Лидеры в сфере искусственного интеллекта готовят специалистов в МГИМО

Кем быть?
Рассказываем, как и зачем поступать на магистерскую программу по направлению «Искусственный интеллект»

М. Баченина:

- Здравствуйте. У микрофона Мария Баченина. А говорим мы сегодня о магистерской программе по направлению «Искусственный интеллект». И в гостях у нас научный руководитель магистратуры МГИМО «Искусственный интеллект», заведующая кафедрой цифровой экономики и искусственного интеллекта группы компаний АДВ, кандидат экономических наук, доцент Анна Владимировна Абрамова. Здравствуйте, Анна Владимировна.

А. Абрамова:

- Здравствуйте. Спасибо большое за предоставленную возможность поделиться новостями о такой в принципе необычной магистратуре в МГИМО.

М. Баченина:

- Действительно, необычная. Поэтому мне очень интересно. Рассказывайте нам, пожалуйста, скорее, для кого создана ваша программа? И каких специалистов вы готовите?

А. Абрамова:

- Инициатором создания магистратуры выступил Дмитрий Коробков, владелец компании АДВ и член попечительского совета МГИМО. И была предложена сразу идея о том, чтобы помогать студентам, имеющим, скажем так, больше гуманитарное образование, приобрести те навыки, где они будут востребованы в цифровой экономике, и, соответственно, с акцентом на искусственный интеллект. Потому что эта технология становится сейчас одной из ключевых для бизнеса, для его краткосрочного, долгосрочного развития.

М. Баченина:

- То есть человек, гуманитарий, закончив вашу магистратуру в МГИМО, выйдет с полным пониманием того, что такое искусственный интеллект. Уже заманчиво. Хорошо. А расскажите тогда вот с самого начала, как появилась идея создания этой программы? И как вы ее создавали?

А. Абрамова:

- Ну, идея была предложена Дмитрием Коробковым. И при создании магистратуры сразу были привлечены эксперты от компании АДВ. Нашими первыми партнерами стали компании Microsoft и NVIDIA. И потом постепенно мы расширяли пул наших партнеров, и академических, и в сфере бизнеса. Мы активно укрепляем наши бизнес-партнерства, бизнес-часть на программе.

И на сегодняшний день мы активно работаем со Сколтехом, МФТИ, МГУ в академической части. В части бизнеса расширяем наше партнерство с уже обозначенными компаниями и активно их вовлекаем и в образовательный процесс, и в менторство. Наши студенты активно очень участвуют в хакатонах Microsoft и побеждают там.

М. Баченина:

- Вот хакатоны – для людей, которые не знают значения этого слова, сейчас вы должны перевести. Что это такое?

А. Абрамова:

- Хакатон это, наверное, самое близкий к нему перевод – это конкурс. Когда команды выходят на конкурс со своими проектами, ну, в данном случае в области искусственного интеллекта. Предлагают решения и, соответственно, варианты того, как может развиваться данный бизнес при предложенном им продукте.

М. Баченина:

- Интересно. Хорошо. Но вы уже упомянули, поэтому я бы хотела здесь немножечко подробнее уточнить, кто преподает в рамках магистерской программы «Искусственный интеллект»?

А. Абрамова:

- Ну, по техническим дисциплинам мы в рамках сетевой магистратуры работаем со специалистами МФТИ, активно также привлекаем экспертов МГУ с ВМК. И с этого расширяем активно сотрудничество с Ленинградским электротехническим институтом, тоже одним из ведущих в области искусственного интеллекта.

М. Баченина:

- То есть преподаватели из всех этих вузов преподают в магистратуре МГИМО искусственный интеллект?

А. Абрамова:

- Да, именно технологическую часть. В части, связанной с дисциплинами, связанными с управлением, ну, скажем так, с гуманитарной частью, мы активно привлекаем бизнес, наших бизнес-партнеров, преподавателей из МГИМО. На отдельные встречи, у нас очень широкий пул активностей, которые, скажем так, вне прямого учебного процесса, у нас есть Digital. MGIMOdiscussionclub, где мы проводим и круглые столы, и мастер-классы с экспертами индустрии, в том числе активно приглашаем туда к участию и экспертов, работающих в международных организациях, по тематике цифровой экономики и искусственного интеллекта.

С этого года у нас начинает функционировать Центр искусственного интеллекта МГИМО, где мы планируем проводить, скажем так, гуманитарные исследования с акцентом на международное сотрудничество в сфере искусственного интеллекта.

М. Баченина:

- Ну, смотрите, вот вы просто, так сказать, предвосхищаете мои вопросы. Я как раз хотела спросить не о внеклассной работе, как вы сейчас сказали, - круглые столы, да, вот эти встречи. А есть ли у студентов в рамках этой магистерской программы практика? И, если да, то где она проходит?

А. Абрамова:

- Мы всячески приветствуем, чтобы студенты, которые у нас учатся, тоже активно работали. И практика, да, действительно, предусмотрена. Она может быть проведена либо в компаниях наших партнеров, это по выбору студента, либо там, где они работают, если они вовлечены в, скажем так, процессы цифровизации и развития искусственного интеллекта. В том числе участие в хакатонах рассматривается нами как один из вариантов практической деятельности. Потому что студенты разрабатывают проект и предлагают его на суд именно экспертов индустрии.

М. Баченина:

- Скажите, пожалуйста, какие новые компетенции, потому что к вам приходят люди уже состоявшиеся, это магистратура, люди взрослые, понимающие, что им нужно. Так вот, какие новые компетенции приобретут ваши студенты? И где затем они их смогут применять?

А. Абрамова:

- Вы знаете, наша магистратура существует с 2018 года. И самое интересное, что те, кто к нам приходит, они представляют два крыла. Это и гуманитарии, и люди, обладающие образованием уже в технической сфере. Именно вот в сфере информатики. И оказалось, что вот вроде бы такие полярные группы, они все находят в рамках этой магистратуры то, чем они могут обогатить свои навыки. И те проекты, которые ребята сами инициируют, они как раз получаются вот таким миксом уже накопленных навыков до магистратуры, и, соответственно, то, что они приобретают в рамках данной учебной программы.

Наверное, самыми ценными навыками, которые ребята здесь получают, это понимание из первых рук, от экспертов академической среды и экспертов в сфере бизнеса, работающих в искусственном интеллекте, как развивается индустрия. Причем и локально, и глобально. То есть понимание глобальных трендов. Понимание процессов управления в данной сфере, создание продукта, да, возможность его продвижения. То есть понимание цифрового маркетинга в том числе. Понимание передовых техник в части продакт-менеджмента и стратегического управления компаниями.

Соответственно, те, кто заинтересован в укреплении, в первую очередь, технических навыков, да, то есть у кого было первое образование гуманитарное, они, естественно, получают достаточно хорошую базу для того, чтобы сформировать себя как технических специалистов, понимать специфику продукта. Дальше уже решение за студентами, будут они создавать этот продукт сами или будут его продвигать уже в рамках существующих компаний.

Те, кто обладает, скажем так, техническими навыками, они приобретают то, что называется softskills, в том числе и навыки переговорных техник, вопросы, связанные с глобальным регулированием и цифровой экономики искусственного интеллекта. То есть понимание в том числе с точки зрения регуляторики глобального ландшафта, как долгосрочно, в каком направлении будет развиваться индустрия.

М. Баченина:

- Понятно. Все интересней и интересней. Поэтому я не буду никого томить, а скажу, что, друзья, подача документов осуществляется до 1 ноября. Я напомню, это магистерская программа МГИМО по направлению «Искусственный интеллект». Подробности вы можете найти на сайте ai.mgimo.ru. artificialintelligent, правильно? То есть искусственный интеллект.

А. Абрамова:

- Intelligence.

М. Баченина:

- Ну, или по телефону: 8-495-661-71-75, добавочный 4010.