Учебники нового поколения: обучение в современных условиях

Родительский вопрос
Дарья Завгородняя обсуждает с куратором просветительской программы для детей «Культурный марафон» Натальей Чеботарь и руководителем продвижения Яндекс.Учебника и Яндекс.Учителя Ириной Савицкой, какие сейчас есть возможности для развития детей и педагогов

Д. Завгородняя:

- Дорогие друзья, здравствуйте! Объявляю тему сегодняшнего урока… каждый раз хочется сказать «тему урока», потому что я учитель русского языка и, когда говорю об образовании, всегда хочется сказать «урок», а не «программа». А говорим мы сегодня о том, как наших детей все-таки образовывать, как продолжать процесс образования в ситуации непростой, сложившейся в последнее время в связи с эпидемией коронавируса. Недавно московские родители написали письмо, по-моему, даже президенту, о том, чтобы отменили дистанционное обучение в школах, потому что дистанционное обучение - это штука трудная, непростая, и мы сегодня будем говорить о том, как все-таки просвещать, образовывать наших детей даже в такой непростой ситуации дистанционного образования.

В гостях у нас Наталья Чеботарь, куратор просветительской программы для детей «Культурный марафон». И вторая наша гостья Ирина Савицкая, руководитель продвижения Яндекс-учебника и Яндекс-учителя. И мы будем с Ириной говорить о проблеме выгорания учителей, о том, как сделать процесс обучения наиболее комфортным для всех даже в таком непростом положении.

Сначала хочу поговорить о «Культурном марафоне». Я нашла эту штуку в интернете - это такой здоровый, красивый сайт, там предлагается тест - любой человек может пройти этот тест, я его, естественно, прошла и ответила на очень небольшое количество вопросов, потому что он довольно сложный, он связан с современной культурой и вопросы там совершенно потрясающие и по современной, и по национальной культуре народов России… Я поняла, что я в этом плаваю, но всякий человек, наверное, может выбрать для себя уровень сложности. Там три уровня сложности… Наталья, расскажите, что это за «Культурный марафон», что это за идея, как она появилась, и как вы стали сотрудничать с министерством просвещения?

Н. Чеботарь:

- Идея появилась в прошлом году. Это часть федерального национального проекта «Культура». Так получилось, что мы, работая в Яндексе, в образовательных проектах, и на связи с коллегами из министерства культуры и из министерства просвещения, задались целью сделать так, чтобы дети заинтересовались культурой. А что это значит? Пошли в музеи, в театры, в кино, там, где эта культура есть. В онлайне или в офлайне. Это было еще в прошлом году. И придумали такой способ, мы его называем «обучающий тест», потому что никаких предварительных знаний иметь не нужно, да и не предполагается, что они есть, наоборот, это способ необычно, интерактивно вовлечь детей, семью, учителей, взрослых в разговор о культуре. Что такое современная культура? В прошлом году было четыре темы - музыка, кино, архитектура, театр - и этот тест прошло до конца 690 тысяч детей и взрослых. А не до конца - там больше миллиона - были еще сценарии уроков… То есть, это уже ежегодный проект министерства культуры, министерства просвещения и Яндекса, и в этом году тема была очень сложная, по разным причинам. Так же у этой темы было четыре раздела - музыка, танец, орнамент или декоративно-прикладное искусство и текст - и по этим направлениям мы сделали такой тест. В основу мы взяли 55 национальных культур России, так, чтобы житель каждого региона мог найти в тесте вопрос, который связан с культурой этого регионаю. И задачей, конечно, все еще остается заинтересовать детей, а заинтересовать их можно… ну, вот национальная культура у многих, если честно, и мы с этим столкнулись, вызывает отвращение… в советское время много фольклора было такого оштукатуренного там как бы, что фольклор это все-таки устное народное творчество, там цепочки передачи его потерялись и мы вот в сотрудничестве с разными экспертами из разных областей и сфер пытались найти, с одной стороны, что-то интересное, живое, сохранившееся, такой настоящий фольклор по этим всем четырем направлениям. С другой стороны, показать насколько это модные направления, как современные и мировые, и российские дизайнеры, художники, архитекторы, люди творческих профессией используют элементы национальных культур в современном театре, кино, музыке в этих направлениях. Ну, условно, сейчас среднестатистический житель России знает об индейцах майя, о мексиканском празднике мертвых больше, чем он знает о культуре Коми или ингушских коврах, - хотя это тоже невероятной красоты орнаменты, которые могут стать настолько же популярными, как становятся популярными многие другие национальные особенности, национальный колорит по всему миру, - а это и туристическое развитие регионов… А тест устроен таким образом, чтобы… то есть, у него две задачи. Одна - завлечь и сделать это интересным. Вторая - показать, что это можно делать вместе со всей семьей, то есть, вместо сериала можно прямо сегодня или сейчас зайти на сайт «Культурного марафона», выбрать возраст - начальный, средний и старше 14 лет - можно проходить все три возраста, и через ответ на эти вопросы узнавать новое, обсуждать это с семьей. Почему вам было сложно его проходить? Потому что в тесте заложена еще большая образовательная, педагогическая составляющая. Это как раз особенности подхода к образовательным проектам Яндекса. Мы еще по Янедкс-учебнику и по данным ВПРов, ЕГЭ, ГИА, по данным международных тестов, одна из самых больших проблем, которые есть сейчас в школьном образовании - то, что дети, как и взрослые, тяжело работают с текстом, скажем так, и часто не понимают того, что написано в тексте, не до конца улавливают все смыслы и этот тест сделан так, чтобы… его сложность зависит от того, насколько глубоко тебе нужно погружаться в то, что написано, что показано, что изображает танцор, как это связано с тем текстом, который описывает эту картинку и на сопоставлении визуального, аудио или текстового содержания понимать, о чем идет речь, о чем вопрос и какой смысл. То есть, мы таким образом функциональную грамотность тренируем на интересном содержании и даем возможность… это, в том числе, надеюсь, повлияет на качество основного образования, потому что такого контекта там, конечно, не встретишь.

Д. Завгородняя:

- То есть, это такая зарядка для мозгов еще, к тому же?

Н. Чеботарь:

- Да.

Д. Завгородняя:

- То есть, ты не просто тест разгадываешь в интерактивном режиме… кстати, сейчас колоссальное количество интеллектуальных тестов в интернете - на эрудицию, на все, что угодно - и в конце, как правило, тебе пишут: ой, вы такой умный, ой, вы такой развитый… Но поскольку ваш марафон составлен нестандартно, то, конечно, провалиться очень легко, но, с другой стороны, это очень интересно. Например, когда дело касается вопросов о современных культурных тенденциях. С удивлением я обнаружила, что Нижний Новгород - это современный центр стритарта. А, например, в Новосибирске придумали монстрации - такие демонстрации с дурацкими лозунгами.

Н. Чеботарь:

- Пока мы делали вопросы, сами друг от друга - команда авторов и экспертов из разных направлений, антропологов, культурологов - мы друг друга закидывали этой информацией и узнавали, что существует якутский хорор, что это целое отдельное направление, что там есть ряд фильмов… можно относиться по-разному к их художественному качеству, но что такое современный фольклор? То есть, что такое национальное, современное, что характерно для какого-то конкретного региона, даже если конкретная национальность там, может, и не преобладает. Потому что в любом регионе у нас количество русских по национальности больше, чем во многих других, да. И вот мы попробовали найти те культурные особенности, которые сейчас регион прославляют в некотором роде и являются его культурными доминантами.

Д. Завгородняя:

- Я хочу задать вопрос сразу нашим слушателям. Расскажите, какими культурными традициями или, может быть, новыми культурными начинаниями славится ваш город, ваш регион? Рассказывайте нам, как вы приучаете ваших детей к тому, чтобы они интересовались культурой вашего региона, чтобы они разбирались в каких-то вещах, связанных именно с местами, где они родились, потому что это серьезная проблема, особенно среди молодого поколения.

«Культурный марафон» для родителей - что это такое? Как правило, когда смотришь статистику покупок книг каких-нибудь, то обычно читают у нас больше всего дети. И вообще, книжки покупают детям, а с родителями как-то все это не здорово…

Н. Чеботарь:

- Ну, я бы еще сказала - для родителей, бабушек и дедушек… Конечно, вот этот цифровой разрыв между поколениями и так уже в последние десятилетия довольно сильный, а с приходом Тик-Тока и все более коротких видеоформатов, сторис, когда дети перестают читать какие-либо тексты, не просто книги, а вообще потреблять тексты, конечно, это большая проблема. Диалог друг с другом становится все сложнее выстраивать в семьях. Ну, и интересы разные. Предложить ребенку почитать книгу, особенно если это подросток, просто уже не каждый родитель может это сделать. Я даже знаю по своему проекту, что родители иногда даже боятся подойти к ребенку и предложить ему еще что-то образовательное, потому что это будет то, что интересно родителям, неинтересно детям. И вот «Культурный марафон» - как раз такой повод сесть вместе у экрана этого компьютера ненавистного и увидеть там контент, который будет одинаково интересен и бабушке, и маленькому ребенку, и подростку, потому что каждый там найдет что-то удивительное, большая часть вещей, которая внутри этого теста, который не тест, а, наоборот, такая форма энциклопедии или форма выставки про национальные культуры…

Д. Завгородняя:

- Ну, такая новая разновидность текста, по сути дела…

Н. Чеботарь:

- Текста, визуальной информации, музыкальной информации, музыкального языка, возможность узнать, что у русских русалок нет хвоста, допустим… это всем интересно - как так могло получиться, что, мы думали, что у русалки есть хвост, хотя хвост есть только у европейских русалок, а у наших ноги и вообще они по-другому устроены…

Д. Завгородняя:

- Да, и у нас они почему-то называются фараонки, эти барышни с хвостами, которые сидят в воде. И русалки являются вообще более поздним таким продуктом… это было для меня тоже интересно…

Н. Чеботарь:

- Послушать, как разные национальности, например, перерабатывали рок-музыку. Коснулись практически всех временных периодов, как, например, в кружевах рассказана была история, как Россия, начиная с до революции и до сейчас, как через…

Д. Завгородняя:

- В кружевных картинках. То есть, мы видим кружевную картину, сплетенную из кружева, мы должны угадать, к какой она эпохе принадлежит?

Н. Чеботарь:

- Расставить по порядку, в какой момент это кружево появилось. Потому что на кружеве там иногда Мавзолей, иногда запуск ракеты, иногда Олимпийские игры… то есть, это общая традиция и возможность сидя рядом с ребенком ему рассказать то, что ты знаешь, в контексте таких всяких удивительных фактов, а потом… ну, по крайней мере, мы это замечаем на своих семьях, на знакомых директорах школ, я вот видела, как это происходит, когда говорят - ну, попробую-ка я пройти… А потом - о, да я ж столько всего не знаю, я думал, что я культурный человек, я хочу знать больше, приходите все со мной… директор звонит жене и говорит давай проходить вместе, говорить друг с другом об этих фактах, а дальше идти их изучать. Будь то Ютюб, интернет, Яндекс-музыка, кинопоиск… есть масса фильмов про разные регионы России… материала довольно много и это повод ребенка заинтересовать. Хоть какой-нибудь факт его заинтересует сто процентов.

Д. Завгородняя:

- Да, но почему-то не происходит этого в традиционной школе. Оказывается, сейчас в России около 2 миллионов детей обучаются по образовательным программам по 76 родным языкам. В федеральном перечне учебником 252 учебника по 15 языкам. Ну, не то чтобы все так стремятся свои родные культуры и свои родные языки изучать, но благодаря марафону, это почему-то удается.

Н. Чеботарь:

- Ну, я вот выросла в Молдавии, будучи при этом русскоязычной, изучать национальный язык, которого вокруг тебя нет или ты находишься не в ровных отношениях с другой национальностью, с которой ты живешь на одной территории, этот вопрос гораздо сложнее. Все-таки изучение языка требует гораздо больше времени и усилий, упорства, но при этом понимать, из чего состоит культура… у нас, например, есть и по чеченской культуре, по культуре народов Кавказа довольно много интересных фактов из видеоархивов того, как вот оно на самом деле устроено. Что мы знаем о культуре Кавказа, кроме таких совсем, не знаю, юмористических каких-то смешных зарисовок или людей, которые танцуют на машинах или посреди улицы… Знать о том, кто живет вообще в том или ином регионе, в котором ты живешь, или… да неважно… самое большое количество детей у нас в Дагестане живет. Как бы после Москвы самый такой многодетный регион - это Дагестан. Почему бы детям из Дагестана не узнать, а кто живет в Коми или про культуры народов, которые живут на территории Пермского края, например.

Д. Завгородняя:

- Да, потому что, например, согласно одному из последних опросов ВЦИОМ, наш народ гордится тем, что у нас очень большая страна. И хорошо бы нам знать хорошенько эту страну - от Калининграда там до Чукотки - это было бы очень неплохо…

Я вот хочу спросить про «Культурный марафон» для учителей. Там у вас отдельная такая есть клавиша на сайте - типа, там учитель может поучаствовать. Учитель по какому-то отдельному разряду идет, не по тому же, что и все?

Н. Чеботарь:

- Это, скорее, как раз свидетельство того, что этот проект не частная инициатива компании и делается не просто под эгидой, а это действительно совместный проект министерства культуры и министерства просвещения Яндекса, соответственно, учителя, которые хотят участвовать, ну, любой контент, который попадает в школу, должен быть как-то верифицирован. То есть, учитель в принципе, хорошо это или плохо, не может какой попало контент про что угодно в школу приносить. Поэтому он, конечно, должен понимать, что этот контент разрешено показывать детям, иметь возможность получить там какой-то сертификат за то, что он прошел этот марафон и в нем проявил активность. Это инициатива отдельных учителей, участие в нем не обязательно, проводить его может любой учитель, может родитель… но не все родители столько временит имеют, чтобы с детьми столько времени заниматься, поэтому, конечно, основная часть этой просветительской работы ложится на учителей, если они в ней участвуют и предлагают своей школе в этом активнее принимать участие, обсуждают это с детьми на классных часах… и они хотят получить какое-то подтверждение этой своей работы, и для этого там существует такая кнопка.

Д. Завгородняя:

- А у нас есть звонок. Здравствуйте. Николай из Балашихи, мы вас слушаем.

Николай:

- Добрый день. В первую очередь, по данному вопросу, который поднят, я хотел бы так сказать. Что русские, проживая на территориях национальных республик, как правило, всегда изучают культуру этих республик. Я сам жил в свое время в Молдавии, я служил в разных местах и мы перенимали всегда различное, лучшее. Но почему-то, приезжая к нам, в Москву, ребята из национальных республик, не желают перенимать нашу культуру, наши особенности. В первую очередь, может быть, стоит работать с диаспорами, чтобы они пытались ассимилироваться? А, если они не хотят ассимилироваться, то у них есть свои страны.

Д. Завгородняя:

- Спасибо большое. Но мы немножко не об этом. Мы о том, что нужно ли приучать детей к изучению национальных культур? Я понимаю, что существуют такие экспансивные культуры, но все равно русская культура довольно-таки титульная и довольно-таки сложно поспорить с тем, что она мейнстримная.

Н. Чеботарь:

- При этом, и по русской культуре нет единства совершенно. То есть, что мы знаем о русской культуре за пределами Гжели, Хохломы, Надежды Бабкиной и каких-то еще известных имен? Из чего она на самом деле состоит и какие были культурные практики русской деревни? То есть, есть отдельные институты, научные фонды, которые продвигают это направление, мы с ними тоже сотрудничали, но вот если мы сейчас выйдем на улицу и зададим несколько вопросов по поводу русской культуры в городе Москве…

Д. Завгородняя:

- …тоже народ будет плавать…

Н. Чеботарь:

- Конечно. Мы живем в мультикультурной стране. И мир мультикультурный. В целом на мировом уровне, среди всех систем образования развитых и развивающихся стран это один из ключевых навыков…

Д. Завгородняя:

- А сейчас мы перешли постепенно к проблеме учителей, потому что я одной из подтем нашей программы все хочу схватить, поднять проблему выгорания учителей. 5 октября 2020 года уже во второй раз стартовала диагностика компетенции педагогов, интенсив «Я - учитель». Я хочу в связи с этой диагностической программой рассказать историю, которая недавно произошла в Ейске. Старшеклассник написал сочинение о природе, что люди перестали видеть прекрасное в окружающем осеннем пейзаже, потому что не пытаются разглядеть хорошее, а сразу видят плохое. Ребенку показалось, что люди чаще видят плохое, чем хорошее. Учительница поставила три, сделала абсурдное пояснение - «твоего мнения никто не спрашивал, его слишком много» - написала педагог. При том, что мне показалась эта история забавной, потому что я недавно писала большую статью про негатив, про соотношение позитива и негатива в нашей жизни и выяснилось, что люди действительно склонны обращать внимание на плохое. Это эволюционный признак, мы плохое раньше хорошего замечаем, потому что, если бы мы замечали больше хорошего, то наших предков десятки тысяч лет назад уже давно бы хищники съели и не дожили бы мы до наших дней. То есть, мальчик прав, учительница неправа, с научной точки зрения… Дорогие друзья, попадали ли вы в такие ситуации? Я думаю, что у этой ейской учительницы, про которую я рассказала, у нее налицо профвыгорание. Вот нам сейчас Ирина расскажет, что это такое - диагностика компетенций педагогов? Что она открывает? Как она проводится? Ирина, расскажите нам.

И. Савицкая:

- Мы диагностику для учителей, интенсив «Я - учитель», проводим второй раз. Первый раз в марте прошлого года. Она появилась по двум причинам. Первая была такая очень утилитарная. У нас есть проект «Я - учитель», который предлагает учителям курсы повышения квалификации, статьи, вэбинары для того, чтобы учитель осваивал современные технологии, не только цифровые, но и образовательные, и чувствовал себя более успешным. И вот мы хотели понять, где же у учителей есть системные проблемы, и сделать такую диагностику, которая нам бы потом позволила определить, в каких направлениях нужны курсы. А вторая причина - мы много общаемся с учителями, они часто говорят, что … ну, вот, про то, что меняться учителям надо, кажется, не сказал только ленивый. Но при этом какой-то конкретики, куда идти, в каких направлениях меняться и что делать, ее категорически не хватает. И не хватает какой-то объективной обратной связи за пределами школы. Понятно, что в школе есть открытые уроки, есть внутришкольная система оценки качества образования , но хочется системно себя оценивать, как профессионала. И вот исходя из этих двух причин мы, в том числе, при идейном вдохновлении Наташи, сделали в том году первый раз диагностику для учителей по гибким надпредметным компетенциям, которые в принципе помогают современному учителю влиять на образовательный результат. Мы рассчитывали, что придет тысяч 10, ну, 20, учителей. Неожиданно пришло 120 тысяч - то есть, очевидно, мы попали в ожидания учителей. По итогам этой оценки мы показывали учителю профиль с его результатами, причем, показывали эти результаты только ему, ни его директору, ни завучу, ни муниципалитету результаты не были доступны, и получился такой экологичный, безопасный, объективный инструмент рефлексии, по итогам которого учитель еще получал рекомендации по развитию и список материалов, которые были в одном месте собраны, что очень удобно.

Д. Завгородняя:

- А что такое гибкие надпредметные компетенции?

И. Савицкая:

- В каждой профессии, независимо, учитель ты или нет, можно все компетенции, то есть, все поведенческие проявления, связанные с профессиональной деятельностью, можно разделить на два больших блока. Первый - это хард, или жесткие, твердые компетенции, как их еще называют. Это профессиональные, в учительской среде, это предметные составляющие, то есть, знание предмета, насколько ты силен как предметник. И основы педагогики и дидактики. А есть надпердметные, которые не связаны с предметной составляющей. Вот мы их выделили по итогам исследования Хетти - это было шесть компетенций - ориентация на учебный результат, анализ результата, атмосфера в классе, развитие ребенка, индивидуальный подход и сотрудничество с коллегами. Это компетенции, которые независимо от знания предмета позволяют тебе быть успешным современным учителем. Знаете, вот, как говорят, предметник хороший, а учитель плохой - не может объяснить толком, хотя знает свой предмет, детям с ним неинтересно, атмосфера в классе плохая. Вот как раз эти составляющие определяются гибкими компетенциями. Мы ни в коем случае не претендуем на оценку предметной составляющей, мы не делаем какое-то ЕГЭ для учителей, мы как раз помогаем учителю осознать, насколько у меня развиты вот эти гибкие компетенции. И по итогам прошлого интенсива мы спросили учителей, а где еще хочется себя оценить, по каким еще направлениям вам нужна диагностика? Учителя нам сказали, что это выгорание и цифровые компетенции. И вот сейчас, в октябре, мы запустили интенсив, в котором уже есть четыре теста. То есть, мы оставили гибкие эти компетенции, дальше мы добавили выгорание, мы добавили цифровые компетенции и уже самостоятельно мы, зная, что сейчас тема функциональной грамотности очень актуальна, сделали тест по диагностике того, насколько учитель может развивать функциональную грамотность у учеников. Все основные шесть типов функциональной грамотности. То есть, мы делали такую лабораторию для учителя. Вот четыре теста - приходи, выбирай, какой из них тебе интересен? Может быть, все четыре, может быть, один, может быть, два. Проходи эти тесты, получай профиль со своими результатами и рекомендации по развитию. Это абсолютно автономная, добровольная история для этого конкретного учителя. Результаты никто, кроме него, не получает, то есть, это очень безопасно, потому что у нас в стране, к сожалению, результаты любой диагностики часто можно использовать против сотрудника, мы этого максимально стремимся избежать. И, соответственно, по итогам учитель получает и рекомендации по развитию. Это список конкретных материалов по конкретной компетенции, чаще всего учителю или не хватает компетенции, или времени найти эти материалы все. Мы их собрали. Это не только материалы Яндекса. Мы за то, чтобы, условно, цвели все цветы. Это и корпорация «Российский учебник», и «1 сентября» - все, что есть хорошего и доступного для учителя по какой-то конкретной теме, мы в одном месте собрали. И все эти тесты мы разрабатывали с экспертами, то есть, если мы говорим про цифровые компетенции, про функциональную грамотность, про гибкие компетенции, это были эксперты ИНО МГПУ, и про выгорание вот интересная была история. Мы сначала пошли к методистам педагогам, стало понятно, что они не те люди, которые могут делать тест про выгорание, потому что это более личностные такие характеристики. Дальше смотрели различные компании, которые конкретно занимаются психометрическим тестированием. И вот вместе с компанией «Экопси консалтинг» - это одна из крупнейших российских компаний, которая занимается как раз тестированием именно личностных составляющих персонала - мотивация, вовлечение, выгорание и т.д. - мы сделали такой тест выгорания для учителей. Он прошел апробацию на 15 тысячах человек, то есть, нам важно было, чтобы это был действительно качественный инструмент, и вот такой тест мы предлагаем учителям. Здесь надо сказать, что есть определенная забавная составляющая, связанная именно со спецификой хорошего профессионального психометрического тестирования. Это примерно как вот в лабораторию вы идете сдавать кровь - надо подготовиться, надо натощак - ну, то есть, какие-то определенные условия, да. И вы в конце получаете результаты там по гормонам, по сахару и какие-то пороговые значения. И все, вам не открывают там чакры, не пишут, что у вас карма такого-то цвета, нужно что-то там с ней делать… биополе никто не оценивает. И точно так же с хорошим тестом. То есть, ты проходишь его - это достаточно скучная работа, там примерно в течение 40 минут ты должен сравнивать в разных сочетаниях одни и те же утверждения.

Д. Завгородняя:

- Чтобы выйти на чистую воду… даже если подсознание твое не хочет, все равно тебя тест выведет.

И. Савицкая:

- Да. То есть, то есть, без конца тебя одно и то же спрашивают. И в конце ты получаешь такой достаточно сдержанный результат. Вот мой результат по выгоранию, вот по четырем составляющим, вот по удовлетворенности условиями, которые обеспечивают твой комфорт на рабочем месте. Все. Там никто не пишет, что ты, бедняга, устал, выгорел, нужно срочно с этим делать или что-то еще. И здесь у людей появляется диссонанс. Потому что они привыкли в интернете проходить эти тесты, из серии «какой ты натюрморт»… а тут все профессионально, сдержанно, по делу. Но на самом деле результаты этого теста с высокой степенью показывают действительно твое текущее состояние. И это очень круто. Это и моя личная, в том числе, гордость, что сейчас каждому учителю в стране, независимо от того, где он находится, доступен бесплатный тест…

Д. Завгородняя:

- Вот нам слушатели пишут - расскажите, как сменить профессию выгоревшим учителям. Следующее сообщение - «Если вы проведете семинар и объясните стратегию смены профессии, к вам придет миллион учителей».

Дорогие слушатели, конечно, мы можем всех учителей повыгонять из профессии, но дело в том, что кто наших детей тогда будет учить? Многие специалисты нам говорят о том, что вот пройдет еще пять лет и выпустится из университетов новое поколение педагогов, которые будут любить свою профессию, которые будут любить детей, потому что сейчас подход к педагогике очень изменился, он стал очень прогрессивным. В общем, учителей будущего мы ждем в наших школах, но пока у нас есть учителя настоящие, давайте будем как-то их щадить и помогать им чувствовать себя в профессии комфортно, потому что от этого зависит результат наших детей. Ирина, я вас прервала на самом интересном месте.

И. Савицкая:

- Ну, давайте тогда завершим про тест. По итогам учитель получает результаты по четырем компонентам. Это эмоциональная усталость, формализм, отстраненность и удовлетворенность условиями. А так же профиль по тем мотивационным факторам, которые удерживают человека на работе, насколько у него удовлетворены те или иные потребности.

Мы уже получили некие средние результаты, потому что более 40 тысяч учителей уже этот тест прошли.

Д. Завгородняя:

- Что результаты показали?

И. Савицкая:

- Ну, результаты печальные. У нас тест проходят не только учителя школ, но и учителя вузов, дошколки и дополнительного профессионального образования. И, к сожалению, в школе хуже всего. Но это, правда, средний по больнице, дальше мы будем глубже анализировать, и результаты обязательно опубликуем. Но средний результат - учителя близки к критичному выгоранию. Если мы смотрим, например, на 100-балльную шкалу, - 75 и выше - это критичное выгорание. Вот средний результат по учителям - это 67 баллов.

Д. Завгородняя:

- Почти критичное, да.

И. Савицкая:

- Да. Причем, если мы смотрим по этим четырем составляющим, эмоциональная усталость, отстраненность и формализм - они фактически очень быстро достигают критичного значения 66-67 баллов, буквально со стажа от 3 лет, и дальше находятся вот на таком плато. И только один фактор, который вначале все-таки результат не самый критичный - это неудовлетворенность условиями. Вначале результат более-менее нормальный, и потом он с течением стажа все время растет и достигает тоже пороговых значений. То есть, нет момента, когда бы учитель наконец остановился и достиг дзена. Вот его, к сожалению, даже со стажем не происходит. Дальше мы будем анализировать, смотреть, в каких группах учителей начальной, средней школы все более или менее обстоит печально и эти результаты опубликуем.

Д. Завгородняя:

- Давайте выслушаем звонок. Здравствуйте, Михаил, Москва, слушаем вас.

Михаил:

- Здравствуйте. Я хотел бы заметить одну вещь. Наталья, по-моему, говорила. Понимаете, учитель не должна так говорить… ну, что она детей так учит? Компетенции она все время говорит… раз пятнадцать наверное, повторила это слово. Почему у нее язык такой плоский? И неправильные топонимы она применяет…

Д. Завгородняя:

- Понятно, Михаил, мы будем работать над собой. Обязательно. Спасибо вам большое за ваши замечания… Вот я хочу Ирине задать последний вопрос. Кто может пройти этот тест «Я - учитель»? Вот, допустим, я хочу пойти работать в школу, или там вернуться после некоторого перерыва, могу я пройти этот тест и достичь возможности пользоваться вот этим комплексом электронных учебников и прочих средств?

И. Савицкая:

- Да, приходите, выбирайте любой из четырех тестов, я думаю, что вам не только выгорание подойдет. Все тесты кейсовые, то есть, мы не спрашиваем теорию. Мы предлагаем ситуации и предлагаем четыре варианта действий учителю. И даже если вы только собираетесь стать учителем, например, вы студент вуза, приходите, посмотрите, готовы ли вы к решению этих кейсов, готовы ли вы к этим ситуациям, какие из них вас расстраивают, в каких вы сильны, оцените свои будущие компетенции. Приходите.

Д. Завгородняя:

- Дорогие друзья, спасибо большое! У нас в гостях была Наталья Чеботарь, куратор «Культурного марафона», руководитель проекта «Нормальная школа» и Ирина Савицкая, руководитель продвижения Яндекс-учебник и Яндекс-учитель.