Евгений Сженов: Как создать репутацию в интернете

В гостях у Антона Назарова научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели радиостанции «Комсомольская правда». В эфире новая программа «Репутация», которая будет выходить еженедельно по субботам в это время каждую неделю и мы будем говорить о том, что есть репутация в жизни каждого конкретного человека, что она для нас и для вас значит, насколько она может формировать ваше серьезное сегодняшнее будущее и мы, конечно, будем разговаривать об институте репутации в нашей стране и за рубежом – что это такое и насколько оно важно.

В нашем первом выпуске сегодня у нас в гостях будет Евгений Сжёнов – это научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» и ведущий эксперт института образования Высшей школы экономики. Женя, доброе утро.

- Доброе утро, дорогой Антон, доброе утро, дорогие друзья. Репутация, конечно, это наше все, поэтому тема очень интересная, поговорим.

- Да, с Женей мы знакомы очень давно, мы вместе еще работали в Высшей школе экономики, потом много лет вместе находимся и работаем в сфере образования и науки, и сегодня мы, конечно, поговорим о том, насколько эта сфера сегодня зависима от репутации. Как формируется репутация в этой сфере. Насколько важно иметь хорошую репутацию и как ее можно подмочить. Поэтому, Жень, к тебе первый вопрос. Скажи, пожалуйста, вот по твоим наблюдениям, ты много лет уже по сути дела являешься таким летописцем научно-образовательной политики в нашей стране, какие основные факторы формируют эту репутацию и что важно знать коллегам нашим, я имею в виду и студентам ,и преподавателям, и ректорам, с точки зрения того, чтобы эта репутация была безупречной?

- Как я уже сказал, без репутации вообще не стоит даже соваться, открывать рот, либо открывать экран смартфона, чтобы что-то написать. В нашей сфере, если у тебя есть репутация, то у тебя все получится. Если у тебя ее нет, то ничего не получится. Начать стоит с того, что быть экспертом в чем-то, то есть, обладать экспертным контентом, быть готовым спорить с лидерами сферы, отстаивать свою точку зрения и, если точка зрения у тебя не просто есть, но ты можешь объяснить, мотивировать, доказать, что ты прав, то это и начинается стержень формирования твоей репутации, потому что, чем больше тех, с кем в споре тебе удалось победить, чем больше топовых экспертов, методологов, визионеров, тех, кто определяет политику, определяет жизнь и в науке, и в образовании, и в молодежной политике, тем больше ты входишь в центр этой дискуссии. Ну, собственно говоря, на этом пути и происходит формирование твоей репутации.

- БОльшая часть этой репутации сегодня формируется в социальных сетях. Ну, помимо классических средств массовой информации, в эфире которого мы с тобой сегодня и находимся. Но ты в основном работаешь в пространстве Telegram – то есть, Telegram-каналов. Это особый жанр, наверное, Telegram сильно отличается от ВКонтакте, от других социальных сетей, которые тоже являются востребованными и массовыми. Расскажи, пожалуйста, какие особенности именно репутационного менеджмента в Telegram ты бы мог рассказать. И что важно людям вообще знать, насколько вообще нужно завести Telegram-канал, для чего его заводить? Насколько он может быть эффективен, какие он должен иметь цели, как он должен вестись?

- Я давно коммуницирую в сфере науки и образования с лидерами сферы – 15 лет примерно. И даже 12 лет здесь же, в редакции "Комсомольской правды" мы делали передачу с ректором ВКонтакте, где приглашали лидеров сферы, заместителей министра, ректоров. Другое было время. Сейчас ты абсолютно прав в том, что площадки и акценты поменялись и сегодня Telegram, как мы часто называем, это такая ключевая площадка коммуникации думающей элиты. И в Telegram е есть масса особенностей. Например, есть такая фишка, как говорят, что в бане генералов нет, так же и в Telegram. Если тебе есть что сказать, если есть о чем постоянно писать в своем Telegram-канале, а Telegram, в первую очередь, это все еще про тексты, в меньшей степени про визуальный контент, про видео, про фотографии, то очень быстро, если действительно контент у тебя качественный и экспертный, очень быстро к тебе начинают приходить лидеры мнений. Ты видишь это в числе подписчиков, с которыми, безусловно, нужно вступать в дискуссию, нужно приглашать их из онлайн в оффлайн, формировать сообщества, чем мы, собственно говоря, и занимаемся. Вот один из таких секретов успехов Telegram и специфики работы в Telegram – в том, что ты можешь комьюнити-сообщество, которое есть у тебя в Telegram-канале, его переносить в оффлайновую жизнь и делать вот такое опыление из оффлайн – то, что происходит в жизни – мы, конечно, напишем в Telegram-канале. И это уже будет инфоповодом. И такая вот идет закольцовка из оффлайн в онлайн.

- То есть, по сути дела, офлайн без онлайна тоже не работает и наоборот?

- Работает. Но система образования, науки замкнута на массу разной пересекающейся госполитики по линии разных ведомств. Это разные элиты, это разные совершенно люди и успех каких-то целей в коммуникации этих людей. Чтобы свести, часто недостаточно писать только… Да, Telegram- это элитная площадка, да, лидеры мнений часто начинают утро, а иногда даже оперативки с анализа, что просходит. Telegram-публикации попадают в систему призм, в медиалогию, то есть, действительно, так или иначе влияют на принятие разных решений. Также являются важным коммуникационным каналом. Но по моему опыту многолетнему, вот эта связь, когда в оффлайне ты общаешься с теми, про кого пишешь, и потом это переносится на страницы в посты Telegram-каналов, это такой хороший работающий механизм.

- То есть, по сути дела, речь идет о том, что люди живут по сути двумя параллельными жизнями, но просто это две формы, скажем так, одной жизни, которая происходит как бы в оффлайн и в онлайне, да?

- По сути, два измерения, которые часто происходят параллельно. Бывает так, что мы какую-то сессию делаем на большом форуме, на ПМЭФ, например, или на ВЭФ, а параллельно наши коллеги об этом пишут в режиме онлайн. С одной стороны, идет коммуникация живая, принимаются какие-то решения, обсуждается будущее госполитики и параллельно об этом узнают широкие массы.

- Ты по сути дела являешься, как сейчас модно говорить, одним из основных акторов. Это и госполитики, по сути дела, ты создаешь это сообщество, вокруг которого все кучкуются, потому что, насколько мне известно…

- Не я один, у нас хорошая команда в ИНОПе.

- Конечно, не ты один, но ты научный руководитель, поэтому мы с тобой здесь сегодня и говорим, в том числе, об этом. Я говорю о том, что люди не только начинают оперативные совещания с анализа того, что публикуется в «Научно-образовательной политике», но и зачастую аналитические справки формируют на основе этой информации, потому что, на первый взгляд, если вот кто-то сейчас в прямом эфире откроет, подпишется на «Научно-образовательную политику», то он увидит, что в общем-то это такие довольно длинные аналитические тексты. По сути дела, это готовый материал для этой самой аналитики. Скажи, пожалуйста, насколько часто ты сталкиваешься с тем, что опубликованное в «Научно-образовательной политике» становится предметом протоколов у регуляторов в правительстве, в администрации президента, насколько это действительно оказывает влияние на то, что называется «Научно-образовательной политикой»?

- Ты важный аспект сказал – за что, кстати, часто Telegram критикуют. Что там простыни пишите, а пост должен быть на экран смартфона максимум. Мы с этим не согласны уже много лет. У нас есть замечательные аналитики, в том числе, главный редактор, которые делают акцент на большие посты. А мы это так же трансформируем в разные справки. НОП – это не только Telegram-канал, это экспертный центр, который постоянно что-то пишет, какую-то аналитику. Много аналитики закрытой, в разные команды, и действительно часто эти материалы, которые мы потом для публики в какой-то мере публичим, они становятся и предметом обсуждения на оперативках каких-то, и часто доходят до конкретных решений. Приведу несколько примеров. Был прекрасный федеральный проект «Новые возможности для каждого». Это была часть нацпроекта Минобрнауки, в первой ее итерации. Сейчас уже «Наука и университеты» - вторая итерация проекта, но в первой был большой федпроект университетский. И он во многом вышел из публикаций Telegram-канала НОП. То есть, мы писали о важности университетов как госполитика, а как госполитики мы писали о том, что важно вовлекать университеты и, собственно, из этих публикаций родился проект. То есть, мы его сшили, мы сформировали команду из сообщества Telegram-канала во многом – те, кто занимается наукой в вузах и результаты были прекрасные. То есть, фактически это стало драйвером обновления, развития допобразования в вузах. А то сообщество, которое есть, мы его как раз на базе Вышки объединили, на базе Института образования, оно до сих пор существует, и Вышка продолжает быть таким методическим лидером системы в вузах. Вот конкретный пример.

- Напомню, что у нас в эфире Евгений Сжёнов, научный руководитель научно-образовательной политики, ведущий эксперт Института образования Высшей школы экономики. Женя, вот все-таки изначально ты вышел из Вышки. Высшая школа экономики – это, конечно, такая альма-матер для многих. Но не только для студентов, которых большинство, конечно, тебя ассоциируют с этим вузом, но и для деятелей образования. Скажи, пожалуйста, насколько те навыки, которые ты получил или практику, которую ты получил в Институте образования, как раз она стала основой для объединения вот в это сообщество? Потому что научно-образовательная политика родилась не на пустом месте и в основе все-таки профессиональный аналитический и образовательный подход. Как Институт образования Высшей школы экономики по сути повлиял на твое нынешнее сообщество, на тебя лично и как это сегодня ты применяешь в реальной жизни сообщества НОП?

- Институт образования Вышки – конечно, это классика. Это явление в системе и исследования всего, что происходит, в образовании, в науке. И для меня несколько лет назад, конечно, было честью, когда я вошел, был приглашен в команду Института образования, получилось это не на пустом месте – я много лет занимаюсь исследованием в образовании, много лет работаю в сфере коммуникаций, поддержки коллег, который формируют госполитику, которые работают на земле. Наверное, это и стало в свое время основанием для того, чтобы меня пригласили как сутевого эксперта. Потому что одно дело говорить – ну, говорят у нас классические журналисты, ребята, которые работают в СМИ, а я и та команда, с которой мы работаем уже много лет, команда распределенная, она не только в Москве. Действительно, в Вышке ее серьезная часть, и те коллеги, которые занимаются экспертизой, аналитикой, сферой дополнительного образования, в частности, но вот наличие сутевой эксперты позволило мне войти в команду Института образования Вышки. Безусловно, это очень важная точка в карьере и важное пространство, которое помогает собирать, консолидировать сообщество. Мы на базе Института образования, повторюсь, собрали практически всех кураторов сферы допобразования страны, но не только. Сегодня мы развиваем и разные коммуникационные форматы на базе Вышки. Мы проводим, в прошлом году провели большую конференцию «Индивидуальная образовательная траектория». Одно из важнейших направлений сегодня в трансформации университетов в новой парадигме развития Высшей школы. Именно Вышка стала той базой, на базе которой мы с участием ректора, с участием ректоров ведущих университетов, руководства Минобрнауки, собрали это сообщество.

- В свое время как раз Валерий Николаевич Фальков, будучи еще ректором Тюменского университета, начинал это направление индивидуальных образовательных траекторий, активно это у себя пестовал, поэтому я думаю, что, как министр, он тоже это активно продолжает и уделяет этому большое внимание.

- Безусловно, именно так. И лично министр, и Минобрнауки под его руководством, и Тюменский государственный университет, который Валерий Николаевич раньше возглавлял, это один из лидеров сегодня ИОТ системы, индивидуальных траекторий.

- Да. Это действительно будущее образование, я думаю, что это тоже сейчас активно развивается. Ты являешься еще таким послом или амбассадором правильных коммуникаций в университетах. Причем, коммуникаций не только классических – пресс-служба и т.д., хотя это база, с этого все начинается, но и коммуникаций научных. Потому что это отдельная большая сфера. Скажи, пожалуйста, насколько за те годы, что существует научно-образовательная политика, коммуникация в университетах, система построения, эффективность этой коммуникации выросла? Не выросла? Или снизилась? Ты достаточно серьезно к этому относишься, насколько мы все знаем, и в Telegram-канале об этом тоже регулярно можно прочитать. Причем, не только хвалебные отзывы. Вот скажи свой экспертный взгляд на то, что есть сегодня коммуникация в университетах, насколько это эффективно, зачем это нужно вообще? Может, это и не нужно вовсе?

- Безусловно, это нужно и, безусловно, есть результаты, к которым наша команда, команда «Научно-образовательной политики» и как Telegram-канала, и как экспертно-аналитического центра, гордится. Одна из наших миссий – это как раз формирование культуры коммуникации, тех, кто пишет про науку, про образование. И не только как образовательные процессы и научные процессы, но и управление этими процессами. Потому что, если не будет грамотного управления, а с безграмотной коммуникацией не будет грамотного управления, не будет движения вперед. Это то, чем мы занимаемся каждый день на разных стратах, например, буквально позавчера я вручал как председатель экспертного совета топ-блог платформы РСВ президентской награды, мы поздравляли лучших блогеров, которые пишут про образование, про науку. Еще три года назад таких блогеров практически не было. Сейчас, для того, чтобы выбрать двух топ-финалистов в нашей спецноминации, лучший блог университета, ну, я 200 каналов отсмотрел. Причем, только Telegram-каналов. А там были и ВК-паблики и что угодно… То есть, сегодня ребята – это те, кто пишет про науку, про образование, и мы говорим только про блогеров. В том числе, про новые медиа, которые ребята создают. Их много, и есть много хороших, из кого выбрать. Но если говорить по чесноку, то существует большая проблема. Она многолетняя уже, в которой есть позитивные сдвиги. Это то, что журналистика образовательная и научная особенно анализирующая процессы, не просто описывающая – министр Фальков встретился с министром Кравцовым, они пожали друг другу руки – а для чего, что из этого может вырасти? Вот аналитика, экспертиза и визионерство – этого, конечно, не хватает. Но сегодня во многих университетах то, о чем ты сказал, появились уже новые руководители. То есть, это молодые медийщики, это те коллеги, которые поняли, что надо не просто описывать, а нужно, условно, с учеными, пресс-службу ученого свести, не коммуницировать через журналистов, которые приедут к ученому и скажут – надиктуй мне что-то. А чтобы непосредственно ученые, непосредственно преподаватели этот контент рождали. То есть, контент был все более экспертным. И сегодня я с гордостью могу сказать, что да, мы видим конкретно заслуга «Научно-образовательной политики» в том, что этот пласт сильно сдвинулся. Более того, несколько лет назад мы долбили стенку министерств разных – коллеги, выходите в интернет, усиливайте вот эту искренность коммуникации, дайте слово руководителям. То есть, не только пресс-службе, а заместители министра, ректоры пусть идут в Telegram и сами коммуницируют, сами отвечают на комментарии. Несколько лет назад такого не было. Сейчас мы видим, что много ректоров, много руководителей, даже руководители ФАИФ, пришли в Telegram и даже гордятся этим, и видят рез ультат своей ежедневной работы.

- Да, я помню, ты инициировал еще с Михаилом Михайловичем Котюковым, Райфой Битковой, целая куча была совещаний, где как раз об этом и шла речь, что, ребята, идите в Telegram, это новая площадка.

- Даже было легендарное совещание в зале коллегии Минобрнауки, вот в этом зале, где рождается, собственно, госполитика, несколько лет назад (да, действительно, был тогда Михаил Михайлович), где собралось все руководство Минобрнауки, ректоры ведущих университетов. И мы анализировали, кто читатель научно-образовательной политики, что они читают лучше, какие посты заходят, что усиливает конкурентные преимущества вуза, что ослабляет и т.д.

- У тебя в Telegram-канале есть и государственные вузы, но и частные вузы, такие, как, например, «Синергия». Скажи, частные вузы сегодня, они на той же волне, что и государственные, на таком же уровне работают в коммуникациях, в JAR, пиаре и т.д.? Или все-таки пока отстают, и им есть, чему поучиться у государственных коллег?

- Ты сказал: у тебя в Telegram-канале. Я горжусь командным подходом, один в поле не воин. Я тебя чуть поправлю. У нас в Telegram-канале. У нас замечательная команда, которая постоянно растет.

- У вас в Telegram-канале.

- Да, у меня есть личный канал – «Евгений Сженов», он действительно только мой, а НОП – это большая коллегиальная работа. Есть сегодня частные вузы, которые остались на том уровне, на каком… Помнишь, критиковали в 90-е годы, в нулевые, называли шарагами. Ну, скажем так, всячески подчеркивая, что такие вузы точно не ровня государственным университетам, и, в общем-то, критиковали, скажем так. Я, в том числе, много лет этим занимаюсь. Конструктивная критика, она рождает какой-то хороший результат. То есть, если те, кого критикуешь конструктивно, в том числе университеты, слышат, они становятся лучше.

Ты упоминал «Синергию». Знаешь, для меня «Синергия» - это, конечно, больше, чем университет. Это удивительный университет. Несколько лет назад я был в числе тех, кто, в том числе, в пабликах прохаживался по «Синергии», критиковал, но, вникнув в работу университета, познакомился не только с руководством, но и с проектами, и сейчас я часто лично, и на страницах НОП мы публикуем какие-то победы университета «Синергия», корпорации «Синергия». Потому что сегодня мало есть таких (ты слово «амбассадор» упомянул недавно) в хорошем смысле амбассадоров, которые не боятся сшивать ведущую госполитику с точки зрения роста технологий или, например, поддержки развития молодежной политики задачами образования. «Синергия» - крупнейший университет, по-моему, там 150 тысяч человек учится. И сегодня, глядя на результаты и слушая эти результаты не только от студентов или руководства университета, но и от руководства страны на ведущих форумах – на ПМЭФ, ВЭФ, где «Синергия» подписывает какие-то документы основополагающие с ведущими учеными, с президентом РАН. Ведущие государственные университеты могут позавидовать тому, как «Синергия» идет в Китай, например. Вот в Египте на днях школа открылась. Это же замечательно, это то, что прославляет нашу страну (без всякой ложной скромности).

Поэтому поддержу то, что сегодня делает команда Вадима Лобова. Остается только пожелать не останавливаться, держать эту планку.

- У нас рубрика, которая подводит итоги того, что произошло за неделю со сферой репутации…

Все-таки есть сфера образования, мы немного затронули сферу воспитания, это то, что называется молодежной политикой преимущественно. А есть еще сфера просвещения. Насколько мне известно, ты достаточно активно (вместе с командой своей, конечно) участвуешь тоже в мероприятиях Общества «Знание» как нашей главной просветительской платформы. Скажи, насколько сегодня просвещение как репутационно… популярно, распространено, запрос на просвещение в широких кругах людей, то есть там, где действительно есть в этом потребность? Или это пока еще такой начальный этап, для того чтобы продлить эффект от образования и воспитания?

- Не хочется говорить общих слов. Просвещение, кроме того, что это большая, важнейшая часть госполитики, которая сегодня есть в работе со студентами, в работе с молодежью, с детьми в том числе, и в «Знании», и в «Движении первых», и в работе Минпросвещения и Минобрнауки, «Росмолодежи», РСВ и т.д. Это, безусловно, еще и такое модное явление, это тренд. Сегодня модно идти в просветители, поэтому блогеры, молодые ребята в том числе, они себя как-то пытаются сейчас отождествлять: я – лектор Общества «Знание» и т.д.

На мой взгляд, вся история с просвещением и как частью госполитики, и как контента, и как образовательного контента в том числе, сегодня находится на этапе осмысления – зачем оно, где роль просвещения, инструментов просвещения включиться в топ проектов, например, в молодежной политике. Либо где место в обучении студентов – проект «ДНК России» и т.д. Мы буквально вчера встречались с коллегами из Общества «Знание». Какой запрос университетов? У университетов - и у студентов (мы делали несколько фокус-групп), и у руководителей университетов – запрос, скажем так, на более предметных, более серьезных лекторов. То есть сегодня университеты поняли, что просвещение и как механизм, и как, например, площадка Общества «Знание» - это прекрасный инструмент коммуникации и запрос на более прогрессивных, что ли, ведущих ученых, например, которые будут популярным языком для студентов, для молодежи, для абитуриентов объяснять и задачи госполитики, но не как, знаешь, такая пропаганда, когда критикуется: вот, вы там навязываете, - а чтобы это вошло в душу, чтобы вошло в сердца. Вот на это сейчас запрос. И, конечно, просвещение – это самый лучший механизм.

- Женя, наверное, мы будем скоро завершать наш разговор. Скажи, пожалуйста, что для тебя репутация вообще? Не только твоя личная, которая уже, понятно, сформирована, но вот что такое для обычного человека есть репутация?

- Для меня репутация очень тесно связана с моралью, с порядочностью и с тем стержнем, который мы и в себе несем через жизнь, и показываем нашим детям, нашим коллегам, друзьям, тем, которые в какой-то степени на нас равняются. Для меня репутация, особенно в мир развития социальных сетей и в мир новых медиа, когда, если ты где-то оступился, то это становится мгновенно известно всем… Мы знаем много примеров, когда люди вот так оступались, и от них отворачиваются. И даже говорим не про материальную сторону жизни, когда можно потерять карьеру, какие-то вещи, а можно потерять себя. Поэтому для меня репутация – в первую очередь это пример, каким быть человеком. Быть человеком нужно таким, чтобы твои дети и близкие всегда тобой могли гордиться. Это и про то, что закон не надо нарушать, это и про то, что не надо мараться в каких-то историях некрасивых, даже если это сулит много денег. Для меня вот это репутация. Я стараюсь именно с таким подходом, с таким акцентом ее формировать, с любовью к людям (это важный момент), мс уважением к людям, уважением к собеседнику, без какого-то совершенно ненужного пафоса, что часто прослеживается у разных госслужащих, которых вот только назначают на должность, и они сразу забывают… Мы тоже знаем такие примеры, их много, к сожалению. Но есть и другие примеры, когда люди, даже становясь большим руководителем, они продолжают коммуницировать с людьми открыто, искренне.

Один пример приведу, его все знают. Это Алексей Геннадиевич Комиссаров, который на самых больших должностях в стране в системе образования, в системе молодежной политики, общественных проектов при этом остается примером для многих людей, на которых равняются, которые мотивируют. Вот, для меня это репутация, правильный пример репутации.

- Спасибо большое. Дай, может быть, несколько советов нашим радиослушателям с практической точки зрения, что сделать, для того чтобы репутация была на должном уровне.

- Ну, такие лайфхаки?

- Да, лайфхаки от Евгения Сженова.

- Мы говорим про коммуникацию в том числе и про работу в образовании, поэтому я с этой парадигмы немножко построю. Каждый день формируйте, развивайте свое сообщество, которое вокруг вас. Работаете вы в интернете, как, например, наша команда, либо вы просто публичный человек, даже в маленькой степени, работаете на кафедре, преподаватель, студент, студенческий кружок – развивайте свое сообщество, которое цените, уважайте, которое будет разрастаться, и, так или иначе, в жизни вам это часто поможет.

Второе, оно вырастает из первого. Любите и уважайте людей, даже оппонентов. Много помогайте и не ожидайте помощи взамен. Она придет обязательно, это все вернется, добро, но я стараюсь работать, и это, в общем-то, оправдывает себя, больше давать, ну, что вернется, то вернется.

Немножко про Telegram. Я уже говорил, в Telegram генералов нет. А если вы работаете в социальных сетях, то совершенствуйте экспертизу и отвечайте за свои слова. Вот эта связка, она точно вам даст успех, точно даст рост и, конечно, укрепление репутации.

Следующее. Управляйте информационной повесткой в любой ситуации. Даже если на вас идет информационная атака, ну, по правилам дзюдо оберните ситуацию в свою пользу. Если вы честный, если вы порядочный, столкнулись с атакой, ну, как раз самое время показать, что вы – молодец, что вы правы, а оппоненты не правы.

И последний лайфхак. Если вы правы по совести, то не бойтесь спорить публично. Не бойтесь отстаивать точку зрения. Очень часто молодежь ко мне подходит на каких-то форумах и говорит: посоветуйте что-то, давайте телефонами обменяемся. Я всегда помогаю ребятам, но очень часто за этим первым шагом, когда они осмелились подойти и предложить, дальше боязнь – а вдруг там я что-то не такое предложу, неинтересное, надо мной посмеются. Не бойтесь спорить с руководством, не бойтесь конструктивно критиковать даже вышестоящих каких-то коллег, даже на уровне госполитики. Мы живем во время, когда есть большой запрос на новые смыслы, на обсуждение этих смыслов, в том числе публичных. Вот я бы это посоветовал.

- Евгений Сженов в новой программе «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Женя, спасибо тебе большое, что нашел время прийти, мы очень рады тебя всегда видеть в нашем эфире. Я думаю, что с «Научно-образовательной политикой» мы точно сделаем много совместного, хорошего.

Никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию, но и вы должны отвечать тем же.

- Спасибо, Антон. Отличный старт. Слушайте программу «Репутация».

Евгений Сженов