Абитуриент 2025: где и какое образование получать, чтобы оставаться в тренде и через десять лет

М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина. Вместе со мной эту программу традиционно ведет Александр Милкус. У нас в гостях со-основатель Гильдии креативных продюсеров Николай Горелый, а также президент АНО «Креативная экономика», директор форума «Российская креативная неделя» Мария Монгуш.
А. Милкус:
- В связи с тем, что у нас начало июня, и очень скоро выпускникам 11-х классов и выпускникам СПО придется подавать документы в вузы, а выпускникам 9-х классов – в большинстве своем в колледжи, возникает вопрос, что и как делать. В частности, активными действиями Марины Монгуш, Романа Карманова, Николая Горелого и многих людей из креативного класса понятия «креативная экономика» и «креативное образование» у нас сегодня очень популярны, и многие родители знают, что креативные индустрии – это перспективно. Давайте сначала определимся. Если ребята хотят выстраивать свою карьеру, связанную как раз с креативом, то, что сейчас популярно и, видимо, денежно, потому что в эту отрасль идут еще и вложения – и частные, и государственные. Какую траекторию выбирать, куда идти? Потому что очень большой разброс, мы креативными индустриями называем, по-моему, 12 направлений или 16.
М. Монгуш:
- Да, 14 или 16, в разных странах по-разному.
А. Милкус:
- Куда идти, чтобы ты был в тренде, и ближайшие лет 5-10 ты понимал, что у тебя есть перспективны развития – и карьерные, и финансовые, и творческие?
М. Монгуш:
- Я думаю, что Николай Горелый расскажет конкретно, куда и что делать, а я хочу рассказать, зачем, и что же такое вообще эти креативные индустрии, креативная экономика, почему это слово из такого слова маргинального за несколько лет стало таким популярным и стало федеральным трендом. Мы все, взрослые, родители, сами жили в парадигме сырьевой экономики. То есть мы привыкли, что капитал где зарабатывается? Нефть, газ, финансы.
А. Милкус:
- Поступил в Губкинский – и вот тебе счастье.
М. Монгуш:
- Ну, примерно так. И на самом деле так мыслил весь мир, потому что у нас с вами идет эволюция, и сырьевая экономика, она была главенствующей многие десятилетия. И все страны мира, они, конечно, конкурировали друг с другом за счет того, у кого есть сырье, нефть, газ, у кого побольше заводов, которые что-то производят. И, конечно же, мы наших детей толкали в образование, которое давало им понятную позицию вот в этой сырьевой экономике.
Что мы видим последние 50-70 лет? Вдруг стала появляться другая экономика, которая продает не нефть и газ, а которая торгует интеллектуальной собственностью. То есть мы с вами понимаем, что, например, в Силиконовой долине нет ни нефти, ни газа, но все наши дети стремятся к чему-то подобному. Они понимают, что там производят какие-то IT-продукты, и если ты их производишь, то ты можешь заработать миллиарды за одну ночь, порвав рынок, потому что ты придумал новую гениальную идею.
А. Милкус:
- А можешь прогореть по полной программе.
М. Монгуш:
- Да, можешь и прогореть. Точно так же, как и в заводиком, ты можешь либо выиграть, инвестировав деньги в завод, либо прогореть. Ну, риски по прогоранию, они и в той, и в другой экономике есть, это точно. Так вот, к 2021 году многие страны осознали, что у них доля вот этой новой креативной экономики растет, и растет гораздо быстрее, чем все другое. Вдруг промышленные дизайнеры, айтишники, кинобизнес стали зарабатывать такие деньги, которые вполне себе соизмеримы с деньгами из сырья. Поэтому 21-й год в мире объявили Годом креативной экономики. И, конечно же, Россия тоже стала активно разбираться в этом вопросе, и сегодня мы понимаем, что креативные индустрии, которых 14 или 16 в зависимости, как мы их бьем… Давайте перечислим, что это. Креативные индустрии – это там, где ядром является человек, который создает интеллектуально-творческий продукт. Это все виды дизайна (веб-дизайн, промдизайн и т.д.), это IT, там, где возникает авторский новый IT-продукт…
А. Милкус:
- Если ты придумал компьютерную игру, то ты – как раз креативная индустрия.
М. Монгуш:
- Конечно. Да, это твоя игра, у тебя есть свое авторское право, и ты можешь этим торговать. Это музыка, музыкальный рынок. Если ты просто бренчишь на гитаре дома, и это никому не нужно, это не продается, то ты просто творческий человек или ты просто креативный человек. А если ты запатентовал свой бит, вышел с ним в продажу на музыкальную биржу, стал частью этого музыкального рынка, то ты, конечно же, генеришь креативную экономику, ты внутри креативной индустрии, одной из, ты в музыкальной индустрии.
Перечисляю дальше. Архитектура, урбанистика. Я – архитектор, у меня есть мой эскиз какого-то здания, там есть мое авторское право, я это продаю, значит, я – часть креативной экономики, я работаю в одной из креативных отраслей, это архитектура либо урбанистика.
А. Милкус:
- А ландшафтный дизайн, когда человек приезжает, придумывает какие-то…
М. Монгуш:
- Всё туда же. Потому что есть конкретный человек и есть его творческий, креативный, интеллектуальный продукт. То есть он не табуретки создаёт (что тоже хорошо), а он создаёт свой творческий, интеллектуальный продукт со своим авторским правом. Кстати, про табуретки. Вот у нас с вами работает завод, он выпускает какую-то продукцию, мебель, но на этом заводе обязательно должен быть промдизайнер. И оттого, насколько качественный человек этот промдизайнер, зависит, насколько мебельный завод будет успешным. Потому что именно от этого творческого, креативного человека зависит, какой будет дизайн у этой мебели, это будет модно, стильно, конкурентоспособно либо это будет old school, это не будет никому нужно, и не будет продаваться.
Журналистика, медиа. Мы с вами сейчас делаем программу – мы сейчас с вами создаем контент…
А. Милкус:
- То есть мы – креативная индустрия сейчас.
М. Баченина:
- Нет, мы с вами креативная индустрия, но все наши с вами авторские права, как и везде по России, принадлежат станции, на которой мы выходим.
М. Монгуш:
- Но станция – это же организация, она генерит определенный денежный поток, и станция продает не нефть и газ, станция продает наш с вами креативный продукт. Поэтому, конечно же, такой медиахолдинг, как «Комсомольская правда», является важным актором креативной экономики страны.
М. Баченина:
- Я с этим не спорю. Знаете, я слушаю вас и вспоминаю свою юность. Я всегда увлекалась архитектурой и мечтала когда-то в школе стать дизайнером интерьеров. А мне все старшие говорили: ты же рисовать не умеешь, про черчение вообще молчим. А сейчас мне недавно сказали, что для этого теперь необязательно уметь рисовать и чертить.
М. Монгуш:
- Мы сейчас подберемся к образованию, но я хочу досказать свою мысль. Вот эти отрасли – музыка, кино, литература, дизайн, IT, архитектура, урбанистика и т.д. – это отрасли, которые формируют креативную экономику. Но креативная экономика, это понятие шире, чем просто отрасль. Потому что мы можете быть просто креатором, придумывать или продюсировать нестандартные решения из разных сфер и не являться профессионалом. Ну, то есть вы придумали какой-то продукт для архитектора, не будучи архитектором по своему образованию. Я думаю, что сегодня самая интересная часть будет, когда подключится Николай. Мы будем говорить про новые профессии, и такую, как креативный продюсер. Эта профессия не имеет отношения только к медиа, как мы с вами привыкли думать, что продюсер – это продюсер кино или продюсер клипа. Сегодня продюсирование – это новый скил, который позволяет тебе быть успешным в любой отрасли. Ты можешь продюсировать ресторан, ты можешь продюсировать новый…
А. Милкус:
- Марина, аккуратнее, а то мы потеряем нашу любимую ведущую, она станет продюсером в каком-нибудь скиле.
М. Баченина:
- Саша, вы меня сейчас удивили. Я хотела сказать, как говорят во время футбольных матчей: опасно! Потому что слово «скил» вымарывается из нашей программы мгновенно. Александр Борисович, он блюдет чистоту русского языка. Навык.
М. Монгуш:
- Очень важный навык для нас с вами. Я считаю, что здесь сегодня собрались настоящие креативные продюсеры, потому что каждый из нас делает свой продукт нестандартным, успешным, рыночным, инновационным. И это именно то, чему сегодня нужно учить наших детей, чтобы быть успешными не в старой сырьевой экономике, а в новой, которая уже пришла, и которая в мире генерит 7,5 триллионов долларов, а в России эта креативная экономика совсем скоро будет занимать около 6% доли ВВП страны. Это огромные миллиарды.
М. Баченина:
- Когда Саша пошутил, у меня сразу возник вопрос. У меня время от времени возникают какие-то идеи, но я очень сильно сомневаюсь, даже больше скажу, я уверена, что они не будут конкурентоспособными, потому что, чтобы придумать (давайте на том самом ресторане) некую концепцию заведения для избалованной Москвы, нужно все-таки быть профессионалом в этой области и в этой сфере, погрузиться в нее, чтобы понимать - а оно вообще было, изобретаю ли я велосипед, это нечто новое? Если вы меня переубедите, будет круто. Потому что идеи генерировать не так уж и сложно, на мой взгляд, но, знаете, я предложу архитектору, что построить, а он скажет: милочка, это нельзя построить, потому что законы физики никто не отменял, сопромат никто не отменял и т.д.
М. Монгуш:
- Чем отличается продюсирование от конкретного выполнения либо реализации проекта? Продюсирование – это способ мышления. И когда мы с вами умеем мыслить определенно… Вот вы уже ответили на несколько вопросов. Что ты начинаешь делать? Смотреть конкурентов, искать нестандартные решения, искать коллаборации, искать партнеров. Я не знаю, этот ресторан будет в партнерстве с «Роскосмосом», и там будут подавать какие-то ракеты на десерт. Это и есть продюсер, это и есть способность мышления продюсера. У нас в стране огромное количество профессиональных людей, узкоспециализированных. У нас есть классные инженеры, классные архитекторы, музыканты и т.д., но порой они не обладают навыками выхода в рынок и продюсирования. Поэтому все остается как бы, их компетенции закрыты.
И есть другая сторона. У нас есть очень много творчески, нестандартно мыслящих людей, которые фонтанируют энергией, идеями, но они не привязаны к конкретной отрасли либо конкретному архитектору. И кажется, что сегодня очень большая задача, это и есть та самая креативная экономика, когда мы научим какое-то количество людей в стране профессионально мыслить как продюсер. И мы сможем повысить капитализацию любого завода, любой идеи и реализовать ваши проекты, которые есть у вас в голове как у творческого человека, как бы на земле. Этим и должны заниматься, на мой взгляд, креативные продюсеры. И я как человек, который двигает тему креативной экономики в стране, очень рада, что у нас появился федеральный конкурс креативного продюсирования, и стали возникать такие проекты, как Гильдия креативных продюсеров, то, что делает Николай Горелый.
Н. Горелый:
- Я отвечу со своей стороны на тот же самый вопрос. В картине мира, в которой живет Гильдия креативных продюсеров (или конкурс продюсеров), мир, и Россия в частности, будет двигаться в следующую сторону – спрямление дистрибуции через платформы. Что это означает? Что если раньше были сложные иерархические структуры, те же самые радиостанции, о которых мы говорили, у которых есть выделенная кнопка, соответственно, они получают аудиторию и т.д. В перспективе, скорее всего, интересные программы, интересные проекты компания или канал могут себе покупать и интегрировать в свою экосистему. Ну, я бы сделал, например, подкаст, у которого есть уже миллион слушателей. И почему бы не стать постоянным резидентом и не получить дополнительное время на кнопке радиостанции, если я такой известный, популярный, сам этого добился?
Однако главный вопрос заключается в том, что, скорее всего, мы двигаемся в такую как бы картину мира, в которой есть продюсеры и все остальные. Продюсеры – это те, кто умеет создавать из креативных идей рыночные продукты. То есть фактически это антрепренеры, предприниматели в креативных индустриях, на языке IT это Product Owner, на языке медиа – продюсеры. И мы их объединили в одно такое понятие – креативный продюсер. То есть вне зависимости от отрасли человек, умеющий создавать ценность в рынке и дистрибутировать ее до аудитории. И в этом смысле искусственный интеллект, платформы, все это способствует тому, что спрямляется доступ к аудитории, соответственно, дальше будут покупаться как раз вот такие креативные проекты продюсера. Он может работать на стороне компании, может работать на себя. Главное здесь заключается в том, что ценность в структуре создания этой полезности или в цепочке создания ценностей создается именно таким новым субъектом, как креативный продюсер или креативный предприниматель, если говорить на языке другом. И мы фактически эту тему поднимаем на щит и говорим, что в стране не хватает не только креаторов, не просто людей, которые умеют что-то создавать, думать или придумывать, а людей, которые умеют делать проекты в креативных индустриях по рыночным законам, обладают навыками предпринимателя, предпринимательским мышлением, продуктовыми навыками, понимают, как структурировать проект и получать инвестиции, раскручивать проекты в медийном плане, делать партнерство, устраивать коллаборации. И поскольку цикл любого проекта все время ускоряется, это фактически новый тип деятельности, который может разворачиваться в течение всей жизни человека, и он за свою жизнь… Если раньше это была, например, одна работа, сейчас уже, понятно, 5 работ, а у креативного продюсера может быть сотня проектов, которые за свою жизнь он сделает. Но по факту он всегда будет находиться в той же позиции – человека, создающего ценность и конфигурирующего средства производства, а именно на стыке креатива, IT, финансов, бизнеса, дистрибуции и доступа к аудитории.
А. Милкус:
- И мы делаем петлю временнУю и возвращаемся к началу нашей программы. У нас программа «Родительский вопрос». А где этому учат? Спич Николая мне напомнил 90-е годы, когда у нас стали готовить эффективных менеджеров, которые потом пришли на производство, и производство стало погибать.
М. Монгуш:
- Знаете, что это мне напоминает? Помните, когда-то не было вообще слова «маркетолог», когда-то у нас были кадровики, но не было HR-деятельности в компаниях. У нас есть вот эта эволюция, которую мы переживаем как бизнес, как страна, как мир в целом, и, конечно, потом появляются новые профессии, которые для нас становятся обыденностью, как сегодня маркетолог или HR-директор. Кажется, что мы сейчас стоим в такой точке, когда должен появиться такой новый маркетинг на стыке и HR, и экономики, и маркетинга. Ну, это как я это себе вижу.
Н. Горелый:
- Где их учить (я отвечаю на вопрос Александра)? Хочется сказать, что сама жизнь научит, но здесь главный вопрос такой – а можно ли вообще предпринимательскому набору навыков и таким образом мыслить научить человека? Ответ в научной литературе дан, что да, можно. Этот вопрос уже снят с повестки. То есть фактически это набор определенных действий деятельности и мышления, который предполагает создание продукта. Если мы говорим про скорость изменений, которые находятся в современном мире на предельных таких для человеческого сознания скоростях, и устаревание определенных профессий и технологий, то оказывается, что сильными компетенциями такого человека может быть, прежде всего, классическое образование. В том смысле, что оно устанавливает, инсталлирует мышление, которым может обладать человек благодаря классическому образованию. В частности, это критическое мышление, возможность конфигурировать определенные продукты и делать из этого что-то новое, то есть это комбинаторика. И, конечно, это база, которая дается во всех классических образовательных системах.
Проблема здесь заключается в том, что, даже обладая этим мыслительным аппаратом, не возникает самого главного – действия, которое приводило бы потом к созданию продукта. И в моей практике, в моем представлении любое образование, которое у нас заточено на создание, разработку коммерчески успешного продукта, будет выигрышным. То есть, если совсем упростить, нужно ставить образование, где тебе ставят классическую базу, где инсталлируется мышление. И второе – где у тебя есть практическая деятельность, где ты можешь проекты реализовывать. И мы сейчас не берем отрасли, связанные с R&D, с наукой и фундаментальными вопросами, мы сейчас говорим конкретно про практикоориентированные программы, которые могут человека выводить в позицию уже предпринимательскую, проактивную, продуктовую и т.д. То есть я бы делал два образования – одно классическое, а второе продуктовое.
А. Милкус:
- То есть сначала все-таки классика.
Н. Горелый:
- Ну, если мышление не инсталлировано, то человеку сложно будет заниматься комбинаторикой, аналитикой, не будет хватать базы. А по факту все специальные знания, которые есть на рынке, они через пару лет будут устаревать просто из-за скорости развития искусственного интеллекта. А классика и, соответственно, мышление – это в любом случае довольно фундаментальная вещь, которая у человека никогда не уйдет, и человек останется в этом смысле человеком.
А. Милкус:
- Давайте сформулируем, что такое классика, классическое университетское образование. Это что – высшая математика, философия, история?
М. Монгуш:
- Я, например, по своей профессии журналист. Это всем более-менее понятно, когда мы говорим про креативные индустрии. Например, у нас сегодня была встреча с руководителем Росмолодежи. Он заканчивал финансовый вуз. Но мы понимаем, что он сейчас продюсирует достаточно большие, крупные проекты и занимается сложной деятельностью.
М. Баченина:
- Допустим, руководитель Общества «Знание» тоже этим занимается. Это такой чиновник, который вовремя набрался опыта и показал свой навык и свою способность. Я снова апеллирую к тому, что Саша всегда уточняет: у нас программа для родителей и их детей. Смотрите, у нас сейчас есть задел для этого подрастающего поколения специфику им прививать еще на уровне внешкольного образования. Как придумать что-то, что полетит? Вот есть моторчик, и он поднимет нечто в воздух. Ну, мы знаем, как сейчас беспилотники на острие атаки, везде разработки тех, иных и т.д. И вот, пожалуйста, детский ум, ничем не зашоренный, он выдает иногда такие вещи, которые, во-первых, можно использовать, докрутив их до ума. Как бы вы ответили на вопрос: возможно эту «прививку» делать с детства, с какого-то возраста?
Н. Горелый:
- У меня есть ответ, он будет состоять из двух частей. Первая часть. В мою юность, когда мне было 20 лет, я был очень молодым предпринимателем, и это казалось чем-то невероятным. Сейчас в 14, 15, 16 лет иногда дети запускают проекты. И благодаря массовой пропаганде, массовой популярности идеи становиться предпринимателем в целом возрастной порог входа в предпринимательскую деятельность снижается. И в этом смысле есть большое количество и курсов, и лагерей, и возможностей создавать что-то новое. Проблема заключается в том, что ничего великого и грандиозного без базы маловероятно, что тебе в голову придет. И возможность заключается в том, что фактически, поскольку постоянно снижается порог входа в профессию, человеку достаточно понимать верхи, чтобы увидеть концепт продукта и дальше докрутить его содержание с помощью тех или иных факторов производства, то есть найти людей, найти инвестиции, сделать первый прототип проекта, попробовать его обкатать на первой целевой аудитории и продать. Всё это – навыки, которые инсталлируются в большинстве предпринимательских школ, в лагерях и т.д., их довольно много сейчас на рынке.
Однако уровень этих продуктов, даже если человек его будет создавать с детства, будет недотягивать, если человек не будет обладать фундаментальной базой. Поэтому, если мы говорим про великолепного креативного продюсера, который наследует землю в Российской Федерации и в мире, это человек с предпринимательским мышлением и навыком, который с детства инсталлируется, и фундаментальной базой, которую он может получить в неспециальных университетах. Если мы говорим про специалитет, какие-то узкие специальности, институции, туда бы я детей не отправлял в ближайшие годы.
М. Баченина:
- То есть не тратить деньги на спецлагеря.
Н. Горелый:
- Не тратить деньги на обучение профессии ландшафтный дизайнер, менеджер по туризму или что-то еще.
А. Милкус:
- Хорошо, а как выстраивать тогда траекторию человека, который хотел бы, может быть, со временем организовать предприятие, которое выращивало бы, допустим, саженцы для садов, парков?
Н. Горелый:
- Ну, агроном – это фундаментальное образование, в этом смысле мы не будем считать его специальным.
М. Баченина:
- Ну, это точно далеко от ландшафтного дизайнера, говорю вам как выпускница сельскохозяйственной академии.
Н. Горелый:
- Да, это не прикладная история. Я говорю сейчас про прикладные вещи. Условно, если человек поступает в институт или на какие-то курсы по разработке Java, то еще 10 лет назад это было самым таким пиком интересным, возможностью, а через год уже …
А. Милкус:
- Это язык программирования, если кто не знает.
Н. Горелый:
- …никому это не будет нужно, никому это не будет интересно.
М. Баченина:
- Николай, тогда любой язык, получается, устареет через какое-то время. Тогда куда идти-то?
Н. Горелый:
- Если вы хотите остаться в профессии IT, которая будет сокращаться в ближайшие годы на порядок, поскольку потребности в таком количестве IT-специалистов нет, и это видно уже по сокращению в Силиконовой долине в США и т.д., там десятки тысяч сокращений, поскольку код пишется автоматически. Возникнет вопрос, кто на самом деле пишет код. А код пишет тот, кто создает архитектуру продукта и баз данных. Этот человек чаще всего либо с фундаментальным математическим, либо, как это ни странно, философским образованием, либо человек, который является Product Owner уже по принципу того, что он в профессии этой вырос. То есть роль продюсера возрастает. Это человек, который может поставить задачу, сформулировать образ результата, нанять команду, сделать из этого продукт.
М. Монгуш:
- Если мы говорим про новый тип образования, новый навык, который может быть присоединен к фундаментальному образованию, то, о чем мы сейчас говорим, про креативное продюсирование, вот вы чему учите в гильдии, в конкурсе?
Н. Горелый:
- Мы закрываем конкретную нишу. Мы видим большое количество креаторов или людей, которые хотят или претендуют на то, что есть проекты, продукты, идеи какие-то, но у них нет, скажем так, минимального джентльменского набора компетенций по созданию бизнес-проектов. То есть фактически, даже если брать конкурс креативных продюсеров, мы получили 4,5 тысячи заявок, проанализировали анкеты с точки зрения…
М. Монгуш:
- Он закончился?
Н. Горелый:
- 20 июня будет закончен прием заявок, и финал будет на Российской креативной неделе, с церемонией награждения. Так вот, мы получили заявки, и если говорить про качество материалов, ну, просто на языке стандартного бизнеса, pitch deck, такое есть название, презентация продукта, резюме проекта, то у него есть стандартные такие модули. То есть посчитать объем рынка, показать, какая бизнес-модель, представить финансовый план, сделать дорожную карту и т.д. Так вот, 99% участников конкурса делают не рыночные проекты, а расписывают на много листов свою креативную идею, что не имеет никакого смысла для языка бизнеса, который в конечном итоге должен эту креативную идею проинвестировать.
А если мы говорим про креативную экономику, то она, прежде всего, строится на рыночном базисе. То есть это предположение о том, что даже если ты хочешь получить деньги (что несложно на самом деле), ты должен хотя бы говорить на языке тех, кто эти деньги тебе даст.
А. Милкус:
- Получается, все-таки финансовое образование?
Н. Горелый:
- Предпринимательско-продуктовое, я бы так сказал. Если мы говорим про финансы, это только часть. Ведь в продуктовую часть входят не только финансы. Финансы – там какие-то азы, в частности, МВА. Если мы говорим про продукт Акселератор Гильдии креативных продюсеров, если говорить на понятном языке, мы делаем продукт, который называется «Мастер бизнес-администрирования в креативных индустриях». Вот это та часть, которая нужно людям достраивать. Есть огромная нехватка и компетенций, и кадров, которые могли бы этими навыками обладать.
Ну, что-то сделано за 10 лет для IT-отрасли, и многие специалисты, которые работали в IT, знают этот язык, арго, бизнеса. А в креативных индустриях, там, считайте, снова 2000 год, люди не понимают практически азов, что нужно сделать, чтобы просто выйти в коммуникацию с потенциальными платформами, инвесторами, партнерами и т.д.
А. Милкус:
- Давайте подведем некий промежуточный итог. Если семья хочет, чтобы ее ребенок был успешным, продвигал свои идеи или поддерживал другие идеи, первый шаг – получить некое классическое образование – историческое, философское, математическое…
Н. Горелый:
- Биологическое в том числе, сельскохозяйственное.
А. Милкус:
- И параллельно (или последовательно)…
Н. Горелый:
- Параллельно всегда. Вообще предпринимательские навыки можно со школы развивать.
А. Милкус:
- Это отдельное направление?
Н. Горелый:
- Отдельное. Мышление ставить. Должен быть предпринимательский навык, предпринимательское мышление и умение на языке бизнеса разговаривать. На языке бизнеса – это означает, что он понимает, как «упаковывать» продукт, как доставлять его на рынок, как сделать модель, как защитить, как презентовать, как получать инвестиции, как продавать и т.д., как маркетировать в конечном счете. Это, может быть, его не профессиональная деятельность, но он должен это знать, чтобы его продукты были не жидким креативом, а настоящими звездами и бриллиантами.
А. Милкус:
- И это обязательно предполагает, что человек заработает? А если у него не полетит?
Н. Горелый:
- У меня из 25 проектов полетело 4, и я этим очень горжусь. Это образ жизни. В этом смысле никакой другой альтернативы, кроме того, что человек создает, пытается запускать заново, не будет. И проблема заключается в том, что, скорее всего, единственная перспективная занятость на 10-20 лет, которая будет расти, это будут как раз вот эти люди, которые умеют создавать и доставлять ценность. И не всегда это будет получаться, но рано или поздно при должном усердии будет.
Более того, если мы говорим про всех остальных, то я буду считать, что все остальные – это базоводоходники, которые ценность не создают, соответственно, представляют какую-то другую функцию в нашем обществе, которые опосредованно получают деньги через систему распределения внимания, созданную креативными продюсерами. То есть фактически, если уходить в философию, креативный продюсер – это колонизатор сознания массовой аудитории через медиа, через продукты, через то, что оно становится привлекательным для потенциальных покупателей и т.д. И вот эти люди, обладающие этими навыками, и будут фактически драйверами экономики будущего. Все остальные будут скорее потреблять.
М. Баченина:
- Как убедить окружающих в весомости этих людей? Потому что очень многие мыслят, на ваш взгляд, какими-то отсталыми, возможно, категориями. Знаете, когда я работала на радио, при том, что у меня был диплом экономиста, мне моя бабушка всегда говорила: «Господи, когда же ты займешься чем-то серьезным». Я говорила: «Бабуль, мне же за это деньги платят». – «Ну, ты же не журналист. Что же ты позоришься?» И только чтобы ее успокоить, я получила журналистское образование. К чему я веду? К тому, что вам сейчас кто-то скажет: послушайте, вот сеять, собирать и печь хлеб – это дело, а вы что-то там… Еще убеждайте, как говорится.
Н. Горелый:
- Знаете, пример великолепный. На трех гектарах под Москвой в январе выращивается 200 тонн огурцов ежемесячно. Это примерно прокормить на год микрорайон Москвы. Три гектара, 200 тонн огурцов, и работает там примерно 10 человек. Дальше – эффективность производства, сеять, собирать. Если мы посмотрим на Китай, уже собирают, сеют роботы, и есть там пара человек, которые за ними присматривают. Те, кто уходит в так называемое фермерство, для меня, если говорить откровенно, это просто актеры, которые получают благодаря субсидиям повышенное внимание со стороны медиа. Ну, придумывают себе подобную самозанятость. Потому что эффективность агрохолдингов будет (и уже) настолько выше, чем любое индивидуальное хозяйство, что их деятельность не имеет никакого экономического смысла. Проблема заключается в том, как эту посаженную картошку, этот выращенный овес превратить на полке в брендированный продукт в коллаборации с каким-нибудь анимационным сериалом, который все будут потом покупать. И это создает добавленную стоимость, кратно большую, чем в производстве. Если упрощать, денег в производстве благодаря его эффективности в сравнении с созданием продукта нет. То есть там будет предсказуемая норма рентабельности – 10, 20, плюс лизинговые платежи и т.д., какие-то кредиты и пр.
М. Баченина:
- А простую овсянку будут покупать только лузеры, мамки на экономе, с желтыми ценниками в голове, а когда будет там блогер А4 на обложке, то я куплю?
Н. Горелый:
- Ответ примерно такой. Потому что, если вы откроете любую платформу сейчас, есть фен за 500 рублей. Вы же понимаете, чтобы создать фен за 500 рублей, нужно было добыть нефть, переработать ее, отправить, после этого цветные металлы, сборочное производство, упаковка, краска. Там поучаствовал миллион человек. А он стоит 500 рублей, как стаканчик кофе. А есть фен за 1000 долларов. Разница возникает вообще не в производстве и даже в высоком смысле не столько в технологиях, сколько в доставке ценностей и внимания для определенной аудитории. И это уже основной тренд. Если мы говорим про наше отечество, то небезызвестная в мире Ким Кардашьян сделала продаж своих БАДов за месяц больше, чем вся Калужская область, со всеми ее госпрограммами, которые делаются, за 10 лет. Соответственно, мы можем не говорить вообще о деньгах в производстве как таковом. Это фактически будут определенные монопольные структуры, которые будут представлять из себя такие конгломераты платформ новых, так сказать, феодалов, которые занимаются производством, распределением, автоматизацией и т.д., очень крупные компании. И будет большое количество участников, которые как раз создают продукты, которые благодаря вниманию и созданию ценностей канализируют сознание потребителя и, соответственно, доставляют рыночную ценность. И там находится вся добавленная стоимость.
М. Монгуш:
- Разговаривая со многими родителями, друзьями, у кого дети уже достаточно большие, я понимаю, что сталкиваюсь с непониманием, насколько плотно искусственный интеллект уже зашел в жизнь. Мы находимся внутри отраслевых повесток, мы видим, что сегодня киноиндустрия (даже если мы говорим про креативные индустрии, не говорим про классические), музыкальная индустрия – больше 50% контента уже ушло в искусственный интеллект. Это мы говорим про творческий продукт. Чего же говорить про создание стандартного продукта? И если нас сейчас слушают родители и думают, что искусственный интеллект придет лет через 10 и будет что-то менять в рынках, я хочу вам сказать, что он уже пришел, он уже всё изменил. И если сегодня ваш ребенок не обладает навыками нормальной работы с нейронками, его не возьмут на работу ни в одну крупную корпорацию. Следующим этапом будет, что если ребенок не обладает нестандартным мышлением по продюсированию продукта, ему будет еще сложнее найти работу в ближайшую десятилетку. Потому что классические типы деятельности людей, они уже остались в прошлом. И получается, что мы можем конкурировать с роботом, с нейронной сетью, только если у нас разогнано мышление нестандартно, только если мы мыслим как продюсеры и умеем этим пользоваться.
М. Баченина:
- А где на платформах хантят? Как это – объявление о том, что мы ищем вот такого человека, о котором сегодня говорим? Я что-то ни разу не встречала.
М. Монгуш:
- Я много нанимаю людей, у нас большие команды. Если раньше в резюме писали «активный пользователь Excel», то сейчас в любом резюме любого человека, который претендует хоть на какую-то менеджерскую позицию, должна быть строчка «активный пользователь нейронки». Ты обязан уметь писать промты и использовать нейронку в своей работе.
А. Милкус:
- Перевожу на русский язык. Промты - запросы к нейросетям.
М. Монгуш:
- Да.
М. Баченина:
- То есть в поисковой системе, главное, грамотно задать.
М. Монгуш:
- Это только так кажется.
М. Баченина:
- Вот вы любите понастроить Вавилонскую башню из непонятных нормальным людям слов. А тут, оказывается, все просто – грамотно вопрос поставить. Да это мы умеем.
М. Монгуш:
- Если я нанимаюсь на любую работу, я пишу свое резюме, там появились новые строчки. Это новые компетенции, которых еще не было даже 2-3 года назад. Это активный пользователь ИИ, а следующая – то самое нестандартное продюсерское мышление. И если я отучился в школе креативных продюсеров или я – участник Гильдии продюсирования, или я участвовал в конкурсе, конечно, эта заполненная строчка мне дает фору у работодателя.
Н. Горелый:
- Я бы еще обострил, если позволите. Я думаю, что даже уже и нейронки изучать на самом деле поздно. В этом смысле главная задача – это требование рынка сегодняшнего дня, а завтрашний день, он будет еще больше упрощать и делать это больше на человеческом языке. То есть, другими словами, сейчас нужно какие-то «костыли» использовать, чтобы написать код или сделать какой-то креативный продукт, использовать несколько нейронок, но завтра будет одна. Проблема будет заключаться только в том, кто умеет организовывать продукт и делать из этого соответствующие процессы, понимает, как этот проект потом довести до рынка. В этом смысле это в любом случае возвращение к базису. А базис – это хорошая насмотренность, классическое мышление, образование, плюс предпринимательские навыки, продуктовое мышление. Это то, что необходимо знать каждому. И в этом смысле Марина говорит: нанимать корпорации будут людей со знанием нейросетей. Я думаю, что никого нанимать не будут, потому что в принципе…
М. Монгуш:
- …люди будут не нужны.
Н. Горелый:
- Потому что люди базово не нужны уже, я считаю, и коронавирус это прекрасно показал, когда все сидели дома, а на полках все было, и все доставлялось автоматически. В этом смысле я уже живу в мире, что все – это просто люди-актеры, им кажется, что они создают ценности, а на самом деле они занимают просто определенное место по каким-то нерыночным, видимо, позициям. Я лично уже в этом мире живу. Он, может быть, наступит лет через 5-10, но базово его первые такие просветы уже были видны, что человек в современной экономике не нужен. Он нужен только как потребитель. Дальше вопрос. Кто тот человек или та группа людей, кто создает как раз эти флажки или продукты, для того чтобы это внимание определять, канализировать и т.д. Очевидно, это не бизнес (это капиталоемкий процесс), а это креативный продюсер, который понимает его человеческую природу, понимает, куда двигается рынок, понимает, как доставить эту ценность, понимает, как найти инвестиции, понимает, как раскрутить продукт, понимает, как сделать нечто ценное. И в этом смысле мы попадаем в общество из трех как бы частей – платформы как своего рода, можно сказать, феодалы, которые берут ренту со всех участников рынка, креативные продюсеры как субъекты экономики, которые как раз создают, и довольно легко создают, то есть не как 50 или 100 лет назад…
М. Монгуш:
- Расскажи, как этому научиться.
Н. Горелый:
- И третья часть – это потребители, которые просто на базовом доходе получают те или иные истории, играют потом в игры, едят.
М. Монгуш:
- У нас настроение упало.
М. Баченина:
- Нет, у нас не упало настроение, у нас время заканчивается.
Н. Горелый:
- Последний тезис, если позволите. Я думаю, что основная занятость будущего – это либо креативное продюсирование, либо «тапать хомяка» в Telegram. Вот это две основные роли, которые нас ждут. «Тапать хомяка» (обобщаю) – это значит, любая другая деятельность, которая кажется на самом деле полезной, но в этом смысле она неполезна, ценность она не создает. Отсюда мы, как дед Мазай, спасаем Россию, Отечество. И создали акселерационную программу для людей, у которых есть задумки и проекты, и фактически даем им бизнес-образование в креативной сфере. Это называется Акселерационная программа Гильдии креативных продюсеров, в которую можно попасть, даже просто поучаствовав в конкурсе и узнав о нас подробнее. Мы фактически инсталлируем предпринимательское мышление для людей, у которых есть креативный продукт. Вот это такая наша миссия деда Мазая.
М. Баченина:
- Коллеги, спасибо вам большое.
А. Милкус:
- Загрузили вы нас, теперь будем думать и мы, и наши слушатели, куда идти, какой дорожкой выходить.
Н. Горелый:
- Оставаться человеком прежде всего, творящим и создающим.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp