Александр Вайно, Агентство стратегических инициатив: «Чтобы оставить молодежь в регионе, дайте ей место для тусовок»

Александр Вайно, руководитель Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Александр Вайно, руководитель Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Решить проблему дефицита перспективных кадров можно за счет создания развлекательной инфраструктуры на местах, считают в АСИ

Поддержка молодежи - один из главных приоритетов государства. Роль человеческого капитала становится превалирующей в экономическом развитии. Квалифицированные кадры и креативные предприниматели ценятся по всему миру. За них идет настоящая борьба. Причем как на глобальном уровне, так и внутри страны. О создании привлекательных условий для жизни, работы, бизнеса и досуга в регионах в эфире радио «КП» мы поговорили с Александром Вайно, руководителем Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ).

ЗАБРАТЬ У МАРГИНАЛОВ - ОТДАТЬ ВОЛОНТЕРАМ

- Есть такая вечная миграционная тенденция. Российская молодежь зачастую из регионов переезжает в Москву или другие крупные города. В итоге на местах образуется дефицит молодых квалифицированных кадров...

- Конечно, дефицит кадров присутствует. И он колоссальный. В первую очередь, не хватает высококлассных специалистов. Это айтишники и профессиональные менеджеры. Молодежь мигрирует из регионов в поисках не только заработка, но и перспектив образования. И эта миграция связана в первую очередь с непривлекательностью регионов для жизни.

- Что это значит?

- Мы все прекрасно понимаем, что все регионы разные. При этом для молодежи есть определенный стандарт, что бы они хотели видеть в своем городе, в частности, в развлекательной инфраструктуре. Этому не уделяется достаточно внимания. Мы видим эту проблему и работаем с ней. До этого делали это достаточно кустарно, а сейчас начинаем работать более системно.

- В АСИ есть центр, который занимается городскими инициативами, помогает создавать в регионах ту самую комфортную городскую среду. Подсказываете что-то коллегам? Чтобы они смотрели не только в сторону семей с детьми, но и делали что-то для молодежи, которая хочет развлекаться?

- С коллегами очень активно работаем. У нас основной прицел - это аудитория 14 - 24 года. Школьники, студенты и выпускники. Такая градация оправданна. Потому что парень в 14 лет и парень в 22 примерно одинаково мыслят. А парень в 22 и парень в 32 - это абсолютно разные люди. У них совершенно разные приоритеты. Поэтому мы стараемся помогать наиболее неопытным слоям населения. А если вернуться к вопросу про миграцию, наша основная задача - подсказать регионам, что можно сделать быстрее и дешевле всего. Предлагаем прорывные проекты с точки зрения инфраструктуры, даем возможность молодым людям самим повлиять на ее создание в регионе, пытаемся привлечь молодых специалистов коммерческими предложениями.

- У всех на слуху одни велодорожки. Какие еще интересные идеи можно было бы масштабировать во всех регионах? Как вы сказали, за меньший бюджет, но при этом с максимальной эффективностью...

- Самое простое, наверное, - это ревитализация общественных пространств. Например, мы говорим про заброшенные здания в центре города. Эта недвижимость никем не используется, там собираются наркоманы, бомжи и остальные маргиналы. Что с ней можно делать? Можно реставрировать руками волонтеров - молодежь с радостью на это идет, если пообещать, что потом это останется в их пользовании. Те пространства, которые сейчас не используются, те дома, которые находятся в разрушенном состоянии, их можно спасти, сделать из них молодежные центры. Как пример - промышленный центр «Октава» в Туле. Сейчас это арт-кластер.

- Это который микрофоны выпускает?

- Раньше да, это была часть производственного комплекса, а сейчас очень модное место. Там есть 3Д-принтеры, интерактивный музей. Там тусит молодежь, это центр притяжения в Туле. Причем, раньше это было полузаброшенное здание, которое практически не использовалось. И такие помещения есть во многих регионах. Их можно за достаточно короткие сроки и практически без вливания бюджетных средств ревитализировать для молодежи. Это создаст им центр для тусовок. И тогда они будут понимать, что жизнь после работы, после школы, после вуза у них в регионе не заканчивается. Не обязательно ехать в Москву для того, чтобы потусить в клубе. Можно открыть клуб у себя в городе.

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ В РЕГИОНАХ И НОВЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

- С государственной точки зрения зачем мы ставим цель оставить молодежь в регионах? Что это даст?

- Когда молодежь остается в своем регионе, как правило, это означает две вещи. Во-первых, приток рабочей силы, формирование кадрового резерва региона с точки зрения промышленности или сервисного сектора экономики. Во-вторых, когда мы говорим про нынешнюю молодежь, у них в основном предпринимательское мышление. Мы делали исследование в Москве - 88% школьников старших классов хотят стать предпринимателями...

- 88%?

- Да. Причем, это опрос не на 250 человек, а 8000 школьников было опрошено. Мы здесь говорим о достаточно серьезной статистике.

- Опытные бизнесмены говорят, что новое поколение предпринимателей обладает уникальным качеством. Они не помнят ничего про 90-е, как тогда строился бизнес. Они даже не помнят кризиса 2008 года, поэтому ничего не боятся, легко пробуют что-то новое и часто идут напролом...

- Конечно. И при этом это же хорошо для бюджета. Если предприниматель создает себе определенный доход, он платит налоги и нанимает людей. А это поступления в бюджеты всех уровней. Мы видим большой прогресс с точки зрения предпринимательства даже в регионах, достаточно далеких от Москвы. Это позволяет, обновлять регион, перестраивать его и делать более привлекательным, в том числе, для молодежи.

ЕДИНОЕ ОКНО ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО БИЗНЕСА

- На недавнем экономическом форуме во Владивостоке вы говорили, что для поддержки молодых предпринимателей нужно создавать единое окно. Что это значит?

- Когда молодой человек, не важно какого возраста, хочет стать предпринимателем, он что ищет? Он ищет совета. И когда он пытается его найти, начинает погибать под количеством платформ, сервисов и экосистем. Они вроде бы призваны ему помочь, но в итоге большинство молодых ребят ужасаются огромному объему информации, теряют свой пылкий напор и оставляют предпринимательскую стезю у себя за спиной.

- То есть, они решают не связываться с этим бюрократизмом, сбором бумажек, а потом еще и сбором доказательств, что деньги потрачены целевым способом...

- Конечно. Сейчас мы проектируем для себя единое окно входа. Фактически единый сайт-навигатор по всем существующим мерам поддержки для любой проектной деятельности. Это не только предпринимательство, но и социальные проекты, некоммерческие, высокотехнологические. Стоит задача создать единую базу данных о всех мероприятиях, всех программах, всех возможностях, которые есть в стране. Главное, чтобы любой парень или девушка знали: если я хочу стать предпринимателем, я открою этот сайт, введу там информацию о себе и мне сайт сразу подскажет - иди сюда, сюда и сюда. Вот тебе форма, все уже готово.

- Понятно. Кстати, у нас достаточно прорывное решение недавно было принято. Появился режим самозанятых. И ими разрешили становиться с 14 лет. Много ли у нас таких «малолетних» предпринимателей?

- У нас есть сейчас цифры на середину этого года. На платформе зарегистрировано свыше 40 тысяч несовершеннолетних самозанятых (в возрасте от 14 до 17 лет). Причем только за первые полгода их количество выросло вдвое. Естественно, это цифра будет увеличиваться. Причем речь не только о простых бизнесах - например, мастер по маникюру, выезжающая на дом к клиенту. Согласно статистике, мы видим, что число программистов-фрилансеров тоже увеличивается. И это очень радует.

МОЛОДЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НЕ ХВАТАЕТ УСИДЧИВОСТИ

- Продолжая разговор о поддержке, теперь уже финансовой, Фонд молодежной предпринимательской инициативы недавно выбрал три проекта, которые получат финансирование. Почему только три? Будет ли расширяться количество грантополучателей?

- На самом деле у нас уже пять проектов-победителей. Три из них уже получили финансирование, два одобрены - процесс идет. В чем самая главная задача фонда? Дать возможность попробовать. Один из двух одобренных проектов, который получит миллион двести тысяч рублей, - это молодой мальчик 14 лет. Он взял бабушку с мамой и сказал, что откроет свое дело - пекарню.

- А почему настолько, прошу прощения, банальный проект победил? А не что-то такое неожиданное и неочевидное - как обычно в таких конкурсах происходит...

- 14-летним молодым ребятам выдавать деньги всяко приятнее, чем 24-летним. Этому мальчику надо дать попробовать реальный бизнес. Проблема молодых предпринимателей нового поколения - им не хватает усидчивости. Например, чтобы правильно заполнить необходимую документацию, сделать бизнес-план, финансово-экономическое обоснование проекта. Я уж не знаю, чем занимаются мама и бабушка этого мальчика из Старого Оскола, но у него все необходимые документы были заполнены. А они достаточно сложные.

- Кстати, каких компетенций сейчас больше всего не хватает молодым предпринимателям?

- Как правило, не хватает той самой усидчивост и умения признавать свои ошибки. То есть, им сложно досидеть, скажем, до конца совещания, доделать что-то полностью, вычитать 10 раз и довести до идеала презентацию перед инвестором. Хочется всего и сразу. Вот это достаточно большая проблема. И, думаю, что не только предпринимательства.

- В этом плане какие решения предлагаете?

- У нас есть платформа по поддержке молодежного предпринимательства, конструкториум. Сейчас на этой платформе загружено порядка 120 образовательных курсов. Среди них есть порядка 30 - это бизнес-классы, курсы про предпринимательское мышление, как научиться быть вести бизнес. Потому что мое мнение - сначала нужно стать предпринимателем в голове, а потом уже начинать идти делать бизнес.