Ольга Голышенкова: Приверженность определенным ценностям страновым, государственным, это то, что нас объединяет

В гостях у Антона Назарова основатель и президент Ассоциации корпоративного образования «МАКО», председатель координационного совета Общественной палаты России по сетевым сообществам и заместитель председателя комиссии Общественной палаты по экономике и трудовым отношениям Ольга Голышенкова

А. Назаров:

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире новая программа «Репутация». И я ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире, а также о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому. Сегодня у нас в гостях: Ольга Михайловна Голышенкова, основатель и президент Ассоциации корпоративного образования «МАКО», председатель координационного совета Общественной палаты России по сетевым сообществам и заместитель председателя комиссии Общественной палаты по экономике и трудовым отношениям. Доброе утро, Ольга Михайловна.

О. Голышенкова:

- Доброе утро, Антон Анатольевич, уважаемые радиослушатели.

А. Назаров:

- Ольга Михайловна очень много вовлечена в самые разные большие общественные проекты, которые формируют репутацию и отдельных направлений политики, и страны в целом. Поэтому я думаю, что нам очень интересно будет сегодня поговорить с Ольгой Михайловной. Но сначала у нас наша традиционная рубрика о том, что произошло на минувшей неделе в мире репутаций.

Репутация вверх, репутация вниз

- Подъем репутации.

Перезапущен сервис «Грамота.ру». Теперь поисковая система построена с применением технологий машинного обучения. Теперь пользователям доступен метасловарь, объединивший материалы из разных справочников и словарей русского языка.

Картографический сервис 2ГИС разрешил пользователям делиться своим местоположением с другими после взаимного добавления в друзья. Кроме того, теперь навигатор приложения будет предлагать варианты ближайших парковок и сможет построить маршрут до конкретного подъезда жилого дома.

«ВкусВилл» выкупил бренд сети семейных кафе «АндерСон» и ее основные активы.

Падение репутации.

ФАС возбудила дело в отношении Яндекса из-за неверной информации о цене подписки Яндекс.Плюс.

Главе «Аэрофлота» Сергею Александровскому прокуратура внесла представление из-за массового аннулирования дешевых билетов на Пхукет. Всего «Аэрофлот» мог аннулировать свыше 3 тысяч авиабилетов. Именно столько было оформлено по ошибочно низким тарифам 18 октября.

Forbes составил рейтинг десяти убыточных юридических лиц в России по итогам прошлого года. По итогам 2022 года суммарный убыток таких компаний составил почти 1 трлн. 100 млн. рублей. В том вошли ВТБ, «Альфа Банк», «Газстройпром», Ozon, ГТЛК, «Связной», «Русский уголь», ВКонтакте, Московский метрополитен и «Почта России».

А. Назаров:

- Итак, уважаемые радиослушатели, мы возвращаемся в студию. И я напоминаю, что в эфире Антон Назаров и программа «Репутация» на радио "Комсомольская правда". А у нас в гостях Ольга Михайловна Голышенкова, член Общественной палаты, председатель координационного совета по сетевым сообществам, основатель и президент Ассоциации корпоративного образования «МАКО».

Ольга Михайловна, думаю, что про корпоративное образование очень многие слышали в нашей стране. И я думаю, что очень многие в него вовлечены. Но что же все-таки такое «МАКО» с точки зрения проектов, с точки зрения того, где в эту экосистему можно встроиться, каким образом туда можно попасть, и так далее?

О. Голышенкова:

- «МАКО» изначально расшифровывалось как Международная ассоциация корпоративного образования. И придумана она была в 2007 году как попытка многих профессионалов из разных компаний найти зону объединения. Найти вот такую площадку, где можно было бы не узкокорпоративные задачи решать, а решать задачи, например, работы с персоналом в целом. Или решать задачи, как из названия следует, корпоративного образования. Что это такое по сути? Для многих наших слушателей корпоративное образование – это какая-то причудливая формулировка, потому что есть образование, все знают, что это такое, и есть корпорации, и все знают, что это такое.

А что такое корпоративное образование? Ну, на самом деле это такое профильное и важное для отраслей и компаний обучение персонала, но иногда не только персонала, но и, например, жителей тех регионов, где компания очень активна, иногда семей, иногда ветеранов отрасли, которое важно для компании и для отрасли. Мы работаем с крупнейшими организациями, и наши основатели – это наши самые крупные, известные компании, которые представляют целые отрасли. Космическую, например, или атомную, или машиностроение, или логистику и железные дороги. Я думаю, бренды компании всем понятны и на слуху. Но вот чем они учат людей, что им важно сформировать в молодых людях, молодых специалистах, иногда даже в тех, кто собирается еще только работать в компании, например, в выпускниках вузов, или в своих высококлассных профессионалах и менеджерах? Вот это и есть предмет корпоративного образования.

Ну, и чем корпоративное образование отличается от классического? Чаще всего форматы работы в рамках программ корпоративного обучения они очень креативные, гибкие, быстрые. Ну, потому что нужно решить очень быстро, очень точечно и очень четко определенные задачи, подготовить людей к определенной миссии или сформировать в них не только навыки, но иногда представления и понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо в нашем мире.

А. Назаров:

- Понятно. А вот корпоративное образование и корпоративные университеты. Вот сейчас же это такая модная тенденция – корпоративные университеты. То есть это достаточно такая еще одна стадия после, наверное, таких классических университетов. Потому что у большинства все-таки есть высшее образование, и после того, как они попадают в любую корпорацию, не важно, она частная или государственная, они тем или иным образом вовлекаются в те или иные корпоративные университеты. Вот здесь где есть пересечение между «МАКО» и университетами? И какие есть особенности, может быть, есть различия?

О. Голышенкова:

- Да, конечно. На все вопросы ответ дан. И различия есть, и особенности есть. И в каком-то смысле корпоративные университеты, конечно же, идут за классическими университетами. Но мы больше, когда говорим о корпоративных университетах, говорим не об университете в классическом смысле, что это вот, знаете, такая огромная институция, которая формирует образ человека. А, скорее, корпоративный университет – от слова «универсум», то есть это достаточно универсальное обучение, которое необходимо той или иной компании. И часто оно происходит по заказу топ-менеджмента, руководителей компании в связи с какими-то важными задачами, которые или прямо сейчас нужно решить, а никто не готов, и нужно людей подготовить к этому, либо нужно будет решить в очень такой ближайшей, ну, и у более мудрых руководителей, среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда мы готовим за пять, за десять лет персонал к тем вызовам, которые нужно будет встретить. И встретить во всеоружии.

Что это за проекты, чтобы это было в ощущениях, да? И вот чем занимается здесь «МАКО»? Конечно, все корпоративные университеты, как известно, как все семьи, но только не счастливы одинаково, не счастливы и несчастны, да, и в этом различаются, а, скорее, у них есть какие-то темы, которые есть абсолютно у каждого корпуниверситета. И каждый корпуниверситет считает, что это уникальная тема. Но это не так. Либо есть какие-то очень, действительно, специфические темы, про которые не принято говорить в публичном пространстве. Например, все-все работают с детьми и молодежью. Ну, потому что это будущие сотрудники, это кадровые резервы. Абсолютно все компании в это вкладываются. И, если компании не выводить на общую площадку, каждая вам расскажет о том, что именно в нашем корпоративном университете есть уникальнейшая программа «Школа – вуз – предприятие». Вот, ну, и практически в каждой компании они будут.

Мы в этом смысле, «МАКО», наша ассоциация призвана изначально эти практики собирать у разных компаний, понимать, что какая компания делает, какой корпоративный университет какие цели перед собой ставит. И как их достигает. И сравнивать. Поэтому во многом мы такая экспертная организация, которая смотрит на то, что по самым топовым темам делают компании, чем они отличаются, как они могут друг другу помочь. Ну, и наша самая главная здесь миссия – это лучшие практики выявлять и их продвигать как стандарт вообще для рынка корпоративного образования. Но не только это.

Как я говорила, с детьми, молодежью работают все. С профкомпетенциями, конечно же, работают все, с управленческими компетенциями абсолютно все работают. Но опять же – как. И иногда одна компания может сделать очень многое, но это всегда несоизмеримо меньше, чем несколько компаний, которые могут это делать вместе, вскладчину, с синергетическим эффектом. И вот супермиссия уже «МАКО», то есть не только выявить, не только проанализировать, не только продвинуть лучшее, не только показать всем, что происходит на рынке корпоративного обучения, но и придумать тот формат, который мог бы объединить самые разные компании иногда в конкурентном секторе, иногда компании, которые не разговаривают друг с другом и считают, что они, в общем-то, не в очень дружественных отношениях. Но объединить их на одной площадке, чтобы они соинвестировали самые разные ресурсы и идеи, это тоже ресурсы, в то, что мы делаем для всей страны, а иногда и больше, чем для страны. Я не побоюсь этих слов, и для макрорегионов, иногда для человечества. Потому что мы не только работаем с профессионалами, мы работаем с людьми. И часто с установками, принципами и ценностями.

Ведь вы знаете, корпоративные ценности иногда крайне мощно влияют на людей. И, если они не сочленяются, не соединяются с ценностями государственными, то иногда могут случиться проблемы, причем и у тех, и у других, и у третьих. У людей, у сотрудников, у компаний и у регионов, которые они представляют, и у государства, где они живут.

А. Назаров:

- Вот тем и удивительно на самом деле, каким образом могут разные корпорации, тем более внутри одного конкурентного сектора, объединяться. Даже вот на такой благородной основе. Потому что, ну, одно из определений репутации, как известно, да, это институт доверия бренду. Бренд все-таки – это такая отдельно взятая сущность, которая вряд ли там соединится с каким-то другим соседним брендом. Вот насколько это, как это получается у вас? Потому что я, честно говоря, впервые слышу о том, что возможно объединять конкурентов на платформе там, условно говоря, молодежной политики, корпоративного обучения и так далее. Как это получается у «МАКО»? И в чем, собственно говоря, здесь некий лайфхак?

О. Голышенкова:

- Ну вот, Антон, в этом смысле, мне кажется, прозвучало самое главное слово – доверие. Репутация, безусловно, проистекает из доверия. А чтобы создать доверие, а мы знаем, что по происхождению слово это и «до веры», но одновременно это и обоснованной, многократной веры. То есть когда мы очень много раз убеждаемся, что наш партнер нас не подведет. Что мы в абсолютно безопасной среде. Вот, собственно, именно это мы создаем и пестуем как культуру среди самых разных игроков.

Ну, то есть мы говорим о том, что, прежде всего, мы собираем вместе профессионалов. Они могут быть из самых разных компаний, находиться в самых разных условиях и самые разные бренды представлять. Но их объединяет то, что у них есть профессиональные ценности. И отраслевые тоже. Потому что зачастую отраслевые ценности, например, авиаконструкторов очень сильны. И, например, энергетиков. Мы можем на этой основе договариваться. Помимо интересов узкокорпоративных.

Далее все люди, конечно же, граждане страны. И мы, безусловно, объединяем на своей площадке тех, кто истинно патриотичен, причем часто этот патриотизм именно в профессионализме и в работе честной и самоотверженной на своем рабочем месте. И вот эта приверженность определенным ценностям страновым, государственным, это тоже то, что нас объединяет. Но, может быть, и даже не это самое важное. Самое важное это то, что мы строим человеческие отношения и по-человечески понимаем, что в нашем сообществе никто не подведет, никто не украдет, никто не обманет, никто не будет использовать информацию во вред. Наоборот, люди смогли прийти за многие годы нашего общения и совместной работы к пониманию, что общее знание и общее понимание всегда всех делает сильнее. Не слабее.

Но, конечно же, без доверия, без вот такой чистоты отношений внутри этого сообщества никак нельзя. Ну и, конечно, само сообщество – это отдельная ценность. То есть оно, конечно же, опять же, собирается не как клуб, который пришел вместе поболтать на какие-то темы, даже профессиональные. Это люди, которые делают дело вместе. А когда ты с человеком что-то делаешь вместе, ты совершенно точно понимаешь, можешь ты ему доверять, не можешь доверять, и что ты вообще можешь, скажем так, позволить себе сказать и сделать.

И мы на протяжении многих лет делая такие проекты, например, как «Форсаж», это наш такой флагманский проект, именно нашей ассоциации, потому что более 20 компаний ежегодно участвуют постоянно в одном проекте, где часто встречаются, как я говорила, конкурирующие бренды, могут встречаться люди, которые могут находиться в жизни за «Форсажем» в разных ролях по отношений друг к другу, но на «Форсаже» мы все вместе делаем общее дело. Что это такое? Это форум, который собирает в Калужской области традиционно несколько сотен лучших молодых специалистов, которые в течение года отобраны компаниями, самыми разными, из разных отраслей, и мы вместе, что очень важно, с этими компаниями, с их представителями и часто с молодыми специалистами, которые были выпускниками «Форсажа», придумываем программу, исходя из того, что самое актуальное, что самое острое, что самое сейчас важное абсолютно для всех. Во всех регионах, во всех компаниях, во всех отраслях.

Кто-то приходит с тем, что важно для него. Иногда это не получает поддержки у всех остальных. Но мы обязательно вписываем это, знаете, как плетешь ковер, и там есть самые разные узоры. Мы обязательно вписываем эту потребность, эту задачу в контекст «Форсажа». И вот мы недели, собственно говоря, вместе от проектирования до реализации и дальше анализа вот этим сообществом в 20 корпораций делаем проект, который направлен на формирование лучшего кадрового резерва страны и лучших профессионалов страны. Как пример. И такого очень много. Это связано с профстандартами, и с детьми, и с профориентацией, и с работой с ветеранами, и с преемственностью. На самом деле очень много тем, которые объединяют компании.

А. Назаров:

- Ольга Голышенкова, основатель и президент «МАКО», председатель координационного совета Общественной палаты по сетевым сообществам. У нас в эфире программа «Репутация» на радио "Комсомольская правда". Мы прервемся на пару минут. Не переключайтесь.

А. Назаров:

- В эфире программа «Репутация» на радио «Комсомольская правда», Антон Назаров. И у нас в гостях Ольга Голышенкова, председатель координационного совета по сетевым сообществам Общественной палаты России, основатель и президент «МАКО». Ольга Михайловна, вы сейчас говорили как раз много раз уже о том, как… насколько можно корпорации объединить на одной платформе и, условно, в одном направлении молодежной политики это все реализовывать. И упомянули этот самый форум «Форсаж», который… на котором я, к счастью своему, был, это потрясающее сообщество, это совершенно невероятная атмосфера. Вот, Ольга Михайловна, расскажите, как вообще удалось создать такой форум? Сколько он существует… Он, насколько я знаю, появился, вообще говоря, из энергетики в некотором смысле, потому что большая часть там была (по крайней мере, была) участников из энергетики. Ребята живут там в палатках, это такие достаточно прям спартанские условия, но которые позволяют реально раскрыть то, чего не позволяют никакие офисные пространства, любые эти современные комфортные условия, с наличием кофе, чая и т.д. Вот как это удалось, почему ребята едут, и почему от них там отбоя нет?

О. Голышенкова:

- Спасибо, Антон, за этот вопрос. Действительно, «Форсаж» - это наш любимый проект, всего нашего сообщества, это наше такое любимое дитя. Почему? Потому что очень верно, очень привержено корпорации в разные даже времена для себя участвуют в «Форсаже» достаточно стабильно и неизменно. Секрет этого всего в том, что, во-первых, «Форсаж» изначально, с 2010 года, когда он был придуман, делается только для того, чтобы все-все игроки, которые там есть, могли решить свои самые сложные задачи. То есть ответ иногда банальный. Там, где люди могут удовлетворить свои потребности, решить свои задачи, где больше нигде не… которые больше нигде не решаются, вот туда они будут приходить всегда, вне зависимости ни от чего, и там, где их всегда слышат. Это первое.

Второе. Конечно же, у многих отраслей (и вот мы начали говорить про энергетику) есть потребность в консолидации и есть потребность в обмене идеями, опытом, практиками и вообще понимании, что происходит в отрасли и где мы, конкретная компания, в этой отрасли находимся. И поэтому изначально «Форсаж» возник на самом деле с подачи госпорпорации «Росатом», но тут же получил огромную поддержку всего энергетического сектора, вообще всего ТЭК. Потому что все чувствовали, насколько критически не хватает информации, даже на высшем уровне, что кто делает, что происходит, куда мы все вместе идем. Отрасли взаимосвязаны, нужно координироваться.

А уж что касается молодых специалистов, все начали понимать, что если мы, молодежь, будем сейчас растить в своих вот этих колодцах закрытых, профессиональных, отраслевых, ничего хорошего с будущим отрасли не будет. Надо, чтобы люди понимали, кто вокруг, что за контекст, как мы взаимосвязаны, как новые технологии развиваются. И на самом деле из этого возникла потребность в площадке.

А теперь почему это в палаточном лагере, и почему мы создаем вот такой контролируемый дискомфорт. Да, у нас очень многие ребята из таких сред и таких семей, которые впервые вообще живут в палаточном лагере. Некоторые не впервые. Это очень разные люди, из самых разных регионов. Некоторые из городков, куда очень сложно добраться в принципе, а некоторые из городов-миллионников, из хороших офисов. И для всех это преодоление.

Ну, первое, что я скажу, что все взрослые люди учатся в принципе, только если они проходят через какой-то дискомфорт. Больше никак. Потому что, когда человек уже сформировался, никак ему и ничем не объяснить, что у него есть потребность в получении каких-то знаний и навыков и вообще в том, чтобы стараться, пытаться и куда-то стремиться, если нет потребности. Должна обязательно быть потребность. А потребность может возникать, только если мы и душой, и телом чувствуем себя в некотором дисбалансе, в некотором дискомфорте. Здорово, когда этот дискомфорт контролируемый. Чаще всего в жизни мы учимся и лучшие уроки получаем, когда этот дискомфорт случается с нами в неконтролируемой среде, и мы испытываем обычно много неприятных эмоций, а часто прямо страданий, но получаем опыт, таким образом.

Вот мы делаем такое обучение, которое создает разные зоны нестабильности, разные зоны дискомфорта. Вот палаточный лагерь, другой быт, незнакомые люди, с которыми ты живешь вместе фактически на открытой поляне, суперинтенсивная нагрузка, самые разные знания и компетенции, которые людям нужно очень быстро освоить, иначе они не смогут двигаться дальше. Или иначе они просто не смогут жить в этом палаточном лагере. И вся среда, она раскрывает человека на то, что он становится намного более восприимчив и открыт к новому и намного более гибок. И очень много стереотипов меняется, очень много установок, очень много вот таких, знаете, ненужных социальных контуров, которые они присваивают, иногда не понимая даже, что они их присвоили. И поэтому, действительно, прожив неделю в этом палаточном лагере с такой продуманной программой, которая все время идет с легкими растяжками - чуть больше, чем ты можешь, еще чуть больше, чем ты можешь, а теперь вы вместе совершите немного невозможного… Из-за того, что они в этом темпе и в этой среде находятся, действительно, когда мы встречаем не только молодых ребят, а самых топовых людей, которые приезжают на поляну «Форсажа», чтобы как будто бы выступить лекторами, экспертами и спикерами, но они все становятся единым пространством «Форсажа» и учатся все, я вас уверяю.

Так вот, когда эти люди потом встречаются за пределами «Форсажа», в офисах, на площадках больших, все кидаются друг другу на шею с дикими криками. Потому что эти эмоции нельзя ни скрыть, ни притвориться, что ты их испытываешь. И часто люди по 15 лет знакомы друг с другом, бывает такое, встречаются на совещаниях, очень много работают, встречаются в офисах, и они ничего друг о друге не знают. Когда они проживают несколько дней на «Форсаже» в таких условиях, они начинают узнавать друг о друге если не всё, то очень и очень много. И это степень близости и доверия совершенно другая.

А. Назаров:

- Ну, и очевидно, с учетом того, что действительно очень много ребят хотят попасть на «Форсаж», то есть это такая воронка мощная, это говорит о том, что это мероприятие имеет такую прям мощную репутацию в молодежной среде. Может быть, это один из лучших кейсов вообще молодежной политики, который реально, не на словах, а на деле реализует те задачи, формирует те ценности (мы о них еще сегодня поговорим обязательно) среди молодого поколения, именно такие (как сказать?), которые сближают их со всеми остальными, с их родителями, с их бабушками и дедушками, с их корпорациями и т.д. То есть это очень такой важный момент. По сути, молодой человек, наверное, на «Форсаж», исходя из того, что я сейчас слышу, приезжает, для того чтобы, в том числе, сформировать свою репутацию в корпорации. Потому что, по сути дела, это для него прекрасная возможность сделать то, чего он в обычных условиях вряд ли сделает. И вот в этом году, Ольга Михайловна, я отдельно порадовался тому, что «Форса», по сути, был посвящен формированию проектов, которые молодые ребята из корпораций как раз предложат на Всемирный фестиваль молодежи, который состоится в следующем году, 1-7 марта, в «Сириусе».

Я хотел отдельно про этот фестиваль спросил. Потому что фестиваль – это, по сути дела, такое, наверное, главное событие, тем более что он не каждый год проходит, и уж точно в России он не каждый год проходит. И это то мероприятие, которое, естественно, является мечтой. И туда приедут, насколько известно, 10 тысяч человек из России, 10 тысяч человек из огромного просто количества стран со всего мира, и дружественных, и недружественных, все приедут, потому что все хотят быть вместе, несмотря ни на что. Вот что это за проект, Ольга Михайловна, который разрабатывали в этом году, насколько это… эти проекты действительно могут объединять вокруг себя ребят (и не только ребят), и что мы вообще увидим на этом фестивале?

О. Голышенкова:

- Ну, Антон, вы смогли сформулировать очень много вопросов одновременно. Я попытаюсь на них кратко ответить. Первый. «Форсаж» - это место, где формируется репутация, да. Потому что молодые люди наши имеют уникальную возможность встретиться с разными этажами управления в своей компании, то есть это часто легендарные люди из отраслей и компаний, топ-менеджмент, это непосредственно их начальники, с которыми они не общаются неформально и иногда их даже не видят. И на «Форсаже» они имеют возможность с ними поговорить как с людьми. И, таким образом, формируются и связи преемственности, и действительно доверие и репутация. Потому что эти молодые люди, они имеют возможность показать, что они думают, на что они способны, и сформировать уже свою личную репутацию, личный бренд. Это очень важно. Ну и, конечно же, это не только внутри корпоративной среды, отраслевой, но и среди вообще всех, кого они встречают. Это их возможность показать, кто они на самом деле, на что они способны.

То же касается и Всемирного фестиваля молодежи. Потому что у нас каждый год есть какая-то своя супертема, под которую мы делаем «Форсаж», и он, конечно же, всегда в контексте находится событий, которые происходят. Вот сейчас у нас контекст – Всемирный фестиваль молодежи. Да, «Форсаж» был первым проектом вообще в нашей стране, который начал готовить повестку и программу Всемирного фестиваля молодежи. Для участников «Форсажа», причем не только непосредственно участников, молодых специалистов, но и их компаний, людей, которые их курируют в компаниях, это руководители по персоналу, по коммуникациям, это люди из регионов, которые тоже участвовали в этом всем, это, кстати, креативных и продюсерских групп, которые работали с ними.

Вот это все было большим вызовом – придумать такие идеи для фестиваля, которые, с одной стороны, говорили бы о том, кто мы, показывали бы наши российские бренды, потому что мало кто их знает, тем более за рубежом (а у нас 180 стран мира планируют принимать участие). Ну, и третье. Были интересные, занимательные, вовлекающие для молодых людей из самых разных стран. Это очень сложная задача – поговорить о том, что важно для тебя, донести достаточно сложные мысли в очень простом и привлекательном формате и при этом, чтобы это было интересно для, например, африканцев или людей из разных азиатских стран, или людей из Латинской Америки, в общем, для всех. При том, что это все должно переводиться еще на разные иностранные языки, мы не забываем об этом.

Мне кажется, что это был такой действительно уникальный формат, когда была возможность у различных коллективов наших подумать глобально о том, что они делают, какую миссию они выполняют. Вот не просто я работаю свою работу, и всем же понятно, например, что такое РЖД, или «Росатом», или «Роскосмос», или кто-то еще, или «Россети». Кажется, что всем понятно, а оказывается, нет. И когда начали глубоко понимать, а в чем ключевая миссия нашей компании, а почему она важна не только для России, но и для мира, а как это связано вот с таким миссиански-цивилизационным предложением в России, о котором мы говорим. Оказалось, что мы ответили на очень многие вопросы, готовясь к фестивалю, на те вопросы, которые крайне важны и лично для ребят. Вот что я делаю в жизни такого важного и ценного, ради чего мне стоит жить, не просто хожу на работу, а выполняю какую-то очень важную для себя миссию, и для компании. А что на самом деле является вот таким корнем ценностным нашего бренда, мы зачем вообще существуем, мы что делаем для России, для мира?

А дальше еще интереснее. Когда получили ответы на эти вопросы, иногда удивительные, нужно было это упаковать в такой формат, чтобы это было весело, чтобы это было привлекательно для молодежи и понятно иностранцам. И вот здесь поработал наш продюсерский коллектив с нашими инженерами, специалистами молодыми, которые, конечно же, ничего подобного в своей жизни не делали и не пробовали. И создались форматы и шоу, и игр, и очень такие, знаете, форматы, которые пока, мне кажется, даже назвать нельзя. Это соединение самых разных подходов. И у нас действительно возникло около 20 очень интересных идей, которые мы передали в дирекцию Всемирного фестиваля молодежи. Часть идей вызвали всеобщий восторг, были выбраны для реализации. Ну, наверное, мы всего открывать не будем, но скажем, что, например, есть идеи совершенно по-другому со стороны РЖД использовать пространство вокзалов, для того чтобы они были наполнены искусством, нашими ценностями, которые мы можем видеть и слышать, и чтобы они стали понятны и другим людям.

Есть идеи совсем по-другому показывать, кто такие российские компании и что это за бренды такие, и что они великого делают, что их может даже выгодно отличать от крупных мировых брендов. В общем, мне кажется, это была во всех смыслах очень полезная творческая работа, и, что важно, что даже те идеи, которые не войдут сейчас в программу фестиваля, они стали уже откровением для наших крупнейших корпораций и для самих молодых специалистов. Потому что они вдруг поняли, а что на самом деле они делают, а что им нужно говорить сейчас общественности, и как им привлекать молодых людей, новые поколения, чтобы это было понятно, интересно и привлекательно. Вот, мне кажется, на эти вопросы мы точно ответили.

Ну, а что касается Всемирного фестиваля молодежи, конечно, это грандиозное историческое событие. Да, мы это еще и делаем в 10-летие такого наследия Олимпиады в Сочи. Все олимпийские объекты, они будут интерпретированы и восприняты по-другому, я думаю, с новым качеством всей молодежи, которая приедет из разных стран мира. Да, у нас по линии Общественной палаты очень много диалогов было с зарубежными странами, мы работаем по линии МАЭСССИ (это Международная ассоциация социально-экономических советов и схожих институтов, ну, аналоги Общественных палат) по фестивалю. И они очень заинтересованы. Например, нам Алжир говорит: слушайте, у нас почти 60% молодежи вообще нашего населения, если вы в России скажете, что они могли бы для вас сделать и как бы они могли интегрироваться, мы с удовольствием вам будем их отправлять, потому что мы пока не понимаем для них занятий. И очень многие страны на самом деле крайне открыты, готовы к сотрудничеству. Вот мы по линии МАЭСССИ работали с 80 странами. Здесь, в России, приезжали 20 делегаций, которые вот в начале ноября были у нас на Генассамблее МАЭСССИ (Россия возглавляла МАЭСССИ два года).

И мы пригласили всех на фестиваль. Вы знаете, какой колоссальный интерес был к этому, и какой всплеск вообще сейчас коммуникаций идет по тому, а что бы Россия могла дать, а какие новые технологии мы продвигаем. В общем, мне кажется, что это, правда, особенно в этом контексте, в котором мы сейчас находимся, сложном геополитическом, это очень хорошее свидетельство того, что мы не только не изолированы, не только у нас сложности какие-то, а, мне кажется, наоборот, есть огромный всплеск интереса вот к этой переосознающей себя России. Есть ощущение иногда, что зарубежные наши коллеги увидели и переосознали ростки вот этого нового, нового цивилизационного порядка, который возникает, раньше, чем мы сами. Потому что ожидания такие к нам были уже раньше, чем мы начали формулировать, а что мы несем миру. И, мне кажется, фестиваль – это очень яркое отражение.

А. Назаров:

- Ольга Голышенкова, председатель координационного совета Общественной палаты по сетевым сообществам, основатель и президент «МАКО», у нас в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Мы прервемся на пару минут. Не переключайтесь.

А. Назаров:

- В эфире Антон Назаров и программа «Репутация» на радио «Комсомольская правда», у нас в гостях Ольга Михайловна, Голышенкова, председатель координационного совета по сетевым сообществам Общественной палаты России, основатель и президент «МАКО».

Ольга Михайловна, мы поговорили сейчас о фестивале молодежи, о «Форсаже» - это по сути те площадки, платформы, как сейчас модно говорить, которые позволяют и молодежи переизобрести себя, помочь понять друг друга молодым людям и корпорациям, молодым людям и государству с точки зрения ценностей и многих других вещей, да. А вот что такое вот те самые сетевые сообщества? Потому что я думаю, что у наших радиослушателей совершенно точно возникает вопрос. Вот есть координационный совет по сетевым сообществам, я не буду спойлерить, как это сейчас модно говорить, потому что я, слава богу, тоже имею радость быть причастным к этому координационному совету, но все-таки, что это такое? Что есть сетевые сообщества в сегодняшней реальности? И как они формируют репутацию?

О. Голышенкова:

- Да, спасибо большое, это очень важный вопрос, потому что мы сами обсуждали, как же нам правильно сформулировать, что есть сетевые сообщества, потому что, с одной стороны, сеть сама по себе предполагает, что это сообщества, созданные в сети интернет онлайн, и чаще всего обыватель воспринимает, что сетевые сообщества – это вот какие-то группы, которые есть в соцсетях и, собственно, люди там куда-то причастны, про что-то общаются, и все это в таком вот очень вялом состоянии находится, и это просто некоторые аудитории. На самом деле мы воспринимаем это по-другому. Потому что вот я, например, с сообществами и анатомией сообществ в разных странах мира и в России занимаюсь 20 лет уже, причем, много испытала на собственном опыте и состояла в определенных сообществах – и глобальных, и российских, и организую их. Даже и «МАКО» - это тоже сообщество. И вот я здесь могу сказать, и мои коллеги, которые давно уже в этой теме, со мной солидарны, что сетевые сообщества – это, скорее, знаете, сети сообществ, это не только то, и не столько то, что находится онлайн. На самом деле, самые плотные и самые тесные сообщества в прямом виде возникают только от человеческих отношений в живую, в офлайне. Потому что это во многом связано с эмоциями, это во многом связано с тем самым доверием, о котором мы говорим, с той самой репутацией и с делами, которые люди делают вместе.

Я вообще склонна думать, что, конечно, сообщества могут возникать по интересам, как клубы такие, могут быть дискуссионные сообщества, по темам определенным. Но самые плотные связи социальные, самая плотная ткань и надежная возникает, когда люди делают дело вместе. Поэтому есть даже такой термин «сообщество практики» или «сообщество действия», деятельное сообщество. Почему это так важно? Потому что недаром мы говорим в русских наших пословицах «пуд соли вместе надо съесть» и т.д. Вот то самое доверие, та самая репутация, правильная атмосфера и, самое главное для нас в данной теме самые прочные и плотные связи возникают, если люди сделали что-то вместе. Прошли определенный путь. Если же они регулярно имеют возможность разными группами внутри этого сообщества что-то делать, вместе достигать общих целей в рамках своей профессиональной деятельности либо в рамках важных интересов, добиваясь определенных целей, да, то, конечно, этих связей прочнее и плотнее нет и этой репутации и этого доверия тоже надежнее нет. Потому что мало ли кто что о ком думает и говорит, но пока ты сам не попробуешь, ни увидишь, ни пощупаешь, ни сделаешь, да, сложно доверять на сто процентов. Вот поэтому мы воспринимаем, что сетевые сообщества – это вот такая сеть большая, состоящая из многих сообществ. Если придумать себе образ, то это, например, артерии и капиллярная сетка, да. Все взаимосвязано, но, конечно, есть такие магистральные направления, которые задают ритм и задают основные принципы работы. И есть такие капиллярные, периферийные направления, где есть своя жизнь, но она может быть более мелкая и более тонкая. Вот мы, координационный совет по сетевым сообществам в России, создали на самом деле в августе этого года, даже в июле этого года, когда вступил в силу новый состав Общественной палаты, восьмой, почему возникла такая необходимость? До этого три года я, например, занималась со своими коллегами в сообществе молодых специалистов. Ну, что из нашего контекста логично, поскольку сам «Форсаж» в течение уже многих лет производит эти сообщества и они живут дальше уже вне «Форсажа», дальше давая жизнь новым сообществам, понимая уже принцип, как это работает. И мы попробовали с молодыми специалистами, которых как будто бы ничего не объединяло, они из разных компаний, из разных регионов, разных профессий, разных специальностей, и даже средства информации они потребляют очень странно и очень нелогично. Когда мы опрашивали, что вы читаете, что вы пишите и чему вы доверяете, знаете, там по 2-3 процента было всего. На самом деле они в основном отвечали, что мы доверяем и вообще пользуемся источниками информации только в качестве там сарафанного радио, от наших знакомых, от наших друзей, от тех, с кем я работаю. Ну, в лучшем случае, могу прочитать корпоративную прессу. Ни одна соцсеть не пользуется такой популярностью, чтобы мы могли на нее полагаться. То есть, понимаете, как интересно – огромное количество людей, которые могли бы быть связаны по определенному признаку, ну, например, они все молодые специалисты, молодые профессионалы нашей страны, они никак и нигде не общались и у них нет ничего, что они читали и смотрели бы вместе. То есть, вот с этой целевой аудиторией очень интересно было попробовать, а сработает ли с ними? И вы знаете, несколько очных встреч, создание вот таких групп активности, мы их называем ядерные группы, через которые дальше идет эта энергия объединения, консолидации. А за три года не сразу, но вот на третий год это дало, конечно, потрясающий эффект, потому что пошла цепная реакция. То есть, вот эти ядерные группы, которые были созданы по всей стране, в разных отраслях, в разных регионах, они начали вокруг себя объединять по тому же принципу, с тем же доверием и открытостью, и других людей. И сейчас мы уже знаем, что, если нам нужно сообщить что-то важное всем молодым специалистам России, мы понимаем, что за день все молодые специалисты России эту информацию получат. Это очень важно. А мы получим обратную связь. И мы получим инициативу, которую они хотят делать. Вот по такому же принципу мы сейчас собираем все сообщества, которые вообще жизнеспособны и активны, и деятельные, конечно, сообщества. К нам уже пришли коллеги, замечательное сообщество «Вдохновители», мы давно дружим, общаемся и помогаем развитию прекрасному сообществу победителей конкурса «Лидеры России». Это такой клуб «Эльбрус», замечательный его исполком, замечательный председатель этого клуба Татьяна Дьяконова. Прекрасные проекты, которые делают эти люди, причем, это волонтерские проекты, это проекты, знаете, такого масштабного интеллектуального волонтерства. То есть, люди идут в школы, они передают свои ценности и знания детям, они работают с людьми, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, они создали академию лидерства. Это я почему об этом говорю? Нам важны еще и не сообщества только как сообщества, что вот, понимаете, у нас есть разные-разные группы людей, объединенные по разным основаниям и мы с ними все время находимся на связи. То есть, мы можем им сообщить любую информацию, получить от них любую информацию, быть с ними в контакте. Не это даже главное. А главное то, что эти сообщества деятельные и они делают благо, они делают столько социальных проектов и действительно таких социальных эффектов добиваются, вот так вот волонтерски, только потому, что они вместе и понимают, что они делают. Из своей логики они делают очень много важных событий и проектов в нашей стране. И мы сейчас объединяем вместе, в единую платформу, где у нас будет возможность всем вместе на уровне общественной палаты видеть, а что у нас происходит, а какие вот такие неформальные сообщества у нас существуют, дружат, развиваются, а ч то они делают? Потому что даже информирование об этом будет уже целебно для нашего общества, чтобы мы понимали, куда мы двигаемся. Ну и, конечно, если эти сообщества узнают друг о друге, смогут друг с другом общаться, помогать, многие поймут, что они делают похожие вещи. И многие смогут усилить друг друга, то есть, то, что мы сделали в «МАКО» между корпорациями, когда каждый сидел, простите, как феодальное княжество, значит, за заборами, рвами и все свое и только для себя, а сейчас уже есть культура такой открытости и создание более эффективных вещей, которые нужны всей стране или определенному региону, или группе компаний, вот так вот вскладчину, с пониманием, а что мы все вместе-то делаем. Вот то же самое мы хотим сделать сейчас на уровне всего нашего общества.

А. Назаров:

- Прекрасно. Главный вывод, который из этого можно сделать, что общее дело – это ключ к успеху. И вот сейчас много говорят о даже в контексте патриотизма о деятельном патриотизме, да, то есть, не просто вот где можно на словах сказать, что я патриот, а деятельный патриотизм. В этом контексте хотел спросить еще об одной вашей ипостаси, Ольга Михайловна, потому что Ольга Михайловна у нас во многих ипостасях тут предстает. В данном случае, речь идет о том, что Ольга Михайловна эксперт проекта и член межведомственной рабочей группы по вопросам разработки УМК «Основа российской государственности». Есть такой проект «ДНК России», который знают теперь все студенты России, потому что на первом курсе каждый первый курс первый семестр у них начинается вот этот вот курс «Основы российской государственности». Я знаю, что вы очень активную роль в этом играете, тем более, что мы вместе там с вами как раз много чего сделали. Вот Ольга Михайловна, расскажите про это, про то, насколько «Основы российской государственности» - это то, что воспитывает вот этот самый деятельный патриотизм. И то, что действительно формирует репутацию молодого человека в контексте страны, государственности и ценности.

О. Голышенкова:

- Спасибо, Антон, конечно, может быть, этот вопрос на отдельный эфир. Но я, наверное, скажу ключевое. Первое – очень хорошо, что в нашей стране есть полное осознание того, как необходима работа по формированию и называнию наших ключевых ценностей, наших ценностных основ или ценностного каркаса. Почему это так важно? Ну, потому что, понимаете, есть какие-то интуитивные, нативные вещи, которые мы как будто бы ощущаем, но они все не высказаны, недосказаны, не проявлены и еще на нас было огромное количество различных воздействий совершенно другого мировоззрения. Я не буду давать никаких оценок, просто скажу, что есть определенный уклад, определенная логика жизни и определенное видение мира. Так вот, у нас традиционно испокон веков, из века в век сложилась некоторая система, которой мы все следуем и которая позволяла нашему большому многонациональному народу не только выживать в сложные времена и переживать это все, но и делать новые шаги, и развиваться. И во многом идти вперед за такие горизонты, которые мы себе даже не представляли, что это. Вот нам очень важно не просто где-то это чувствовать, а при этом у нас сейчас мешанина в головах, так как у нас очень часто установки есть от наших предков и одновременно установки экономикс и установки вот такой англосаксонской модели мировосприятия. И еще что-то намешано. И нам было очень важно выделить, причем, академическим сообществом, какие же ценности являются исконно нашими и какой набор, именно комплект ценностей, помогает нам преодолевать сложности. Мы к нему пришли, это работа более полутора лет. А дальше сейчас важнейшая часть – это внедрить эти ценности так, чтобы мы понимали, что это не какое-то насильственное действие, что кто-то придумал ценности и мы вот сейчас чего-то будем там действительно внедрять и проводить в жизнь. Нет. Это на самом деле такая история, что академическое сообщество увидело, как археологи, откопало и явило нам всем вместе то, что откопало в наших корнях ценностных, а нам теперь очень важно, чтобы не только старшее поколение, которое это все понимает интуитивно, но и младшие поколения, которые уже выросли в другой системе координат. Ведь не секрет, что многие молодые люди свою идентичность связывают с набором брендов. Или татуировок. И все. На самом деле, это, конечно же, не так глубинно. Но с точки зрения осознания часто это выглядит так. И поэтому очень важно, чтобы наши молодые поколения они могли прожить опыт понимания этих ценностей и вот сейчас мы работаем ровно над тем, чтобы в рамках и курса «Основы российской государственности», и других наших событий, мы могли создать такие эмоциональные события, такие образовательные события, такой опыт создать для, прежде всего, молодых людей, чтобы они для себя открыли, то есть, свою археологическую работу провели – а что для меня важно и как я, например, лично понимаю и патриотизм, и милосердие, и взаимопомощь и взаимоподдержку, и многие наши другие ценности, которые названы как духовно-нравственные ценности нашей страны.

А. Назаров:

- Ольга Михайловна Голышенкова в эфире радио «Комсомольская правда», программа «Репутация». И традиционный, наверное, вопрос – а что такое репутация, Ольга Михайловна, как вы ее понимаете? И дайте, пожалуйста, пять таких, может быть, три-пять советов для наших радиослушателей, как управлять репутацией в этом турбулентном и непростом мире.

О. Голышенкова:

- Так как мое мировосприятие немножко искажено знанием многих иностранных языков, то я не могу, конечно же, отделаться всегда от анализа этимологии слова «репутация», а само по себе, будучи, конечно же, словом с латинскими корнями, говорит нам о том, что это воспроизведение того, что кто-то сказал вообще-то. То есть, это воспроизведение вот этого внешнего сигнала, который про нас знают. Поэтому во многом репутация сама по себе связана с тем, что люди о нас говорят и что воспроизводится как то, что люди о нас говорят. Ну, не будем говорить уже про испорченный телефон – всяк воспроизводит то, что считает нужным. Поэтому здесь это во многом о том, что люди знают и говорят и что они воспроизводят. Вот теперь какие все-таки советы по поводу того, чтобы ваша репутация была безукоризненной. Ну, прежде всего, это осознанность, как ни странно, осознание себя в пространстве. То, что ты говоришь, то, что ты делаешь, то, что ты вообще являешь миру. Это правда, то, что ты хочешь о себе сказать миру, и то, что ты думаешь про себя. Это важнейший момент. Потому что чаще всего проблема именно там, люди часто не понимают, кто они на самом деле, кем они хотят быть, и не понимают взаимосвязи своих слов и действий по отношению к окружающему миру, к другим людям, и того, кем они хотят предстать.

Вообще этому можно посвящать годы, это не такая простая тема, как кажется. Я бы сказала, что первый совет – познай себя, как известно, то есть пойми, кто ты и кем ты хочешь являться этому миру, и что ты делаешь из того, чтобы создать такое впечатление у людей. А, как известно, первое впечатление, второе создать нельзя, и поэтому во многом это такая связанная с репутацией тема.

Второй, наверное, важный совет – это взаимность. Потому что все зеркально в нашем мире. И если ты считаешь, что ты своими делами, своими словами, своими разными проявлениями создаешь ту репутацию, которая тебе нужна, чтобы люди тебя отражали и воспринимали так, как ты хочешь, то ты, будь добр, воспринимай и то, что люди делают, так же зеркально. То есть здесь вот эта взаимность, связанная с балансом. То есть, если ты хочешь, чтобы тебе доверяли, или тебя уважали, или с тобой советовались, или твое мнение учли, то это абсолютно зеркальная история, ты, если не будешь сам уважать, доверять, учитывать чье-то мнение, относиться с пониманием, то почему ты считаешь, что к тебе люди должны относиться иначе? Поэтому вот эта взаимность и зеркальность, в общем-то, на самом деле которая сформулирована очень давно – не делай ближнему того, чего не хочешь себе сделать, и наоборот, ты должен понимать, что везде будет баланс абсолютно. Никогда не будет такой истории, что вот меня надо, чтобы все уважали, а я никого уважать не буду, вот мне надо, чтобы все доверяли, а я-то посмотрю и доверять никому не буду. Поэтому вот эта взаимность и зеркальность, наверное, второй важнейший принцип.

Ну, и третий. Это, конечно… Есть такое слово заумное – конгруэнтность. Но я скажу, что это скорее про органичность и аутентичность. Вот будь верен себе. Потому что ты можешь хотеть создавать впечатление определенное, рисуя свой портрет героя своего лирического так, как тебе нравится, и думая, что если ты сейчас скажешь определенные слова, которые модные или востребованы в определенной тусовке, или ты назовешь пароли, коды, явки, или проявишь какое-то поведение, которое типично для тех, кем ты хочешь быть, ты чаще всего ничего не получишь. Потому что, если ты, правда, этим не являешься, это тебе неорганично, неконгруэнтно, то что-то в тебе всегда будет выдавать, что ты лжешь.

Мы недавно прошли прекрасную программу «Театр компетенций», где мы изучали систему нашего выдающегося такого, я сказала бы, гения не только театра, но и управления, Константина Сергеевича Станиславского. И мы по системе Станиславского как раз говорили об аутентичности. Ведь на самом деле наш русский театр – это как раз про искренность и про полную правдивость и валидность. Потому что если ты на сцене совершенно честно и искренне не проживаешь в тех предлагаемых обстоятельствах, которые тебе даны, свою очень такую важную историю, твою личную, то не только тебе никто не поверит, это еще и может вызвать обратные эффекты. И вот я использую этот образ, чтобы говорить о нашей жизни, о репутации. Если ты играешь роль, тебе никто не поверит. Но если ты живешь искренне, как ты есть, в предлагаемых обстоятельствах, тогда ты будешь весь, на тысячу процентов всего, что мы понимаем, что мы воспринимаем, и что мы не понимаем, что мы воспринимаем, ты будешь органичен, аутентичен, тебе будут верить, и тогда твоя репутация будет очень прочной.

А. Назаров:

- Ольга Михайловна Голышенкова, председатель координационного совета по сетевым сообществам Общественной палаты России, основатель и президент «МАКО», в эфире радио «Комсомольская правда». И я в эфире… И я, Антон Назаров, ведущий этой новой программы. Никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию, но и вы должны отвечать тем же. До встречи в эфире на следующей неделе в это же время. Спасибо. Удачи.

Ольга Голышенкова