Гагарин, я вас любила... Как рассказывать детям о героях

В эфире Радио «Комсомольская правда» автор книги о Юрии Гагарине Антон Первушин и заместитель директора Музея космонавтики по научной работе Вячеслав Климентов вместе с Дарьей Завгородней рассказывают, каким в юности и детстве был первый космонавт планеты

Д. Завгородняя:

- Сердечно вас приветствую. У микрофона Дарья Завгородняя. Александр Милкус презентует по России книгу, вышедшую в издательстве «Комсомольская правда» – «Юрий Гагарин. Первый человек в космосе. Как это было». Александр Борисович – составитель, один из авторов этой книги. А мы обсуждаем первый полет человека в космос. Потрясающий прорыв, совершенный человечеством в лице Юрия Алексеевича Гагарина.

Всем известно, что Гагарин – не только великий человек, но и очень гармоничная личность. Все сферы его жизни были в соответствие приведены. Он был счастлив и в отцовстве, и в любви, и в семейных отношениях, не говоря уже о работе и о продвижении по службе. Поговорим о том, каким Гагарин был ребенком – младенцем, отроком, юношей. Как воспитать такого человека, у которого все гармонично складывается?

У нас в гостях Антон Иванович Первушин, автор биографической книги о Гагарине.

А. Первушин:

- Книга называется «Юрий Гагарин. Один полет и вся жизнь». Это самая фундаментальная моя работа, самая большая на эту тему. А первая книга называлась «108 минут, изменившие мир». Еще есть книга «Полет Гагарина. Жизнь Гагарина в документах и воспоминаниях очевидцев». Есть книга «Космонавт номер один». В общем, я о Гагарине пишу давно, с большой любовью и интересом к подробностям его биографии.

Д. Завгородняя:

- Давайте поговорим о том, с чего начиналось детство Юрия Гагарина. В 7 лет деревню захватили фашисты, семья попала в оккупацию. Я думаю, что до этого было счастливое детство. Потому что человек формируется до пяти лет, как считают психологи. Расскажите об этом периоде.

А. Первушин:

- Следует помнить, что Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Между прочим, долгое время ходила легенда, что на самом деле он родился 8 марта, но отец в роддоме потребовал переписать его на 9-е, чтобы в будущем молодой человек не страдал от того, что его день рождения приходится на Международный женский день. Но эта легенда ничем не подтверждена, поэтому сошла на нет.

1934 год – это уже произошел так называемый «великий перелом», страна начала меняться. Начала готовиться к войне, которая воспринималась неизбежной. Все-таки семья Гагарина жила немножко на отшибе. Обстановка оказывала все свое влияние. И поэтому понятно, что жизнь становилась все более напряженной. Появились проблемы, которых раньше не было. В принципе, конечно, такие глобальные изменения проходили мимо Гжатска и села Клушино, где рос Юрий Алексеевич, стороной. Можно сказать, что детство у него было достаточно обыкновенное, спокойное.

Но нужно учитывать еще следующее обстоятельство. У него был старший брат Валентин, сестра старшая Зоя и младший брат Борис. Это была достаточно большая семья. Он был третий в семье. Крестьянская семья, хотя отец и занимался отхожими промыслами, но все-таки он занимался крестьянским хозяйством. Мать все время проводила в поле. Понятно, что в такой ситуации крестьянские дети должны быстро социализироваться.

Сначала, пока Юрий Алексеевич, был совсем маленьким, им занималась сестра Зоя. Пытались какую-то старушку нанять, чтобы она следила за Юрой, но она оказалась такая старенькая, что уронила его, напоила холодной водой. Большой риск поручать ей наблюдение за младенцем. Поэтому занялась Зоей. Как она сама рассказывала, она носила к матери в поле, чтобы та его покормила.

Д. Завгородняя:

- Когда пришли немцы, старшего брата Валентина и Зою угнали на работы в Германию.

А. Первушин:

- Зоя была на семь лет старше Юры. Он был упитанным карапузом. Зоя не могла его унести на руках в правильной позе. Поэтому она в одном интервью рассказывала, что носила его, взяв за ноги. Как она шутила, уже заранее готовила его к космосу, он висел вниз головой. Когда Юрий подрос, в возрасте 3-4 лет, ему потребовалось самому отвечать за себя. Потом появился брат Борис, за которым он уже следил. И вся эта обстановка крестьянской семейной жизни его побуждала к тому, чтобы раньше взрослеть, раньше социлизироваться. Был еще пример старшего брата Валентина, который тоже быстро рос и социализировался. Это заставляло Юрия Алексеевича проявлять желание быть более взрослым, более ответственным. То есть некие лидерские качества в нем уже тогда пробудились, что отмечали родственники.

Понятно, что это все-таки мемуарная селекция. Когда мы рассуждаем о своих родственниках, которые сделали какую-то карьеру, то мы выделяем как раз в их детстве те моменты, которые способствовали этому. Тем не менее, все-таки это было. Юрий Алексеевич очень стремился в школу. В силу того, что нужно быстро социализироваться. Посещал школу еще до того, как стал школьником официально. До первого класса. Выступал на разных творческих вечерах, когда дети показывали свое мастерство. Он читал стихи, ему это очень нравилось. В принципе, он уже был готов к обучению морально. И, конечно же, пошел в первый класс.

Это было 1 сентября 1941 года. Вы понимаете, что после этого произошло. Вскоре пришли немцы, оккупировали село и Гжатск. И на долгие полтора года они находились в оккупации. Школа сгорела. В советские времена биографы Гагарина говорили, что это немцы сожгли, хотя совершенно непонятно, зачем им сжигать школу – добротное здание. Скорее всего, это были либо диверсанты, либо партизаны. Как-то так получилось, что школа сгорела.

Д. Завгородняя:

- Семья жила в землянке в городе, а в их доме фашисты разместили мастерскую.

А. Первушин:

- Сначала, когда у них останавливались немцы, там был некий офицер Пауль, который был достаточно лоялен к местным жителям, он их никак не тренировал, они жили вместе с ним в доме. О нем у семьи Гагариных сохранились приятные воспоминания, назовем это так. А вот потом, когда Пауль ушел на фронт, началась знаменитая битва за Ржевский выступ. Огромная мясорубка, очень много людей погибло. Но все-таки немцы удержали фронт, не дали развить контрнаступление по этому направлению. На полтора года немцы оставались в этом селе.

Пришел такой механик Альберт, баварец, судя по всему, который разместил мастерскую в их доме, сам там жил. И изгнал семью во двор. Им пришлось выкопать землянку. Первую землянку у них затопило с началом дождей. Им пришлось рыть вторую, укреплять ее. Потом рассказывали, что, когда были авианалеты или шла интенсивная артиллерийская работа, баварец сам прибегал в эту землянку и прятался у них. Вошел в историю человек.

Д. Завгородняя:

- Надолго ли угнали в Германию старших сестру и брата Гагарина?

А. Первушин:

- Когда началось отступление немецких войск, когда наступил перелом в войне, этот выступ нужно было просто выровнять, немцы тоже прекрасно понимали, что долго удерживать этот выступ в направлении Москвы у них не получится, было принято в конечном итоге решение выровнять фронт. И таким образом стали уходит из Гжатска, из Клушино, которое тоже оказалось под оккупацией. При этом был приказ уничтожить все вокруг. Уничтожить более-менее значимые строения, устроить чистку, заключенных концентрационных лагерей, которые не могут двигаться, расстрелять. Кроме того, трудоспособную молодежь 14-15 лет и старших, любого собирали и угоняли на принудительную работу в Германию. Отправляли через вокзал Гжатска.

Сначала угнали Валентина, потом Зою. Это была определенная травма для семьи. Не было уверенности, что они вернутся. Гагариным очень повезло. Клушино обошла война, оно было слабо разрушено. Отступление немцев тоже не привело к значительным разрушениям в селе. И сами Гагарины после войны вернулись. Понятно, что советская историография пыталась как-то заретушировать этот момент. Утверждалось, что они сбежали из плена, прибились к партизанским отрядам. Это не соответствует действительности. Это был советский миф. Конечно, их освободила Советская армия. Потом они прошли фильтрационные лагеря.

Валентин после войны был призван в действующую армию. Зоя помогала – была при конной части помощницей ветеринара.

Д. Завгородняя:

- Почему это никак не сказалось на карьере Юрия Алексеевича? Известно, что его коллега, у которого мама была еврейкой, не смог так хорошо продвинуться. Родственники, которые угнаны в Германию, это такое темное пятно на биографии. Как удалось эту проблему обойти?

А. Первушин:

- Впечатление о том, что для карьеры в отряде первых космонавтов это имело какое-то значение, это сложилось позже. Тоже определенного рода миф. Это же поколение 1934-1936 года рождения. Это ребята, пережившие войну. Кто-то из них был в оккупации, кто-то был в эвакуации. У кого-то, как у Алексея Леонова, отец был врагом народа. Тогда вся страна была такой. Все пережили что-то травматическое в своей биографии. У них всех были темные места в биографии. Когда отбирался первый отряд, это никакого особого значения не имело.

Только потом уже, когда стали набирать других ребят, когда уже советская идеология закостенела, закаменела, когда стали придавать большое значение тому, что делали родственники и сам кандидат во время войны, нет ли у него родственников за границей, вот тогда это стало иметь значение. А во времена Гагарина… Я только один документ обнаружил, связанный с тем, когда власти проявили интерес к тому, что Гагарин находился на оккупированных территориях. Когда он поступал в Саратовский аэроклуб, то глава медицинской комиссии попросила сотрудницу еще раз оценить психологическое состояние Гагарина. Она полагала, что, может быть, на него это как-то сильно повлияло. Возможно, он не сможет выдержать стрессовых ситуаций, связанных с вождением самолета.

Д. Завгородняя:

- У советских детей образ Юрия Гагарина – это образ такого супермальчика, который играл на трубе в школьном оркестре, учился на отлично. Я видела его аттестат после училища, там одни отличные отметки. Недавно Минобороны открыло секретные документы о Гагарине, и все увидели его зачетку, где тоже «хорошо» и «отлично».

А. Первушин:

- Это зачетка уже Академии Жуковского, когда космонавты уже после полета Гагарина летали, их всех направили получать высшее образование. Он всегда был прилежным учеником. Когда немцы ушли из Клушино, почти сразу открылась школа, и он снова пошел. Хотя у него два года оказались пропущенными. Пришлось наверстывать. Не было учебников. Им приходилось использовать упаковочную бумагу, чтобы просто учиться. Тем не менее, у него была тяга к знаниям. Скорее всего, это влияние матери.

Отец у него был малограмотный, с трудом читал и писал. Он занимался детьми, рассказывал разные истории веселые, поучал их жизни. Даже когда Юрий Алексеевич приезжал, уже будучи космонавтом и всемирно известным человеком, он все равно продолжал его поучать.

Д. Завгородняя:

- А мама?

А. Первушин:

- Она была из семьи квалифицированных рабочих Петербурга. Хорошо знала Питер, училась в школе там. Она была грамотной. И она своим примером, своей внимательностью к обучению детей, сохранились воспоминания учителей, где они рассказывают, что она постоянно под контролем держала обучение своих детей. И своим примером давала им направление на обучение. Гагарин это все в силу своего характера схватывал быстро. И старался учиться хорошо. Сохранилось в воспоминаниях, что Гагарин всегда очень переживал неудачи, старался быть лучшим, первым. Но при этом он был обыкновенным ребенком. Не надо думать, что он был суперребенком, звездным мальчиком.

Д. Завгородняя:

- Когда он занимался баскетболом при росте 165, его товарищи избрали капитаном команды. Я думаю, что здесь были исключительные личные качества.

А. Первушин:

- Естественно. В советской историографии создавался образ сверхчеловека. В постсоветской – образ средненького, который случайно оказался на этой должности. На самом деле истина находится посередине. Он не был сверхчеловеком, но и средненьким тоже не был. Он демонстрировал и высокую любознательность, и высокую способность к обучению, и стремился быть спортсменом.

Когда он оказался в отряде космонавтов, начали проверять их физическую подготовку, он оказался из 20 человек в четверке худших. У него была достаточно посредственная физическая подготовка, если исходить из среднего уровня. Но мы должны учитывать контекст. Это было поколение голодных людей, которые постоянно недоедали. Понятно, что их физическое состояние не соответствовало высоким нормам спортсменов. Это не их вина. Просто была такая ситуация.

Д. Завгородняя:

- В летом училище он никак не может совершить посадку на самолете, потому что обладал небольшим ростом. Инструктор ему подложил то ли планшет, то ли подушку.

А. Первушин:

- Это давно опровергнутая биографами Гагарина легенда. Там были и более низкорослые товарищи у него.

Д. Завгородняя:

- К нам присоединился Вячеслав Львович Климентов, заместитель директора Музея космонавтики по научной работе, кандидат педагогических наук.

М. Климентов:

- Здравствуйте.

Д. Завгородняя:

- Так почему же у Гагарина не получалось посадить самолет?

М. Климентов:

- Я понимаю, что у вас об этом смутные представления. Гагарин сажал самолет. У него просто плохо получалось выравнивание на низкой высоте. Он его начинал раньше. Если бы инструктора не было в задней части кабины, это могло привести к столкновению. Речь идет о реактивном самолете МиГ-15 УТИ. На предыдущих легкомоторных самолета у него проблем не было. Почему-то в советской историографии произошла путаница, и этот инцидент, который был весной-летом 1957 во время тренировочных полетов уже в летом училище, перенесли и на его подготовку в Саратовском аэроклубе. Как вообще этот человек сделал летную карьеру? Это странно.

Этот инцидент сегодня хорошо изучен. У Гагарина плохо получалось выравнивание в конце полета при посадке. Ему назначили десять тренировочных полетов с инструктором. Он хороший курсант, на хорошем счету. Вроде бы он уже все освоил. И на зачетном вылете опять с выравниванием у него плохо получилось. И над ним нависла угроза отчисления из училища и прекращения летной карьеры. Но он был на хорошем счету, репутация дорогого стоит, все видели его целеустремленность, работоспособность, желание летать. И сочли возможным предоставить ему еще несколько раз потренироваться, уже под присмотром более опытных инструкторов. У него все получилось. Инцидент был исчерпан. Он вышел из училища как отличник.

Д. Завгородняя:

- Получается, что он опять проявил свое фирменное упорство и научился выравнивать самолет. И никакой подушки или планшета не было.

Вячеслав Львович, как думаете, Гагарин был гармоничным человеком?

М. Климентов:

- Мне кажется, лучше, чем сам Юрий Алексеевич, про это не скажешь. Он в своей книге «Дорога в космос» сказал такие слова: я простой советский человек. А Советский Союз в этом плане был устроен как пирамида. Если ты с упорством все свои возможности используешь, то ты можешь подниматься и расти до самого пика. И здесь я всегда школьникам говорю, что вы обратите внимание, как учился Гагарин. Все учебные заведения, которые он заканчивал, он же все заканчивал с отличием.

И очень важно, как это ему помогало. Если бы он закончил просто на «хорошо» в Люберцах, скорее всего, он бы просто пошел на завод. Но он закончил с отличием. И он попадает на следующую ступеньку – в Саратов. Всего его ребята в Саратове, когда подошло время служить срочную, они идут на срочную военную службу. А он хочет учиться дальше, и ему дают такую возможность. Потому что он отличник. Это очень важная его черта. А так он очень разносторонний.

Мы открываем большую выставку у нас в музее – «Первый». И нам удалось на эту выставку впервые свезти все вещи со всей страны, связанные с Гагариным. Начиная от школьной парты люберецкой, от саратовской дипломной работы, ковша, которым он работал, до спускаемого аппарата, на котором произошел спуск из космического пространства. Это будет знаковое событие. И именно там мы пытаемся ответить на вопрос, кто есть такой Гагарин, почему он первый космонавт планеты Земля.

Д. Завгородняя:

- Хочу поговорить о мистике. Правда ли, что книга Сергея Королева о полете человека в стратосферу и дата рождения Гагарина совпадают?

М. Климентов:

- Можно играться любыми цифрами. Но здесь сошлись звезды. Мы начинаем выставочный проект с одной маленькой витрины. И там два предмета, датированных 1934 годом. С левой стороны лежит книга – единственная книга, которую написал Сергей Павлович. Все остальное – статьи, научные работы. Это «Ракетный полет в стратосферу». Причем это единственная книга, которую Сергей Павлович подпишет, будучи инженером РНИ, настоящей фамилией – Сергей Королев. Все остальные свои работы, уже после его трудной судьбы, лагерь, война, шарашки, он будет подписывать только «проф. К. Сергеев».

А. Первушин:

- Одно исключение все-таки есть. Это статья к столетию Циолковского.

М. Климентов:

- Согласен. И рядом с книгой будет лежать подлинное свидетельство о рождении Юрия Гагарина, который тоже родился 9 марта 1934 года. Так они встретились. Хотя до настоящей встречи еще очень долго. А заканчиваем мы этот выставочный проект тем… Логично было бы закончить 14 апреля, возвращением Гагарина в Москву. А мы заканчиваем 15 апреля. Когда Гагарин приезжает в Подлипки, в ОКБ-1. И как бы говорит коллективу и Сергею Павловичу: спасибо за то, что техника не подвела. Такие уникальные отношения между главным конструктором и первым космонавтом.

Д. Завгородняя:

- Юрий Гагарин называл своим космическим отцом Сергея Павловича Королева. Королев тоже очень тепло высказывался о Гагарине. Но почему все-таки именно Гагарина выбрали для первого полета человека в космос. Такого некрупного, обаятельного, отличника. Но физически не идеально подготовленного, как сказал Антон Иванович.

А. Первушин:

- Если верить рассекреченным документам, внимание на Гагарина специалисты обратили во время его пребывания в сурдокамере летом 1960 года. Выделили его сразу практически из всех двадцати. Потому что сурдокамера – это изолированное помещение. Каждый из кандидатов в космонавты должен был там провести десять дней. Они отправлялись туда по очереди. Это достаточно непривычная ситуация для человека. Они находились в полной изоляции. Их могли в любой момент разбудить светошумовой сигнализацией, заставить выполнять какие-то работы заранее регламентированные. Но при этом они не имели контакта с внешним миром, не видели, кто за ними наблюдает, туда не проникали звуки. Таким образом выявлялись скрытые черты характера, личные качества, особенности кандидатов.

И тогда сразу обратили внимание на Гагарина, заметили его трудолюбие. Он с собой взял работу, которую не обязательно было выполнять в ходе этого эксперимента. Он быстро переключался из состояния отдыха в состояние трудоспособности, проявил любознательность и хорошую реакцию на новизну. А кроме того, он обладал высокой эмпатией. Общался с теми, кто за ним наблюдал, шутил над ними. Проявлял хороший юмор. В отчете было прямо сказано, что в состоянии предстартовой подготовки будет очень напряженная психологическая обстановка. Если космонавт будет груб, надменен, слишком требовательный, то это приведет к ненужным конфликтам. Гагарин идеально соответствует в силу этих черт характера образу первого космонавта.

Д. Завгородняя:

- Я думаю, что это благодаря тому, что он рос в многодетной семье.

Недавно среди школьников прошел опрос, 2,5 % детей назвали Гагарина своим кумиром. Кое-какие биографические сведения говорят о том, что Гагарин был довольно озорной, хулиганистый, попадал в истории. Можете развенчать образ идеального человека?

А. Первушин:

- Понятно, что он не был идеален. Он был озорным, но в пределах разумного. Все мы в молодости озорничаем. Но у Гагарина были определенные рамки, за которые он никогда не выходил. Вероятно, эти рамки были сформированы его отцом, у которого был достаточно суровый нрав по отношению к детям. Я слышал легенды и мифы о том, как Гагарин дрался с московскими хулиганами, когда ездили в Москву нелегально. И что у них были чуть ли не проблемы с уголовным кодексом. Это все неправда.

Д. Завгородняя:

- Есть история о том, как Гагарин с товарищами угнали машину у кого-то из своих друзей.

А. Первушин:

- Это уже история из позднего Гагарина. Это 1963 год, когда он уже был в руководстве Центра подготовки космонавтов. Он был чрезвычайно уважаемым человеком, суперавторитетом в отряде. Но он летчик. А у них есть такая традиция розыгрышей. Они просто взяли у одного из молодых кандидатов в космонавты, который держал свою машину во дворе, Гагарин взял других молодых членов отряда, свою машину из гаража вывел, поставил, а эту машину будущего космонавта, который, к сожалению, так и не полетел в космос, закатили в гараж Гагарина, закрыли там, вызвали спецтехнику, убрали следы. И после этого Гагарин позвонил коменданту и сказал, что сейчас вам будет звонить и говорить, что у него угнали машину. Так вот, это мы угнали. Вы ему пока не говорите. Мы решили его разыграть. Все было в пределах определенных границ.

М. Климентов:

- Да, был такой период в жизни Гагарина, который можно назвать «медные трубы», небольшой период. Но он же с достоинством прошел этот путь. И если возвращаться к вашему вопросу, мне кажется, что маленький Гагарин просто был еще заводилой во всех делах. Он везде старался быть первым. Если игра – значит, он в игре первый. Если это кружок научно-технический, значит, он староста этого кружка. Мы показываем на нашей выставке совершенно не совместимые, на первый взгляд, вещи, но это все Гагарин.

С одной стороны, он увлекается спортом. Эта знаменитая фотография, когда стоит баскетбольная команда, на голову меньше всех Гагарин с мячом, он капитан команды. Что такое капитан спортивной баскетбольной команды? Капитана явно выбирали ребята. Уже говорит о характере. Или, например, то, что одновременно в школе он учился, всегда занимался в кружке. Даже потом, в Саратове. Мы показываем быт этого кружка. Пишут директору техникума, что надо поощрить Гагарина, потому что он очень хороший староста. И при этом он всегда занимается музыкой. Он играл на трубе. До этого пытался играть на гармошке. Видимо, не очень пошло. А вот труба – да. И это тоже характер. Такой горнист.

Д. Завгородняя:

- Для этого нужно очень много энергии.

М. Климентов:

- И это у него получалось. Очень много дала ему семья. Мне очень понравилось, как Антон Иванович сказал, что отец был достаточно твердым, видимо, человеком, и он держал семью в руках. С другой стороны, очень хорошая школа, в которую он попал в Гжатске. Она была экспериментальная, там были хорошие учителя. У меня такое ощущение, что как Гагарина воспитывала советская система, он брал от системы все, все впитывал и шел вперед.

Д. Завгородняя:

- Чем отличаются критерии отбора и подготовки космонавтов сегодня? Почему сегодня более взрослые люди летают?

М. Климентов:

- Недавно проводили космический урок, и ребята из дальнего российского города выполняли нормативы сегодняшнего отряда космонавтов. И десятиклассники сказали: не так и сложно. На что мы сказали: только вам сейчас 15 лет, а в космосе нужны взрослые люди – и 35, и 40, и в 50 летают.

Д. Завгородняя:

- Дело в психологической зрелости. Передача заканчивается. Спасибо.

Антон Первушин
Вячеслав Климентов