Зачем детям знать о том, кто зажигает звезды?
А. Милкус:
- Послушайте, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно! Значит, кто-то хочет, чтобы они были. Значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда.
Вот так мы сегодня начинаем нашу программу, которую я бы назвать предноговодней. И говорить мы будем о звездах. Наши сегодняшний гости – Сергей Николаевич Рязинский, космонавт, Герой России, два полета в космос. Кстати, первый в мире ученый, который стал командиром космического корабля. Окончил биофак.
И мы ждем подключения Сергея Артуровича Язева, профессора Иркутского госуниверситета, директора астрономической обсерватории, руководитель рабочей группы по разработке концепции предмета астрономии в школе.
И еще у нас на связи Рафис Исламович Мубаракшин, учитель физики и астрономии лицея имени Лобачевского, очень известного лицея Казанского федерального университета. Здравствуйте!
Сергей Николаевич, у нас идет трансляция видео. Если кто-то захочет посмотреть, я сейчас показываю в камеру замечательную книжку - рассказы космонавта Сергея Рязанского «Сказки звездного неба» с замечательными иллюстрациями художника Кристины Коноваловой. Сергей Николаевич, хотелось бы узнать, зачем эти звезды? И кому они нужны? Вот в сказках. Кстати, космонавты не так часто пишут сказки. Есть космонавты, которые написали книжки для детей, а вот сказки, по-моему, это первая история такая.
С. Рязанский:
- Очень хочется, чтобы наши дети мечтали о космосе, смотрели вверх и чтобы они не только утыкались носом в нашу землю, грустно и печально решали повседневные и бытовые проблемы. Надо смотреть шире, знать, что творится за пределами нашего маленького шарика.
Очень хочется поделиться той любовью к космосу, которая есть у нас. Плюс книжка писалась по совершенно уникальной методике, которая есть в Звездном городке. Написал ее наш преподаватель, к сожалению, сейчас ушедший из жизни – Анатолий Михайлович Чигиринов, у нас был предмет «Звездное небо».
А. Милкус:
- Зачем? Вы же летите и смотрите, какие звезды над вами.
С. Рязанский:
- Уже, на самом деле, не смотрим, потому что за нас все это делают компьютеры. С другой стороны, космонавт должен и это тоже знать.
Уникальная методика, которая мнемоническая, ассоциативная, позволяет легко запомнить все созвездия на небе. И когда-то, еще при его жизни очень хотелось, я ему даже обещал, что мы попробуем сделать мультфильм для детей, чтобы они легко запоминали созвездия и смотрели на небо.
С мультфильмом не получилось, поэтому пока получилась книжка-сказка, рассчитанная на младших детей – 5-7 лет.
Д. Завгородняя:
- А кто сочинял эти замечательные сказки?
С. Рязанский:
- Сочиняли все вместе с моей командой. Самое главное, чтобы в сказках были те самые созвездия ключевые, вокруг которых пляшет вся эта история. И дальше получились красивые герои, например, собачка Пруша, которые, надеюсь, понравятся нашим детям. И они запомнят сочетания созвездий.
А. Милкус:
- Честно говоря, я не очень понимаю, зачем такая книга. Прощу прощения, для самых маленьких. Вот, может, Рафис Исламович нам скажет? Нужна ли такая книга совсем маленьким?
Р. Мубаракшин:
- Я думаю, если есть возможность выезжать на природу, потому что в городе тяжело смотреть на звезды, внешний свет очень сильный. А за городом можно наблюдать звездное небо, это всегда красиво и романтично. Я думаю, это было бы детям очень интересно. Почему нет? И в младшем возрасте тоже.
А. Милкус:
- Сергей Николаевич, насколько помню, у вас четверо своих?
С. Рязанский:
- Да, и у меня младшему пять, поэтому я ему и рассказываю про звезды.
А. Милкус:
- Уже испытано на молодом поколении.
С. Рязанский:
- Да. Я, на самом деле, рассказывал ему изначально не сказку, а просто вот общую историю, чтобы вы понимали, надеюсь, мои коллеги – преподаватели астрономии поймут. Методика очень простая. Есть ключевое созвездие, которое очень легко найти на небе, например, Пояс Ориона. Любой человек может его легко найти – три звездочки. А дальше рассказывается сказка, причем, именно так нам преподаватель рассказывал. Кто такой Орион? Орион – охотник в греческой мифологии. Где он находится? Рядом с рекой: справа Пояс Ориона – созвездие Эридан. На кого охотится охотник? На голубя и на зайка. Под ногами у Ориона, соответственно, созвездие Голубя и созвездие Зайка. У каждого уважающего себя охотника есть собаки, вот слева от Пояса Ориона созвездие Большого Пса и Малого Пса. У каждого охотника есть лошадка, но у нас мифический охотник, поэтому у него лошадка тоже сказочка – созвездие Единорога слева. И так далее. И ты видишь одно созвездие, мгновенно называешь десять вокруг. И вот уже готовая сказка фактически! Просто тогда это читалось – сказка для взрослого космонавта. И нам это было немножко странно, но мне безумно понравилось.
Сейчас эти сказки для детей немного, естественно, переделанные в детском стиле.
Д. Завгородняя:
- А ваши дети воспринимают именно такой стиль запоминания?
А. Милкус:
- Или им хватит, что папа – космонавт, он все знает?
С. Рязанский:
- Вы знаете, с одной стороны, я никогда не проверял. С другой, меня зацепила именно методика преподавания в Звездном городке, основанная на мнемонике, на ассоциациях. Например, рассказывали нам какую-то систему и говорят: космонавт Иванов, например, с этим инструментом совершил критичную ошибку в своем полете, сделал то-то и то-то. Я подумал, что же такое! Космонавта Иванова мы все, естественно, знаем, мы знаем нашу советскую историю. Что же на него наговаривают гадости? И через семь лет, когда я уже был в полете, я взял в руки этот инструмент. И я вспомнил, что с ним делать нельзя. То есть, мнемоника, ассоциации очень здорово ложатся на подкорку. И ты это автоматически запоминаешь. И я очень надеюсь, что вот эти ассоциации помогут детям запомнить созвездия.
Д. Завгородняя:
- Рафис Исламович, а вы используете мнемонические техники для того, чтобы дети запоминали карту звездного неба?
Р. Мубаракшин:
- Мнемонические техники, ассоциативный ряд – это обязательно, конечно, потому что он связывает между собой разные вещи, как сказал Сергей Николаевич. Такая история лучше запоминается и лучше связывает картинки между собой. Конечно, это замечательный подход и вариант. Мы использует такие техники тоже, но у меня больше, я как физик, скорее. Я больше обращаю внимание на небесную механику. И у нас там тоже эта связь прослеживается, конечно.
А. Милкус:
- К нам присоединился по ZOOM Сергей Арктурович Язев, руководитель рабочей группы по разработке концепции школьного предмета по астрономии.
Дорогие гости, а с какого возраста хорошо бы изучать астрономию? Или интересоваться астрономией. Мне кажется, это романтический такой предмет. И начинают в небо заглядываться особы романтические уже в подростковом возрасте. Как тут быть?
С. Язев:
- С моей точки зрения, надо с самого раннего возраста. Так уж оказалось, что я астроном в третьем поколении, у меня дед был астроном, мама и папа были астрономы. И я об астрономии услышал с раннего возраста. И первые детские книжки мне попадали в руки, все шло прекрасно.
А. Милкус:
- Скажите мне, пожалуйста, есть ли предмет астрономия для совсем маленьких? Есть ли романтические настроения? Дети интересуются астрономией?
С. Рязанский:
- Дети не изменились, они все так же интересуются звездами. И есть кружки астрономии в дворцах детского творчества. Техника появилась, которая позволяет сделать мобильные планетарии. Есть компьютерные хорошие системы с наводящимися телескопами. Если ребенок интересуется, то можно найти хорошую платформу базовую для занятий астрономией. Пусть это не так широко распространено, но в каждом крупном городе какой-нибудь астрономический кружок присутствует. И общества любителей астрономии достаточно хорошо работают.
А. Милкус:
- Сергей Арктурович, у нас вопросы к вам, как к профессионалу: сыну пять лет, он спрашивает, если все в космосе крутится и расширяется, звезды на небе одни и те же. Они не двигаются с места.
Д. Завгородняя:
- Хороший вопрос.
С. Язев:
- На самом деле, двигаются, конечно. Я просто что хочу сказать. Я почти 18 лет преподавал астрономию в лицеях города Иркутска параллельно с работой в Академии наук в университете. И вдруг приходят к нам дети из детского сада, правда, подготовительная группа. И я им начинаю рассказывать о Солнечной системе. И обнаружил, что они все прекрасно знают! Они узнают планеты по внешнему виду. На самом деле, есть все это даже в детском саду.
Но что касается начальной школы, то есть такой курс, который называется «Окружающий мир», который наши школьники изучают. Там есть элементы астрономии самые простые. Поэтому если есть интерес, а он, безусловно, возникает, я бы сказал, чуть попозже – пятый, шестой, седьмой классы. Когда обсуждали, как возвращать астрономию в школу, было совещание в Москве, я приезжал из своего Иркутска. И там говорилось, что надо бы не только в выпускном классе запускать астрономию. И нам было сказано, что она есть в элементах физики, физической географии, правда, к старшим классам мы убедились, что дети забывают, почему, скажем, смена времен года происходит – самый страшный вопрос, на самом деле. И взрослые, и дети часто это забывают, хотя им про это говорилось еще в классе пятом.
Есть такая возможность и очень много зависит от учителя, насколько он заразит интересом к этому всему наших детей.
Д. Завгородняя:
- Мне кажется, в младшей школе человеку это все рассказывают увлекательно, занимательно, а потом в средней школе начинается какое-нибудь бу-бу-бу. Начинают рассказывать про небесную механику, да, но не интересно. Например, о звездах вне связи с людьми, о том, что, например, полетели в космос «Вояджер-1» и «Вояджер-2» я узнала, когда школу окончила. А на уроке астрономии этого не рассказывали.
А. Милкус:
- Нам, нашему мужскому квартету, тебя жалко!
Д. Завгородняя:
- Да. И не нужно ли более развлекательным и веселым сделать предмет астрономии? Более приближенным к людям.
А. Милкус:
- Ты намекаешь, чтобы Сергей Николаевич начал писать сказки для средней школы?
Д. Завгородняя:
- И для взрослых тоже.
С. Рязанский:
- Я согласен, что нужно больше научно-популярной литературы. У нас в стране не так сильно развиты научно-популярные лекции, когда ученые простым языком увлекательно рассказывают для обывателя ту великую науку, которой они занимаются. На Западе, между прочим, это очень популярно.
Хотя есть удивительные люди – популяризаторы науки.
А. Милкус:
- Сергей Арктурович у нас тут сидит.
С. Рязанский:
- Я возглавляю российское движение школьников – самую большую детскую организацию у нас в стране. И у нас эфиры с учеными «Просто о сложном» набирали по полмиллиона слушателей, причем, в прямом эфире. Мы такого даже не ожидали! Это значит, что дети интересуются.
Д. Завгородняя:
- Получается, что в школе все равно астрономия – это такая младшая недоделанная сестра физики.
А. Милкус:
- Я хотел об этом поговорить. У меня ощущение, что наша школа, может, как в советской армии: есть нужные предметы, важные, а есть второстепенные. Это абсолютно неправильная логика. География? А, это для того, чтобы поступаить не нужно учить. Во многих случаях история, да? А астрономия вообще, по-моему, там один час в неделю. И то в 11-м классе. Называется, возродили астрономию.
С. Язев:
- Да, один час в неделю, но так было всегда. И в советские времена. И мне всегда не хватало этих часов, но, честно говоря, это вот, если сопоставлять с другими предметами, оно более-менее. Но другое дело, вот сказали, что это не важный предмет.
А. Милкус:
- Второстепенный.
С. Язев:
- Система ЕГЭ, как раз, на это настраивает. Я прекрасно вижу, как дети прямо говорят, более того, учителя им однажды говорят, что вот тебе надо готовиться с этим трем предметам, а в выпускном классе, по сути, на основное не обращают внимания. Потому что это не повлияет на их поступление, средний балл сейчас учитывается. К сожалению, еще в советские времена до исчезновения астрономии из курса, мы же понимаем, что физики обычно ведут астрономию. И у них на физику гораздо больше часов не хватает, это катастрофа, на самом деле. И что делали учителя физики? Они говорили: пиши реферат, оценку получишь. И я за 18 лет преподавания астрономии еще в советской школы ни разу не столкнулся с тем, чтобы меня проверяли. Какая-то министерская, областная, городская и так далее. Чего я там рассказывал? Никто меня никогда не проверял. Это означало, что да, есть такое ощущение, что это нечто второстепенное.
Но сейчас очень важный момент. Если вы сдаете ЕГЭ по физике, то у вас будет там 23-й вопрос, а он исключительно астрономический. Если вы астрономию в школе не изучали, значит, вы на этот вопрос не ответите. И никакая физика вам не поможет. Говорят, что в будущем будет два таких вопроса ЕГЭ по физике. Но это касается тех, кто сдает ЕГЭ по физике, а мы-то хотим, чтобы об астрономии, о том, как устроен мир, знали все. Да, тут некоторая проблема, но все будет зависеть от учителя.
А. Милкус:
- Нам пишут много. Прочту одно сообщение: мы – люди, живем на планете Земля, которая окружена атмосферой – его величеством Небом. И мы ровно, как и наши дети, обязаны знать как нашу родную планету, как и все, что существует на небе. Я считаю, что только невежественный человек не интересуется самой сутью жизни и тем, что ее окружает.
Сергей Николаевич, а когда вы сами заинтересовались звездным небом? И космосом. И у вас дедушка был конструктором космической техники.
С. Рязанский:
- Да. Именно дед мне рассказывал всякие теории образования нашей Вселенной, теорию Большого взрыва. Помню, на даче собирали с ним малину. И дед, помогая мне складывать ягоды в ведерко, рассказывал астрономическую физику. Так что с детства.
Д. Завгородняя:
- Получается такой междусобойчик: все в теме. Рафис Исламавич, а как дети становятся фанатами астрономии?
А. Милкус:
- Может, астрономию с 11-го класса, когда дети заточены на то, чтобы подготовиться к теме ЕГЭ, ее в среднюю школу спустить?
Р. Мубаракшин:
- У нас астрономия преподается в десятом классе, наверное, с учетом того, что у них в 11-м классе будет подготовка, ориентированная на ЕГЭ. И у нас перенесли курс на 10-й класс. Я считаю, что это правильно.
Я думаю, что и с детства дети должны увлекаться. Замечательно, что есть такие книжки. Очень приятно и хотелось бы ее где-то найти. Не знаю, какой тираж, надеюсь, до нас дойдет. Это было бы интересно.
А. Милкус:
- Издательство Clever, думаю, у них есть каналы поставки по всей стране.
Р. Мубаракшин:
- Я согласен с Сергеем Арктуровичем, что 5-й, 6-й, 7-й классы более интересный возраст, когда они начинают увлекаться очень сильно этим. Есть у нас дети, которые увлекаются, есть у нас кружки, олимпиадная подготовка по астрономии. Но 10-й класс – это и есть. География – проходят Солнечную систему, 5-й класс, младшие классы тоже как-то – «Окружающий мир». В 10-м классе они проходят по физике тот же самый закон всемирного тяготения – очень важная тема. И небесная механика параллельно. Мне кажется, в это время очень удачно. И даже если дети не увлекались когда-то раньше, астрономия – это такой предмет, считаю, что он очень важный, интегрирующий, связывающий разные предметы. И в это время, когда они об этом слышат, особенно иногда даже раньше им даешь информацию: черные дыры, пульсары, нейтронные звезды, это как бы в будущем мы будем разбирать, как устроена Вселенная и Галактика. Знаете, они и к физике больше обращаться начинают. Им интереснее становится.
Предмет связывает разные предметы между собой. И кусочки информации, которые получили из разных предметов, у них связываются в голове.
С. Язев:
- Сергей Арктурович, может, нам больше говорить про такой предмет интегрированный? Естественно научный, где и физика, и химия, и астрономия связаны вместе. Это цельная такая история. И далеко это не всегда дети знают. Я недавно узнал с удивлением от коллег из федерального института оценки качества образования, что у нас химию сдают лучше, чем физику, причем, очень серьезно. Оказывается, у нас с преподаванием физики проблемы больше, чем с химией.
С. Язев:
- Вот почему еще в советские времена астрономия была в выпускном классе? Именно потому, что предполагалось, что когда вы изучите физику, химию, биологию и так далее, и математику, тогда можно этот вот обобщающий предмет ввести: как устроена Вселенная, как появилась Земля как таковая. Откуда на ней полезные ископаемые взялись вдруг. Как жизнь, может, возникла, хотя мы до сих пор этого не знаем. И так далее.
Логика была очевидна. Конечно, прост из опыта, из контакте с другими учителями и преподавателями вузов мы, конечно, считали, что, может, не так уж важно именно строго дать астрономию со всеми формулами и так далее. А, действительно, ее можно было бы запустить чуть пораньше.
Но я вам хочу сказать следующее. Когда в мае 2017 года было совещание в Москве в Российской академии образования по поводу изменений стандарта образовательного, там было принято решение, как астрономию вывести из физики, сделать из нее отдельный предмет. И первое, что там нам было сказано: не обсуждается. То есть, астрономия будет в 10-м либо в 11-м классе. Вот это уже решение школы, администрации школы. Она может поставить в 10-м, может в 11-м. Может по половине. Но не в 8-м, не в 7-м. И там были бурные споры по этому поводу, хотя было сказано, что это уже не обсуждается.
А. Милкус:
- А почему не обсуждается? Что такого в этом? Цензура? Детям раньше 10-го класса нельзя рассказывать про сверхновые звезды?
С. Язев:
- Конечно, не так. Просто я так понял, что на уровне Российской академии образования это было уже решено. И когда мы там собирались, нам сказали: занимайтесь содержательными вещами.
А. Милкус:
- Я знаю, что есть предмет – естественная наука. И некоторые школы занимаются.
С. Язев:
- Вы знаете, я был бы категорически против этого, потому что это просто профанация, это значит – уничтожить и физику, и химию, и биологию, и астрономию. У нас ест такие прецеденты, когда для специализированных гуманитарных классов отменяются все вот эти вещи.
А. Милкус:
- И есть один естественнонаучный предмет.
С. Язев:
- Естествознание. И это ни о чем. Слишком мало времени, учитель, который это преподает, он оказывается не специалистом ни там, ни там и не там. Могут быть разные точки зрения, но я против этого.
Д. Завгородняя:
- Выскажу такое мнение, что, в принципе, чтобы заинтриговать ребенка, заинтересовать научными дисциплинами, нужно рассказывать именно про астрономию. Черная дыра, допустим, как такая завязка для того, чтобы ребенок заинтересовался законами Вселенной вообще.
А. Милкус:
- А если еще сказать, что это кроличья нора…
Д. Завгородняя:
- Что-нибудь такое, да. Это можно использовать как мотивацию для изучения предмета.
А. Милкус:
- Сергей Николаевич, вам сообщение: спасибо за книгу сказок про звезды. Но просят продлить и продолжить книжку для среднего возраста.
С. Рязанский:
- Мы думаем об этом.
А. Милкус:
- Раз уж в 10-м – 11-м они доходят до астрономии, то надо что-то написать для детей средней школы.
С. Рязанский:
- Очень многие взрослые говорят, слушайте, какая хорошая методика, хочу книжку такую для себя. Потому что в сказках не так это уж наяву, на поверхности, не видно всей схемы. Может, и сделаем. Сейчас пишем книжку, а у меня уже будет шестая, немного на другую тему.
Д. Завгородняя:
- Нет ли у вас ощущения, что не хватает научпопа по звездной теме? Сколько-то лет назад писатель Илья Стогов написал книгу «Путеводитель по звездам». Ее все разругали, кто мог. Но почему-то специалисты не спешат писать такой научпоп, который бы очень пригодился.
С. Язев:
- На самом деле, спешат. И я хочу сказать, что количество научно-популярных книг, касающихся астрономии, за последние годы стремительно выросло. Если мы вспомним то, что пишет Владимир Георгиевич Сурдин, например, Сергей Борисович Попов, например, многие другие. Вот то, что…
А. Милкус:
- Запоминайте фамилии, дорогие радиослушатели!
С. Язев:
- Да. И Сурдин, и Попов, если вы ткнетесь просто в интернет, поищите их лекции, боюсь соврать, там уже сотни великолепных и хорошо иллюстрированных научно-популярных лекций на любые темы по астрономии.
А. Милкус:
- У нас очень много пишут. «В 1966 году в школе было два выпуска 10-й и 11-й класс. Я поступала в финансовый институт, мы сдавали экономическую географию. Многих из нас приемная комиссия завалила на связи экономики с астрономией». Очень интересная история. Сергей Арктурович, а не связываете ли вы рост последнее время числа плоскоземельщиков с тем, что астрономию почти 20 лет загоняли в общий курс физики?
Д. Завгородняя:
- Ой, слушайте, да! Есть целое сообщество, которое верит в том, что Земля плоская. Я видела их форумы в интернете, у меня волосы дыбом шевелились!
С. Язев:
- Я абсолютно согласен, что это связано с тем, что астрономии не было, но отчасти это связано еще и с тем, что более убедительно, доказательно надо этот предмет, равно, как и любые другие предметы, преподавать. Если мы просто будем говорить, что Земля круглая, посмотрите на снимки с борта МКС, от Луны делаются, вам, конечно, скажут, что все это ерунда, подделка. И на самом деле, это не так. И переубедить таких людей невозможно. Но вот дети, например, которые с этой точкой зрения сталкиваются через интернет, конечно, они должны иметь в руках некие аргументы, то есть, доказательства, откуда мы точно знаем. И есть масса таких доказательств, наблюдений.
Иногда мы не дорабатываем в этом направлении, видимо.
Д. Завгородняя:
- А вам встречались люди, которые считают, что Земля плоская? И пытались ли вы их переубедить?
А. Милкус:
- Сергей Николаевич, вы же сами видели, что она круглая!
С. Рязанский:
- Меня всегда удивляет, что в соцсетях встречаются люди, которые начинают говорить, что это фейк, никуда вы не летали. И Земля плоская.
Я много выступаю вживую. И ни один человек вживую не подошел, не сказал, что вот я считаю, что Земля плоская. Потому что это признаться в собственной глупости.
А. Милкус:
- Может, они просто не ходят на ваши лекции.
С. Рязанский:
- А в соцсетях можно.
Д. Завгородняя:
- Рафис Исламович, а вами дети что-нибудь вам подобное говорили?
Р. Мубаракшин:
- К счастью, нет. Дети у нас достаточно грамотные. Я очень рад этому. И люди мне такие не попадались.
Я знаю, что опросы ВЦИОМ 2007 года, 2011 года показали, что уровень грамотности населения очень низкий. Наверное, это связано с тем, что астрономию отменили в 93-м году. Опросы показывают, что самые простые вопросы вводят людей в затруднение, а многие прямо считают, что, например, солнце вращается вокруг Земли, что оно такой же спутник, как и Луна. Это очень серьезно.
А. Милкус:
- Что делать-то?
Для меня есть оптимизм. Сейчас много научно-популярной литературы. Сергей Николаевич, какие у вас дальнейшие планы по литературному творчеству? У вас уже есть книжка фотографий.
С. Рязанский:
- Две. Ответы на самые распространенные вопросы из соцсетей «Можно ли забить гвоздь в космосе», сказки – одна книжка вышла на Западе, сейчас для российской аудитории еще одну книжку пишем.
А. Милкус:
- Расскажите.
С. Рязанский:
- Есть пока рабочее название «50 космических уроков для бизнеса и жизни».
А. Милкус:
- Для взрослых? Те, кто в школе астрономию плохо учили.
С. Рязанский:
- Это для взрослых. Да. И думаем концепцию книжки по астрономии по этой методике. Просто надо понять, в каком формате ее сделать, чтобы она была не только интересная, но и полезная.
А. Милкус:
- Вот было бы интересно, а у вас особый лицей, особые дети, это не школа, а при знаменитом университете. Интегрированный какой-то курс? Может, нужен курс астрономии, который пронизывал бы всю школьную программу?
Р. Мубаракшин:
- Как уже говорилось, в 10-11-м классе – это и есть такой интегрирующий курс, который связывает между собой знания из разных разделов. Конечно, один час в неделю, может, маловато, но тут составители программы определяют. Астрономия – 35-36 часов. Но отдельные фрагменты астрономических знаний, как мы говорили, они в разных курсах: географии, в «Окружающем мире», в курсе физики старших классов.
Нужно ли больше? Вопрос, требующий обсуждения. Я не могу сказать. Наверное, хотелось бы больше, потому что этот предмет детей заинтересовывает и направляет их к другим предметам.
А. Милкус:
- Спасибо! Сергей Николаевич, «Сказки звездного неба» - книжка уже вышла?
С. Рязанский:
- Уже вышла. И уже заканчивается первый тираж. Обсуждаем с издательством, вносим небольшие правки в дизайн, пора готовиться к следующему тиражу.
А. Милкус:
- Спасибо! И смотрите на звезды!