Владимир Жириновский: Казахстан может развалиться по двум частям: юг – это казахи, север – это возврат в Россию

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский рассказал в эфире Радио КП, почему возникли протесты в Казахстане, кто за ними стоит и как можно восстановить мир в республике

М. Баченина:

- У нас на связи лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский. Вы родились в Алма-Ате. По образованию вы – востоковед. Как устроен Казахстан? И что привело к тому, что мы сейчас видим?

В. Жириновский:

- Потому что это искусственное такое хрупкое государство. Почти вся территория Казахстана – это бывшие русские территории. Вот Гурьев – русский город, гурьевская каша, все называется там на казахском языке. Семипалатинск – переименовали в Семей, и так далее. Даже мой родной город – Алма-Ата назывался Верный. Верный – форпост царской России в Азии.

Казахи жили на юге Казахстана: Чимкент, Кызылорда, Джамбул. Вот эта часть была более плотно заселена казахами. Они – кочевые племена. Они могли далеко уходить, но это, как кочевники, ушли и снова вернулись. Поэтому их территория такая же, как территория Киргизии, но вот на юге Казахстана. Все остальное – Сталин дал, подарил, так сказать, как Хрущев потом подарил Крым Украине.

Все искусственно. Они, после наступления советской власти, бились за то, чтобы Ташкент был столицей Казахстана, но там узбеки мешали. Вот они друг с другом бились. Сталин решил успокоить: Ташкент отдал узбекам, а Алма-Ату сделал столицей Казахстана. Это был еще город Верный, потом они сразу в 1924 году переименовали его в Алма-Ату.

Я жил там, родился там. Казахов почти не было. На улицах одни русские. В домах одни русские. В классе у нас 30 учеников – два казаха максимум. Шла культурная автономия: хочешь – ходи в казахскую школу, хочешь…

М. Баченина:

- Как вы описываете! Вольница! Почему они сегодня протестуют? Действительно ли живет народ так бедно? По цифрам и по отчетности все не так плохо.

В. Жириновский:

- Во-первых, политическая причина. У власти одна и та же команда. Назарбаев – это не руководитель современный. Он был при советской власти еще председателем правительства советского Казахстана, первым секретарем ЦК Коммунистической партии Казахстана. Ну, они устали. Сколько можно!

Ну, вроде бы уходит, да? 2019 год. Нет, остается. Вождь казахского народа. Да что же это такое? И практически Касым-Жомарт Токаев – фигура формальная. Есть Токаев, на самом деле, продолжает править Назарбаев. Это вызывало недовольство.

Всегда побеждает одна и та же партия – партия Назарбаева, 90%. Все остальные могут быть, там несколько депутатов, две-три партии. Так, для видимости.

Расслоение социальное, конечно, очень мощное. Есть свои олигархи и большинство своих бедных, в основном это сельские районы и маленькие города. Как и у нас. Они повторяют: вот социальная политика как у нас, а бунт-мятеж, который происходит в эти дни в Алма-Ате в основном – мой родной город – как в Киргизии. То есть, не довольны властью.

Повод, конечно, был – это вот взрыв произошел – повышение цен. Это в любой стране мира, где не то продали, не то дали.

М. Баченина:

- А Казахстан может развалиться? И если да, то как?

В. Жириновский:

- Ну, развалиться может только по двум частям: юг – это казахи, север – это возврат в Россию. Как Украина: западная – это Львов, столица, а Новороссия восточная – это Россия. Там та же языковая политика, так же навязывают казахский. Все чиновники, все это переводят на латиницу, то есть, идет процесс, который выдавливает русских.

Когда я жил, русских было большинство.

М. Баченина:

- Сейчас их там 3 миллиона всего лишь.

В. Жириновский:

- Да.

М. Баченина:

- И говорить о том, что может случиться русификация, имеет смысл или нет?

В. Жириновский:

- Ну, в Казахстане русских после Украины на втором месте. Больше всего их на Украине, а на втором месте в Казахстане. Рядом Узбекистан – уже 1 миллион. Киргизия – там 500 тысяч уже осталось. В Туркмении еще меньше, наверное, 150 тысяч. То есть, большинство казахов с удовольствием бы сохраняли казахский язык, они с детства знали казахский язык. Эта вот национализация навязанная. Посмотрите, события в Казахстане. Казахи же говорят по-русски.

М. Баченина:

- И матерятся по-русски.

В. Жириновский:

- По-казахски там нет этих слов, язык не развивался. Поэтому им навязывают силой, тем более, перевод на латиницу.

То, что в Алма-Ате произошло, это связано еще исторически. Они не довольны, что столицу перенесли в Нур-Султан. Он до этого назывался Астана. А до этого Акмолинск. То есть, постоянно меняют названия. Русский город Акмолинск становится Акмола, потом Астана, теперь Нур-Султан. Ну, что это такое! Поэтому люди не довольны. Общее недовольство демократией, которая там у них, политика. Никакой свободы прессы! Все задушено. Казахи в тюрьме сидят или молчат. Русские молчат. Ко мне одноклассники приезжали. Я их спрашиваю, ну, как дела у вас там, в Казахстане? Они молчат, говорят, не будем говорить. 5 тысяч километров от Алма-Аты, они боялись в Москве мне сказать, как ситуация там, в Казахстане. Это было в 2006 году – 15 лет назад еще было! Сейчас вообще замолчали.

М. Баченина:

- Как вы относитесь к идее о том, что имеет к этому отношение Турция? Правда ли, что недовольства могут разжигать турки, которые мечтают присоединить Казахстан к Великому Турану?

В. Жириновский:

- Они никогда не присоединят. Абсолютно! Это невозможно. Казахский и турецкий язык - очень отличаются. Если с вами будет разговаривать словенец или македонец, хорват, вы будете понимать отдельные слова: хлеб, вода, а смысл фразы не поймете. Поэтому это очень отдаленные языки, скажем, узбекский ближе к турецкому и азербайджанский, туркменский. А казахский и киргизский – это очень разные языки. Турция сама еле дышит, там постоянная инфляция, там невозможно, никому не нужен этот Туран! Они устали жить в Советском Союзе, теперь им Туран будут навязывать! До Москвы им было ближе ехать, чем в Анкару ехать. Тем более, в Анкаре они, вообще, никто. Их там за людей не принимают.

Это, скорее всего, западные силы, которым выгодно. Почему вот сейчас началось? Смотрите, потому что в ближайшие дни переговоры в Женеве. И там переговорщики со стороны США будут говорить: ну, чего вы требуете безопасности для вас на западных границах, когда у вас бурлит Средняя Азия? Казахстан. Для вас это более опасно: несколько тысяч километров граница России и Казахстана. Ведь специально ведь – пятого января все это сделали! И подсказали цены поднять на газ, чтобы вызвать эти вот недовольства.

М. Баченина:

- Я все время уточняю, Владимир Вольфович, я хочу точности: кто подсказал?

В. Жириновский:

- Запад. Вот дом, где я родился и он пока еще цел, на первом этаже Сорос разместился – его офис. То есть, там Сорос сидел, не сам он, а его структуры, с самого начала, уже 30 лет. И все НКО международные, все там. И стипендии они давали туда, чтобы обучать казахскую молодежь. Естественно, и Турция старалась. То есть, готовили к бунту, к мятежу со всех сторон: и исламские организации, и Турция отдельно, и Запад отдельно. Там есть проблема уйгур – это тоже проблема. Уйгуры не довольны. Они хотят иметь свою автономию.

М. Баченина:

- То есть, есть над чем и куда сеять вот эти…

В. Жириновский:

- Да! Легко поднять. Легче всего взорвать Казахстан.

М. Баченина:

- Про Китай еще хочу успеть у вас спросить. Китай высказался по поводу происходящего, считает происходящее в Казахстане внутренним делом страны, надеется на скорейшую стабилизацию ситуации, восстановление порядка. Это слово в слово практически заявление от МИДа КНР.

Почему Китай не активно пока выступает, на ваш взгляд? И есть ли у них свои собственные интересы?

В. Жириновский:

- Потому что Китаю выгоден вот этот спокойный Казахстан как при Назарбаеве. Если там будет вариант украинский или киргизский, они боятся, что уйгуры там получат автономию. И будут оттуда, из Казахстана, помогать китайским уйгурам добиваться автономии в Китае. Поэтому Китаю не выгоден никакой мятеж: ни в Киргизии, ни в Казахстане, ибо это все будет провоцировать недовольство и в самом Китае. Посмотрите, как они громят магазины! Как было в Америке во время выборов Дональда Трампа и, вообще, эти все черные и так далее, афроамериканцы. Вы посмотрите, во Франции сейчас опять столкновения противников вакцинации. И они это все перенимают, так же поджигают автомобили, сжигают все, грабят. Это чтобы насытить тех бедных, которые встали на сторону мятежников: вот, мол, вы нам помогли мятеж начать в Алма-Ате, в других городах, вот в благодарность грабьте магазины, в свои аулы увозите новую одежду, телевизоры, машины. Что награбите.

М. Баченина:

- На ваш взгляд Токаев действует правильно: распустил правительство, заморозил цены и так далее? И какие следующие шаги?

В. Жириновский:

- Ну, главная правильная позиция Токаева – это обратиться за помощью к ОДКБ. Пока туда русские не придут, порядка не будет. Казахская армия никогда не воевала, ее никогда не было. Казахской службы безопасности никогда не было вообще. Они очень слабые, они все разбегутся моментально. Полиция – то же самое. Поэтому там только может помочь Токаеву сохранить власть и, вообще, правопорядок какой-то, это именно войска ОДКБ, а в основе их, конечно, русская армия. Это еще раз подтверждает тезисы моей книги. Помните, моя книга «Последний бросок на юг» - вот на юг пошли русские десантники из Пскова. Без нас у них будет ситуация как в Киргизии, как в Узбекистане, как в Афганистане. То есть, Западу выгодна организация всей Средней Азии и Казахстана. Бунты! И чтобы там появился свой талиб. И дальше наступление вел бы на Урал, на Сибирь. Только русская армия спасет ситуацию!

М. Баченина:

- Спасибо!