сейчас лежит в плоскости не только снижения выбросов в воздух, но мы в этом году вплотную занялись вопросами воды. Вода – это очень важный ресурс, которого, к сожалению, не всем жителям этой планеты хватает в достатке. Особенно питьевой воды. И одна из важных задач у всех, кто потребляет воду для производства и для своей жизни, ее возвращать в этот оборот уже в таком состоянии, чтобы ее можно было применить где-то еще, либо потреблять так, чтобы не сильно воздействовать на окружающую среду. Поэтому мы озаботились вот этими историями, работаем с предприятиями, в том числе, пищевой промышленности, а также есть такая проблема, думаю, что многие знают – это предмет жизнедеятельности водоканалов, жилищно-коммунального хозяйства, это иловые осадки сточных вод. К сожалению, в Российской Федерации это фактически мусор, отход, а мы пытаемся показать тот положительный немецкий опыт, который говорит о том, что иловые осадки сточных вод могут стать вторичным материальным ресурсом. То есть, таким образом, снизить ресурсопотребление. И из этого мусора воспроизвести, например, топливо. Или альтернативные источники топлива для биогаза, или для цементных предприятий. Либо же, например, как в Германии очень часто используется осадок для выделения фосфора. Как многие знают, фосфор необходим для производства удобрений.
Мы консультируем наших партнеров из Министерства природных ресурсов и экологии, российские промышленные предприятия в том, как можно модернизировать работу на водоочистных сооружениях, чтобы эти осадки сточных вод вернуть в оборот. С другой стороны, снизить воздействие на окружающую среду, потому что иловые поля являются одним из очень неприятных источников выбросов парниковых газов, то есть, это снижает воздействие на окружающую среду в двойном масштабе.
А. Челышев:
- В таком случае было бы, наверное, логичным для меня спросить у вас, как организована очистка воды в Германии? Потому что все эти технологии, которые вы пытаетесь сейчас привнести на территорию России, в Германии уже реализованы. Это касается, наверное, очистки воды, промышленных стоков, коммунальных стоков, в целом, наверное, водоподготовки и вот расскажите, какие технологии в Германии существуют? Чего удалось добиться? Насколько они дороги, возможно? И насколько успешно получается их в России внедрить?
Ю. Грищенкова:
- Да, думаю, что, возможно, многие слушатели знают, что в Германии принято и считается хорошим тоном пить воду из-под крана. И это не просто какой-то, как сейчас модно говорить, хайп. Это реальная ситуация – вода из-под крана в Германии производится, запускается в оборот с очень высокими требованиями к содержанию различных микроорганизмов, веществ. И те вещества, которые нормируются, это очень строгие нормы. А те, что не нормируются, это всего лишь 0,1 микрограмм на один литр. То есть, пить воду можно совершенно безопасно.
И мы внедряем не только технологии как технологии. На самом деле, важно еще выстроить систему управленческую, как это все происходит. В Германии принято Постановление о питьевой воде. Это очень важный документ, который контролируется строгим образом департаментами здравоохранения на уровне земель и муниципалитетов. И одновременно с этим промышленные предприятия имеют технологические карты, какие допущены примеси в воде, какие нет. И питьевая вода, действительно, из-под крана имеет такое же качество, как и бутилированная, а бутилированная вода требует для своего производства огромное количество энергии. И имеет очень высокий углеродный след. Поэтому, конечно, если вода из-под крана, то это одновременно и очистка, то есть, применение технологий, которые позволяют не вредить природе. И еще вдобавок снижение производства бутилированной воды.
А. Челышев:
- Это очень важный момент. Подчеркнем еще раз для аудитории: хорошая, качественная, соответствующая всем нормам водопроводная вода, которую можно пить из-под крана гораздо лучше для экологии, нежели производство бутилированной воды, например, в масштабах такой страны, как наша.
Ю. Грищенкова:
- Безусловно. Потому что, как вы знаете, в основном бутилированная вода продается и разливается в пластиковые бутылки. Если ее не разливают, соответственно, пластик не требуется, он не производится. И потом не заполоняет просторы вселенной, а мы все знаем эту большую проблему, например, пластика в водных объектах, на берегах рек и водоемов. Это одна из величайших проблем сегодняшнего дня, которую человечество еще не нашло, как решить.
А. Челышев:
- Оба ваших проекта, о которых вы сказали, уже в названии своем содержат словосочетание «климатически нейтральный». Я полагаю, что не всем нашим слушателям понятно до конца, как связаны две эти вещи, такие, как, например, обращение с твердыми бытовыми отходами и изменение климата.
Ю. Грищенкова:
- Да, безусловно, не все об этом знают, но зато все возмущаются, когда чувствуют запах от свалок мусорных. Этот запах и есть выделение свалочного газа, который превращается в проблему для климата. То есть, это те самые парниковые газы, которые влияют на климат. И снижают качество нашей жизни, как минимум, вот это. Если мы говорим о климатически нейтральном обращении с отходами, мы говорим о том, что мы уменьшаем воздействие на климат путем закрытия свалок, внедрения раздельного сбора и перевода во вторичный оборот как можно большее количество ресурсов.
А. Челышев:
- И напоследок философский вопрос хочу вам задать. Настанет ли момент, есть ли у нас шанс, чтобы настал такой момент, что человечество начнет жить в гармонии с природой или, например, когда День экологического долга у нас сместится на конец года, как это было в далеком 70-м?
Ю. Грищенкова:
- Я очень верю в это, потому что если этот момент не настанет, тогда человечество, к сожалению, прекратит свое существование.
А. Челышев:
- А что каждый из нас для этого должен сделать, посильный вклад внести?
Ю. Грищенкова:
- Я очень люблю героя Экзюпери – Маленького Принца. «Убери свою планету, начни сам с себя!». Выкинь мусор куда надо, раздели его, не купи лишний раз пакет пластиковый в супермаркете. Если каждый это начнет делать с себя, то мне кажется, что у нас есть шанс.
А. Челышев:
- Юлия Вячеславовна, спасибо вам огромное!
Глава представительства Немецкого общества по международному сотрудничеству (ГИЦ) ГмбХ в Москве Юлия Грищенкова была участницей нашего марафона, посвященного Дню экологического долга. Друзья, пишите нам о том, каких экологических правил придерживаетесь вы лично? Придерживается ваша семья. И почему вы выбрали этот путь?