Что делать, если ребенок слишком увлекся компьютерными играми
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Саша, приветствую вас.
А. Милкус:
- Добрый день.
М. Баченина:
- Сегодня у нас в гостях руководитель направления Института развития интернета, ответственный секретарь Центра компетенций «Игровые сервисы» при Министерстве цифрового развития Алексей Буньков. Алексей, здравствуйте и добро пожаловать.
А. Буньков:
- Добрый день.
А. Милкус:
- Александр сказал, что пора снова поговорить про отношения - цифровая среда и дети. Мне в последнее время стало казаться, что, сколько бы мы ни говорили, а среда сама без нас разовьется, развивается и будет развиваться. И дети как-то сами решат, как им с ней взаимодействовать. У вас нет такого впечатления, что все наши труды напрасны?
А. Буньков:
- Точно нет, потому что, во-первых, и среда без нас не разовьется, люди, как минимум, для нее нужны. Во-вторых, конечно, можно пустить все на самотек и сказать детям: занимайтесь, чем хотите. Но как-то кажется, что это не самое лучшее решение.
М. Баченина:
- У вас недавно вышло масштабное исследование «Компьютерные игры и метавселенная». Есть данные об аудитории, об участниках отрасли, основных трендах, примерах использования видеоигр в различных сферах. Давайте как раз с этого и начнем. Что удалось выяснить благодаря ему?
А. Буньков:
- Такое большое обзорное исследование, где мы проанализировали и состояние рынка, и какие тенденции есть, и куда все двигается, как развивается, какие ключевые цифры у нас в России, в мире по пользователям, по объемам рынка и так далее. Большое, действительно, масштабное исследование. Пара тем, которые на русском языке так систематически, наверное, до этого просто не исследовались. Все, что касается видеоигр двойного назначения и метавселенных, отдельно рассмотрели подробные международные опыты и российские подходы к этим снарядам. Но если говорить про цифры, то надо понимать, что, вообще говоря, играет не только молодежь. У нас вообще, по разным оценкам, от 60 до 80 % всего населения России играет так или иначе, в компьютерные игры. Это ежедневная нормальная деятельность для многих. И объем рынка отечественного тоже очень немаленький. Это от 100 до примерно 187 миллиардов рублей. В год, по разным оценкам, методики разные, тем не менее, это серьезные цифры.
А если говорить конкретно про детей и подростков, то в сентябре было свежее исследование «Медиаскопа», где они посмотрели, как ведут себя в сети дети этого возраста и, в том числе, сколько их играет в игры. 98% всех детей в сеть выходят постоянно, 6,5 часов в день примерно там проводят. Надо понимать, что игры – это значительная часть этого времени, в зависимости от возраста, потому что еще деление есть, естественно, по возрастам, но это от 70 с небольшим до 87% всех, кто в сеть заходит, так или иначе, там еще и в игры играют. Это тотально распространенная повседневность, с которой мы все сталкиваемся. И взрослые играют, и дети играют.
М. Баченина:
- Я не очень понимаю, к этому как нужно относиться? Это хорошо или плохо? А то звучит это достаточно уныло, что ли. Все играют. Так это классно, давайте играть!
А. Милкус:
- Давайте ничего не делать, на работу не ходить, не спать, не есть.
А. Буньков:
- Надо сказать, что это так и есть. На самом деле, если посмотрим в научную базу, то игра - это база культуры. У нас в 30-х годах XX века был такой пик развития изучения игр, довольно долго он длился. Российская психологическая кола, наша советская, в МГУ очень серьезно подходила к вопросу и в педагогике, и в психологии. И Выготского можно вспомнить, и Эльконина, и Леонтьева, которые, в общем-то, говорили, что это один из базовых видов деятельности развития для детей, даи для взрослых тоже. А с культурологической точки зрения есть замечательное исследование тех же 30-х годов нидерландского уже ученого. Йохана Хейзинги, который написал книжку «Человек играющий» - «Homo Ludens», в которой у него прямо указано, что, во-первых, вся культура основана на игре, а во-вторых, еще игра и старше культуры.
Поэтому надо понимать, что это не зло какое-то нехорошее, которое на нас набежало и дружно побеждает. Нет, это нормальная человеческая деятельность, которая может и должна по-хорошему приводить к каким-то позитивным результатам.
А. Милкус:
- Вот все, сейчас буду к Алексею цепляться за каждое предложение. Смотрите, утверждение по поводу того, что игра присуща развитию человечества. Все правильно. Когда эта игра, допустим, малыша или школьника и приводит к каким-то образовательным результатам, начиная с работы ручками, чтение, постижение каких-то новых знаний. Но, Алексей, если вы говорите, что 80 % так или иначе играют, я сильно сомневаюсь, что они в это время развиваются. У меня почему-то есть ощущение, что, может быть, малыши в игре и развиваются, что для меня сомнительно, если мы говорим про компьютерные игры, то для взрослых это, по-моему, предмет отупения и уничтожения свободного и даже несвободного времени. Мне кажется, что ссылаться сейчас на работы того же Выготкого о том, что игры развивают, по меньшей мере, опасно. Ты оправдываем абсолютно, по-моему, болезненное общество XXI века.
М. Баченина:
- Подождите, Александр, надо тогда различать игры, которыми оперировал Выготкий в своих трудах, и игры, которые обсуждаем сегодня мы. Пространственно-зрительная память развивается только в играх, мелкая моторика тоже только через игры. Переложим это на компьютеризацию.
А. Милкус:
- Я уверен, что сейчас ты перечислила не компьютерные игры.
М. Баченина:
- Я хочу услышать мнение нашего эксперта. Может ли компьютерная игра проложить маршруты к освоению навыка чтения, это пространственно-зрительная память, мелкая моторика, внимание?
А. Милкус:
- Какая мелкая моторика в компьютере, ударение по клавишам, что ли?
М. Баченина:
- Нет, почему же, например, быстрая игра в тетрис. Это тоже может быть направлено на мелкую моторику. Но я не спорю, это предположение.
А. Буньков:
- Я бы здесь сразу разделил, тут много вопросов на самом деле. И они связаны, понятно, с чем. Во-первых, есть некий образ игры как либо убегание от реальности, либо игра как что-то такое, что может затянуть, и ты там постоянно будешь проводить время, непонятно на что, а вдруг еще и чему плохому научишься. Тут, опять же, разделить на части. Первое. Нужно играть в хорошие игры. Это правильная совершенно посылка с вашей стороны была. Потому что игры не все одинаково полезны, безусловно. Именно поэтому мы, как организация, которая поддерживает создание контента, поддерживаем, в том числе, создание игр. Игр для детей, в первую, наверное, даже очередь, у нас их много вышло, с большой аудиторией. И это к вопросу про то, что может развивать. Это либо вещи, связанные с развитием знаний, умений, навыков. «Академики веселых игр», например, в 2024 году вышла, 2,5 миллиона скачиваний. Там конкретно герои сказок наших советских, к которым все привыкли, и взрослые, и дети, и «Простоквашино», и «Енотики», и так далее. Это как раз игры, направленные на маленьких детей. Есть игры, которые направлены на развитие, например, логики. Это складывание предметов, например. раскраски по цветам, внимание и эрудиция. Такие игры тоже есть. На маленьких совсем детей ориентированные, на 2-3 года, тоже такие есть. «Играем, учимся с Бодо Бородо», например, у нас такая игра с интересным названием. Безусловно правильный посыл - игра должна быть хорошая.
А. Милкус:
- Вы говорите - хорошая, У нас программа называется «Родительский вопрос». У меня родительский вопрос: как выяснить, что игра хорошая? Я видел пятилетнюю девочку, которая сидит за планшетом, и у нее родители уверены, что это развивающая игра. Там какой-то абсолютно безумный сценарий, она бросается арбузами в полицейских, которые стоят на углах маршрута, по которому она едет. Что она развивает при этом?
А. Буньков:
- Давайте я все-таки скажу про разделение и сразу вернусь к этому вопросу. Есть история про детские игры и есть история про то, что умеют делать и могут делать взрослые. Потому что у взрослых больше, наверное, рекреационная функция - отдохнуть, снять напряжение, стресс и так далее. У многих про это история.
Про детей. Во-первых, существует большое количество того, что называется возрастная маркировка. В России игры тоже так или иначе уже маркируются давно. Просто потому, что при размещении в магазинах приложений, где эти игры распространяются, это одно из требований для того, чтобы туда их поместить. На законодательном уровне сейчас обсуждается, каким образом реализовать в России, потому что подходы разные. В книжке мы тоже много об этом написали, целый большой раздел. Но общий смысл следующий. Родитель при покупке ребенку игры, либо при скачивании этой игры должен иметь возможность увидеть, что в ней, например, есть насилие, жестокость, либо какая-то другая составляющая, которая его не устраивает, и он не хочет, чтобы это ребенок увидел. И ограничение по возрасту там тоже указано. Общий принцип этих маркировок именно такой. Это информация для родителей и для детей, естественно, тоже, которые понимают, что они выбирают. Есть другие подходы, которые говорят, что давайте дополнительную информацию давать о том, что позитивное может эта игра дать ребенку либо взрослому, если это игра для взрослых. Тоже вариант. Тоже сейчас такие обсуждения идут. Какой будет выбор, мы сказать сейчас не можем, это вопрос к нашим законодателям. Тем не менее, даже внутри экспертного сообщества, игрового сообщества очень полярные иногда взгляды на то, как это может работать. Что с этим делать? С моей точки зрения, просто проводить исследование и понимать, как это работает.
А. Милкус:
- Мы сейчас озвучили цифры о том, что практически все трудоспособное население так или иначе сидит в компьютерах и играет. А законодатели, специалисты до сих пор обсуждают, обсуждают, обсуждают. А когда мы, как родители, получим какой-то понятный инструмент? Допустим, я не разбираюсь, какие современные игры, действительно, развивают современные навыки. Может быть, мне нужна подсказка Сколько можно уже дискутировать?
А. Буньков:
- Смотрите, во-первых, в любом случае дискутировать нужно, потому что просто быстрое принятие каких-то быстрых решений не всегда приводит к чему-то хорошему. Запретить либо навесить много ярлыков на какие-то игры либо другие виды контента - не всегда хорошая идея. Нужно давать нормальный проработанный инструмент, который действительно показывает, что там внутри. Именно по этому дискуссии идет, как сделать так, чтобы не навредить индустрии, не закрыть выпуск российских игр. Потому что зарубежные-то и без нас будут выходить. Хотелось бы, чтобы еще и в России все это продолжало развиваться. Но в любом случае должно быть учтено мнение и экспертов от педагогики, и от психологии, и от игровой индустрии, которые, в том числе, проводят много исследований того, как с играми взаимодействуют разные возраста, и дети в том числе. Это не самый простой вопрос, поэтому он какое-то время и занимает. Сейчас как раз законопроект подготовлен, обсуждение идет.
М. Баченина:
- Мне кажется, что между 11 и 12 годами мы еще как-то можем регулировать то, во что будут играть наши дети. А после этого большинство не будет спрашивать. Любой мальчик хочет играть в зомби и в насилие. Я просто в очередной раз недавно подумала: боже мой, как же все-таки природа берет свое. Нас ученые, детские психологи обучают, советуют: прорабатывайте отношения в играх. Вы видели, как мальчики играют? Машинки врезаются, динозавры дерутся. Это природа берет свое. Поэтому в 12 лет он хочет мочить всех на экране компьютера. Я к этому уже философски отношусь. А что касается младшего поколения, то я на себе испытываю эти игры. У меня четырехлетний играет в игры, я ему разрешаю час. Я ему скачала детский тетрис. Мне кажется, это такая математически-логическая неплохая задача. И еще с уклоном в какие-то логические решения, чтобы развивалась эта сторона. Может быть, я не права, но я стараюсь ему, через собственную проверку что-то дать.
А. Буньков:
- Поддерживаю на самом деле. Потому что вопрос же не в том, чтобы кто-то снаружи решил за родителя, что ему давать, либо скачивать, либо не скачивать для ребенка. Это вопрос взаимодействия внутри семьи. У меня двое - 8 и 11 лет, естественно, они играют в компьютерные игры. Но у них стоит на устройствах родительский контроль, во-первых, у них есть фиксируемое время, в которое они могут это делать. Во-вторых, я с ними играю в многопользовательские игры, и у нас есть общая команда, и нам потом есть о чем поговорить. Это история про то, что вообще говоря, интересуйтесь, чем ребенок занимается. Посмотрите, во что он играет. Нормальные родители вполне в состоянии оценить риски и возможности, которые там есть. Плюс это дает дополнительные темы для обсуждений. А если вы еще какой-нибудь рекорд поставите!
М. Баченина:
- Удивительно, вы сейчас сказали: если вы одержите победу. Я тоже для себя отметила совсем недавно. Я пытаюсь с ребенком делать домашнее задание, которое ему дают в логопедическом саду. Ни в какую человек не хочет делать. Он говорит: я в саду учусь, и отстаньте от меня на выходных. Ему почти пять лет, он мне такое сообщает. Я понимаю, что что-то я должна делать, а не просто пускать на самотек. И я прибегла к помощи определенного сайта, где созданы очень классные задания для развития детей трех-четырех лет, пяти-шести лет, по разным группам. Логика, обучение, бла-бла-бла. И за каждый этап дается нарисованный кубок, вымпел, награда. Я была поражена, насколько это работает. После каждой полученной награды ребенок говорит: давай посмотрим и посчитаем наши награды.
А. Буньков:
- А там же еще интересный момент включается. Когда-то в детстве я в тетрис играл очень неплохо. Я взял устройство ребенка и просто сходу поставил рекорд, ребенок начинает на вас смотреть с большим уважением и интересом. Как ты это сделал? Покажи и объясни.
М. Баченина:
- Я просто пытаюсь делиться своим опытом, не рассчитывая на одобрение, надеюсь обойтись без осуждений, но невозможно у них отобрать. У меня есть старший. Младший на него смотрит, у него есть телефон, доступ к приставке, доступ к компьютеру. Он же повторяет все. А что тут поделаешь? И мне кажется, конечно, нужен только контроль и собственный тестинг. Саша, вы еще до сих пор против? Вы хотите сказать, что надо вообще отобрать?
А. Милкус:
- Буквально недавно я слушал лекцию известного специалиста, нейропсихолога Александр Яковлевич Каплана из МГУ, он столп наших когнитивных исследований. Он говорит о том, что формируется, появляется новое поколение, назвал его «бета». Они только сейчас начинают входить в жизнь, они выросли в интернетовской среде. Для них с младых ногтей, с годика, с двух-трех лет интернет-среда очень близка и понятна. Дворовой культуры они не нюхали, а культуры компьютерной нюхали прямо с самого раннего детства. А как для них формировать пространство? Или отойти и не мешать? Это же новые люди с новыми когнитивными способностями, абсолютно нами неизведанными возможностями, потому что они по-другому воспитываются, они по-другому получают информацию. Для них игровая среда – это родная среда. И я боюсь, что они достаточно часто путают игровую среду с жизненной. Эти истории о том, как дети занимаются очень опасными в жизни операциями, не буду их называть, потому что они считают, что у них, как в игре, несколько жизней.
А. Буньков:
- Тут сложные, многоаспектные вопросы. Во-первых, все равно никто с родителей не снимает ответственность за воспитание детей, и это правильно. Бросать на самотек, естественно, ничего нельзя. Во-вторых, взрослый человек в состоянии понять, что происходит в этой новой среде, и вполне нормально ее освоить. У меня родители, которым глубоко за 70, когда им стало интересно, кстати, именно через игры они осваивали. Они прекрасно освоили и телефоны, и смартфоны, и компьютеры, и ноутбуки. У них все есть, и замечательно снимают видео, размещают и так далее. Кстати, именно через игры их туда и приучал. Даже возраст этому не мешает. А это как раз поколение еще бэби-бумеров. Я, честно говоря, не вижу большой проблемы в том, чтобы понять, что они делают, и как это новое пространство развивается. Взроялсый человек вполне в состоянии это все освоить.
Тут на примере можно посмотреть. Представьте, что у вас сидит ребенок, играет в шахматы два часа подряд. Хорошо, час. Хорошо или плохо? Большинство скажут: неплохо, логику развивает. Теперь смотрите, сажаем этого же ребенка за те же шахматы, но на компьютере. Тот же час. Хорошо или плохо? Вроде скажет большинство: наверное, неплохо, все-таки шахматы, пускай логику развивает. Теперь берем, меняем шахматы на любую стратегическую игру, какая больше вам нравится, особенно если это пошаговая, а не в онлайн-режиме, что посложнее часто бывает шахмат, потому что количество вариативностей там просто больше. И как к этому относиться? Тот же самый час. Это вопрос понимания, что происходит, во что играет ребенок. И второе - осознанное регулирование, если это требуется, совместное с ним прохождение каких-то этих этапов развития. Ничего другого никто не придумает. Потому что просто отдать ребенка в какую-то среду. чтобы он там воспитывался? К чему приводит, понятно. В нашем детстве не было интернета и устройств. Но если ребенок с утра до вечера проводил на улице, в общем, последствия примерно предположить можно. Всегда это вопрос баланса. И на улице гулять нужно было тогда и сейчас, и компьютером, устройством сейчас пользоваться нужно. Вопрос баланса, вопрос родительского контроля и понимания того, что происходит.
И еще был один подвопрос, который все время где-то вокруг игры существует. Это история про агрессию, про деструктивность какую-то в играх. И предположение о том, что она выплескивается куда-то наружу.
М. Баченина:
- Потому что они берут что-то и идут стрелять в школах, давайте называть вещь своими именами.
А. Буньков:
- Они насмотрелись игры и теперь пошли стрелять. Во-первых, нет ни одного внятного исследования, хоть сколько-нибудь доказывающего эту позицию. По противоположной позиции исследования есть. Было большое мета-исследование проведено совместно психологами и юристами в СПбГУ, которые смотрели много разных исследований по этим вопросам за много лет. В 2017 году оно вышло. Можно уже новое теперь делать. Нет такой корреляции. Никто не смог показать взаимосвязь. Одновременно с этим есть практика. Например, в тюрьмах США используют видеоигры для тех, хорошо себя ведет, в том числе, кстати, агрессивные игры, стрельба, бегалки и так далее, в качестве поощрения. Потому что они посчитали, и получается по их выкладкам, что это, наоборот, снижает агрессию.
М. Баченина:
- Разгружает психику. Так же, как боксерская груша. Я слышу, как старшенький кричит, разговаривая с телевизором, вернее, с экраном компьютера: «Ну, иди сюда, иди сюда!» И я понимаю, что сейчас он все там оставит и выйдет к нам уже совсем без этого негативчика, можно говорить, какие уроки надо делать, когда закончишь игру. Мне кажется, это реально работает.
А. Буньков:
- Тут надо тоже понимать, что игры бывают и деструктивные, которые изначально формируются и придумываются людьми для продвижения каких-то таких историй.
М. Баченина:
- Давайте их обозначим. Это очень важный момент. Мы обозвали бы деструктивными, когда я вижу, что винтовка разносит кого-то в хлам, и остается красное, вроде как мокрое пятно на экране, и я говорю: господи, какой ужас, ты же убиваешь людей. На что я слышу в ответ: это же не настоящий человек, я так в жизни делать не буду. Для меня эта игра деструктивная. Мы только что обелили их, мол, они разгружают. Что считать реально деструктивным контентом?
А. Буньков:
- Здесь надо понимать, что игры не только про пострелять, поударять или что-то еще поделать. Игры это еще и содержание, смыслы и ценности, которые они транслируют. И эта история не про условное насилие в игре. Потому что на боксерском ринге или в секции самбо, в общем, с насилием тоже все в порядке. Но они не выходят на улицу, чтобы всех бить, как-то так получается почему-то. Это не про это, скорее. Речь, скорее, про то, когда действительно игры пытаются использовать различные наши зарубежные, не назову их коллегами, противники для конкретного продвижения определенных смыслов. Такие примеры тоже есть. Если говорить про последние события, то прямо при открытии определенных центров поддержки и разработки игр на Украине со стороны США прямым текстом было написано, что игры должны представлять определенным образом Россию негативно и так далее. Мы понимаем, что так это работает. Смыслы продвигать с помощью игр можно.
Поэтому смотреть, что в них, нужно, государство на это тоже смотрит. Важная история. Мы понимаем прекрасно, что игры еще и с глубоким погружением. Точно так же, как и в кино не должно быть чего-то, что противоречит нашим ценностям, традициям, тому, как представлена наша страна, наши народы, наша культура.
М. Баченина:
- Историю не искажать еще. Это то, чем я сталкивалась. Я в прошлых программах задала вопрос специалисту: что такое критическое мышление? Мне было объяснено. И еще, конечно же, здесь выходит на передний край критическое мышление, когда ребенок должен учиться задавать вопросы и хотя бы, как минимум, подойти к родителю и спросить: мам, а кто выиграл-то во Второй мировой? И чем она отличается от Великой Отечественной? Ведь многие не контактируют достаточно, чтобы ребенку этот вопрос пришел на ум, чтобы он задал этот вопрос.
А. Буньков:
- Неделю с небольшим назад было интервью начальника управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России, который очень четко и по делу сформулировал позицию, с которой сложно не согласиться. Он примерно ровно то же самое говорил о том, что интересуйтесь, что смотрит ребенок, во что он играет, читайте отзывы об играх, помогайте выбирать. В качестве одного из таких критериев отбора он предлагал использовать однопользовательские игры от крупных компаний, потому что они более безопасны, по массе причин, действительно, такое может быть. Я прекрасно понимаю, что игры – это еще инструмент социализации, поэтому в многопользовательские игры дети, безусловно, будут хотеть играть. Рисков там больше, если это зарубежные какие-то платформы, которые не очень любят российское законодательство, например. Тем не менее, хороший вариант – играйте в российские игры. Всегда поддержать российского производителя здорово, а если это еще и что-то произведенное целенаправленно для детей, то это вещь, которая будет развивать, помогать, обучать и так далее.
А. Милкус:
- Я бы сделал сначала одно замечание, потом задал вопрос. Мы обычно в наших разговорах либо говорим про наполнение компьютерных игр, либо про опасность излучения. У нас был Олег Григорьев, который занимается неионизирующим излучением, изучает, как смартфоны, планшеты, компьютерные экраны, мониторы влияют на человека. Я бы все-таки заметил, если мы говорим об играх, то мы должны упоминать и вспоминать, что есть рекомендованное Роспотребнадзором время, сколько можно находиться перед экраном, особенно для совсем маленьких детей и для школьников. Оно достаточно ограничено. И это тоже очень важная вещь, потому что они влияют на здоровье.
М. Баченина:
- Ключевой момент во всех исследованиях – это экранное время. Это бьет любую карту, главный козырь.
А. Милкус:
- Алексей, я бы все-таки спросил: как мы будем понимать отечественные игры, не отечественные? Есть какой-то каталог отечественных игр? Я помню, что некоторое время назад все СМИ расхваливали отечественную игру «Смута», что много времени на нее было потрачено, много сил, денег на то, чтобы ее разработать, предложить нашим детям и взрослым, потому что она по мотивам нашей истории. Но что-то я потом слышал не очень хорошие отзывы, что она не очень пошла. Может быть, я ошибаюсь.
А. Буньков:
- Во-первых, любой большой проект всегда вызывает и большие вокруг него обсуждения - позитивные, негативные. Главный критерий, мне кажется, это количество скачиваний и количество активных игроков в игре. Сейчас не готов сказать конкретно по «Смуте», сколько это, но цифры там были довольно серьезные. Можно сказать, что игра успешная.
А. Милкус:
- Мы можем говорить, что наши продукты уже могут конкурировать с западными по наполнению, по игровым механикам?
А. Буньков:
- Не просто мы можем об этом говорить. Вообще говоря, российская игровая индустрия всегда зарабатывала не в России, а за рубежом. Наши игры в основном зарабатывали деньги именно не на российской аудитории. Там это популярно. Это к вопросу о том, что западная аудитория имела возможность сравнивать со своими играми, но наши там были, в том числе, очень популярны. У нас все хорошо с разработчиками, у нас отличные компании, у нас есть, во что играть и что выбрать. Это не то, что мы сейчас начали что-то делать, нет, это старая уже история. Если говорить про охват и количество тех, кто играет, то игры, которые я упоминал сегодня, то, что только мы поддержали за 2022-2024 год, 31 игра была всего выпущена. Общее количество скачиваний где-то почти уже к 9 миллионам подошло. 8,9 миллионов - количество скачиваний этих игр. Считаю, очень неплохо. Аудитория детских игр – это порядка 5 миллионов сейчас. Именно тех детских игр, которые были поддержаны с нашей стороны.
А. Милкус:
- Вы имеете в виду Институт развития интернета?
А. Буньков:
- Именно ИРИ. Понятно, что выходят еще и другие игры, и их много. Безусловно, из российских игр есть что выбрать.
М. Баченина:
- Я хочу вернуться к многопользовательским играм. Там таят какие-то ловушки люди, которых ты не видишь, про которых ты не знаешь, среди которых могут быть и провокаторы, и манипуляторы. И тут снова все упирается в контакт наш с детьми, - узнаем мы об этом, либо нашим ребенком могут воспользоваться. Можно ли контролировать участников многопользовательских игр?
А. Буньков:
- Это более широкий вопрос, потому что он про то, можно ли контролировать участников сети интернет. Потому что ребенок и в игре может контактировать, если она многопользовательская, а может и не в игре это делать, например, элементарно в тех же мессенджерах, в которых вы не очень понимаете, кто с той стороны находится. В различных группах в Telegram, в любых чатах, на сайтах. Это огромная коммуникационная среда. Точно так же, если вы ребенка выпустите одного на улицу, он точно так же может контактировать с кем угодно. И дальше уже вопрос подходов. Есть жесткие подходы, как в Китае, когда вход в интернет по паспорту. Есть другие крайности, когда регуляторика минимальная в каких-то странах. Мы пока идем где-то посередине, пытаемся найти баланс.
М. Баченина:
- А с нами какой бы метод сработал, на ваш взгляд? Жесткий?
А. Милкус:
- Многие государства сейчас гораздо жестче начинают контролировать вход в социальные сети. Я знаю, что Австралия просто для школьников запретила вход в соцсети. Некоторые штаты США тоже запретили. У нас в ВК есть ограничения по пользовательскому соглашению 12 или 14-м лет. Но я знаю кучу детей, которые заходят, просто обманывают соцсеть. Может быть, как-то надо все-таки ужесточать?
М. Баченина:
- Фотографироваться с паспортом все-таки надо начать.
А. Милкус:
- Или чтобы разрешение официально давали родители для подключения в социальные сети. Вы правильно говорите, мы не знаем, кто на другом конце этого провода.
А. Буньков:
- Либо делать соцсети, которые ориентированы только на детей. Вариантов много. Основная проблема с этими проверками связана с тем, что проверить возраст – по большому счету пока там решение не найдено. Либо ты даешь достоверную информацию о возрасте, которую можно проверить. И что это должно быть тогда? Вводишь какой-то цифровой документ? Либо ты каким-то образом входишь по биометрии. Либо еще что-то. Но это сразу такое количество рисков одновременно открывает. Потому что фактически вы должны будете внедрять эту биометрию вообще везде. При любой утечке у вас возникает масса вопросов, как она может быть в дальнейшем использована. Это не самое простое решение. Где-то это оправдано, например, в банковских структурах, еще где-то, постепенно государство в эту сторону двигается. Но так брать и внедрять это везде – требуют сначала все-таки оценки.
А. Милкус:
- Водку же несовершеннолетним не продают и сигареты.
А. Буньков:
- Там у вас есть одновременно и человек, который покупает, и документ этого человека, который покупает. И есть еще третий момент. Этот документ и его данные не фиксируются и не передаются тому, кто проверяет.
А. Милкус:
- И очень жесткая ответственность магазина.
А. Буньков:
- И ответственность, в том числе. А в случае платформ – не важно, игровых или неигровых, вопрос в том, когда вы что-то предъявляете, вы фактически передаете эту информацию, и она дальше может быть очень по-разному использована, если это какая-то недобросовестная платформа.
М. Баченина:
- Я бы хотела подвести общий знаменатель. Что делать, чтобы обезопасить ребенка физически, психически, юридически, исторически?
А. Буньков:
- Смотрите, чем занимается ребенок. Подключайтесь к тем играм, как минимум, пытайтесь их себе скачать тоже и обязательно посмотреть, что это такое. Если ребенок просит что-то новое установить, проверьте на себе. Пользуйтесь родительским контролем. Это специальные программы для лимитирования либо времени, когда ребенок может в принципе в интернет выходить, либо в конкретные программы, либо запрета каких-то отдельных программ или игр в том числе, которые вы считаете, что ему сейчас не нужны по какой-то причине. Смотрите подборки специалистов, которые рассказывают, многие педагоги и психологи публикуют свое мнение на эту тему, что с их точки зрения помогает развивать тот или иной навык, знание, умение и так далее. Замещайте игры, которые вам не нравятся, вы считаете, что они не нужны ребенку.
М. Баченина:
- Ничего отнимать нельзя.
А. Буньков:
- Да, если вы просто будете запрещать, ребенок будет искать пути, как это получить в другом месте, и, возможно, получит что-то еще хуже. Если что-то забираете, давайте что-то другое взамен. Это работает.
М. Баченина:
- Можно купить совершенно недорогой второй джойстик и порубиться во что-нибудь.
А. Буньков:
- У вас появляются новые темы для обсуждения с детьми, им это очень интересно, нравится. Для них это очень важная деятельность. Примите в ней участие.
А. Милкус:
- У нас в ближайших программах будет Марина Пикулева из «Медиаскопа», которая как раз проводила исследование медиапотребления детей. Это очень интересно. Не только компьютерное потребление, но и что смотрят, что читают, что слушают в разном возрасте. Я думаю, что это тоже интересно для родителей.
М. Баченина:
- А сегодня у нас в гостях был руководитель направления Института развития интернета, ответственный секретарь Центра компетенций «Игровые сервисы» при Министерстве цифрового развития Алексей Буньков. Огромное вам спасибо.
А. Буньков:
- Спасибо, коллеги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp