Clubhouse: взлёт и падение новейших соцсетей

Clubhouse: взлёт и падение новейших соцсетей
Валентин Алфимов и глава ВЦИОМ Валерий Федоров обсуждают с руководителем департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета Игорем Молодцовым, почему на Западе и в России выстреливают разные соцсети и как быстро сдуется Clubhouse

В. Алфимов:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Я – Валентин Алфимов. Сегодня у нас много интересных тем. Поговорим о том, что происходит на Донбассе, зачем там разжигают войну. Поговорим и про учение. Потому что у нас в России ограничат просветительскую деятельность. Вышел новый закон, Госдума приняла закон о просветительской деятельности в России, там все очень запутано, и что будет дальше, непонятно. И, конечно же, поговорим про новые социальные сети, в частности, про ClubHouse, который взлетел абсолютно взрывными темпами, а потом куда-то делся.

У нас в гостях Игорь Молодцов, руководитель департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета, доцент, руководитель магистерской программы «Медиабизнес» Финансового университета.

И. Молодцов:

- Здравствуйте, Валентин. Спасибо за приглашение.

В. Алфимов:

- Игорь, что вы видите за тем, что ClubHouse, который не вчера же появился и даже не месяц назад (по-моему, больше года этой социальной сети), так резко…

И. Молодцов:

- Ровно год. Он появился в марте 2020 года, но действительно завоевал всеобщее внимание, в первую очередь – внимание рынка, привлек инвестиций аж на 85 млн. долларов в первом раунде при оценке компании в 1 млрд. 400 млн.

В. Алфимов:

- Он привлек 85 миллионов, а капитализация…

И. Молодцов:

- При оценке в 1 миллиард 400. И это, конечно, привлекло внимание всего мира к ним. Но это вряд ли было причиной успеха, нашего к ним интереса. Все как в фильме про первую социальную сеть, Фейсбук, когда в университете был ажиотаж 15 лет назад – пригласят тебя или не пригласят в Фейсбук. Но потом на поверку оказалось, что инвайт не нужен. Что ты регистрируешься, и все твои знакомые увидят, что ты зарегистрировался, и тебя кто-то пригласит. Так и со мной произошло (да и с вами наверняка). В нашей медийной среде это все очень распространено – что-то новое сразу привлекает к себе всеобщий интерес. А сейчас я открываю свою страничку в ClubHouse – и сразу закрыл, потому что там какие-то маркетологи, какие-то странные беседы.

В. Алфимов:

- Да. Заходишь, думаешь, может быть, что-то интересное, а на поверку там либо кто-то какие-то прописные истины рассказывает, либо просто чушь какая-то. А почему так получилось, что год этой социальной сети, а мы узнали про нее, а вместе с нами и вся Россия, весь креативный класс только сейчас?

И. Молодцов:

- Мне кажется, у нас есть такой эффект испорченного, точнее, кривого зеркала. Оно не испорченное, оно даже очень яркое и отражает правильно. Как в случае с Телеграмом, мы впереди планеты всей, мы показываем пример США, за океаном. Но в большинстве случаев у нас есть своя специфика восприятия социальных сетей. Так, например, мы все пользуемся в качестве мессенджера WhatsApp, регионы пользуются Viber. Тем временем в странах Европы и в США на первые места выходят вообще неведомый нам чат.

По поводу того, как преломляются новинки у нас на рынке, и те, которые уже давно имеют там хорошее звучание. В части звуковых социальных сетей (а к ним однозначно относится ClubHouse, это такой конкурент традиционного радио, и не только традиционного радио, но и новых, современных подкаст-платформ) мы знаем и другое преломление – Spotify. Когда Spotify выходил на наш рынок, было же понятно, что это урезанная версия, и до сих пор это урезанная версия Spotify. Он лидер подкастов всего мира, а для российского рынка руководство Сети решило, что мы к этому не готовы, мы пока готовы только к более традиционным вещам, таким, как наш с вами прямой эфир – то, что мы и видим в ClubHouse. Ну, видимо, люди попробовали – то же самое, и вернулись к нам же, слушать эфир радиостанции «Комсомольская правда».

В. Алфимов:

- Признаюсь, что мы тоже делали эфиры в том же самом ClubHouse. Ну, не знаю, честно говоря, как оценить. Было интересно. И мы, скорее всего, туда вернемся, но не знаю, насколько это станет постоянной нашей историей.

К нам присоединяется Валерий Валерьевич Федоров.

В. Федоров:

- Здравствуйте. Если позволите, вопрос к Игорю как знатоку социальных сетей. Мы быстрый рост ClubHouse увидели за последние несколько недель. Все признаки так называемого пузыря или хайпа здесь есть. Чем заканчиваются эти пузыри? По-разному бывает. Что-то превращается в такой постоянный элемент потребления, а что-то схлопывается. Вопрос: а что дальше с ClubHouse будет? Он будет триумфально шествовать, как когда-то советская власть, по просторам России? Или скоро это закончится, и ClubHouse останется лишь одной из многих нишевых сетей? Тут есть такой специфический аспект. Напомню, что мы, люди, все-таки преимущественно визуалы, основной массив информации получаем визуально. Этот тренд только усиливается, все признают, что мы уже вступили в эру визуальной культуры, тексты уходят. А аудиальный канал, он достаточно скромный, есть такой тип людей – аудиалы, но вроде бы это меньше 5% от общей численности, и они, конечно, здорово уступают и визуалам. А есть ли будущее у ClubHouse?

И. Молодцов:

- Спасибо за вопрос. Прогнозировать, не имея исследовательских данных, конечно, неблагодарное занятие, но размышлять вслух я могу. В данном случае я думаю, что ClubHouse ждет своя ниша, то есть скорее второй вариант. Это нишевое развитие, и свою аудиторию он все равно найдет. Но, с другой стороны, эта ниша весьма серьезная. И несмотря на то, что аудиалов всего 5%, я смотрю на этот рынок немного с другой стороны, не с точки зрения аудитории, а с точки зрения денег, которые на этот рынок приходят. И в этой связи обращают внимания цифры «Медиаскопа», которые говорят о том, что порядка 72% аудитории обращает внимание на аудиорекламу. То есть звуковая реклама, она весьма и весьма эффективна. То есть она кормила радио, кормит подкасты и будет кормить нишевые такие истории, как ClubHouse. И в мире есть немало примеров, немало аналогий, которые к нам просто не пришли почему-то.

В. Федоров:

- Давайте о будущем немножко поговорим. Понятно, что это всегда сложно, особенно сейчас, когда все так непредсказуемо. Известно, что каждая новая социальная сеть взлетает быстрее, но и срок ее жизни оказывается короче. С появлением ClubHouse, казалось бы, замкнулась эта цепь. У нас есть текстовые сети, они первыми были исторически, у нас есть визуальные сети (самая известная из них – Инстаграм), ClubHouse стал аудиальной сетью. Все вроде бы, кончились виды чувств человека. Тем не менее, вопрос – а что дальше? В каком из сегментов или, может быть, вы даже назовете конкретные сети, которые, по вашему мнению, сейчас перепроданы и, скорее всего, им грозит угасание, а что-то, может быть, вы заметите в качестве таких ярких, свежих идей? Чему предстоит в ближайшее время, по вашему мнению, угаснуть, а кого ждет взлет?

И. Молодцов:

- Хороший вопрос. Вот есть социальная сеть, которая на Западе появилась спустя 6 месяцев после ClubHouse, и сейчас она прямо рвет. Это сеть такая же, как Инстаграм, только Антиинстаграм. В Японии вообще сеть номер один теперь.

В. Алфимов:

- Как она называется?

И. Молодцов:

- Это сеть Dispo называется. Вот кто бы слышал, а, тем не менее, сеть бумит. Эта сеть изображает мыльницу, и фотографии, которые вы делаете (по сути, как Инстаграм)… Интерфейс мыльницы. Ее придумал блогер, который входит в топ-5 YouTube мирового, у него миллиарды просмотров.

В. Федоров:

- В общем, назад, к мыльницам?

И. Молодцов:

- Да, назад к мыльницам. Фотографии у вас публикуются только спустя 1 день. Как бы вы их в проявку отдали, и в 9 утра… Вся лента обновляется в 9 утра, и ваши выкладываются, и вы смотрите ленту, кто там вечерком…

В. Федоров:

- Теплые ламповые фотографии, и без перегрузки, а один раз в сутки.

И. Молодцов:

- Да, без фильтра, без всего. При этом она привлекла инвестиций меньше. Эта сеть Dispo, о которой я говорю, которая сейчас рвет чарты и хайпит, привлекла в 4 раза меньше денег, не 85 миллионов, а 20. И оценена была тоже меньше – не 1 миллиард 400, как ClubHouse, а всего лишь в 200 миллионов (но это тоже большие деньги). Рынок капитала сразу повернул свои кошельки вслед за глазами в сторону этой сети. В общем, все наблюдают.

Несмотря на это, аудиальные площадки, к которым я причислю Spotify нам известный и т.д., она очень привлекательна с точки зрения рекламного рынка и рекламной монетизации, которая все же в медийной отрасли остается приоритетной. Это основной рынок, на котором мы все живем.

В. Федоров:

- Игорь Николаевич, самое яркое событие прошлой недели в соцсетях (в России, по крайней мере) – это замедление Твиттера. И предупреждение, если он и дальше будет так плохо вести, то через месяц его вообще в России отключат. Как вы думаете, сильно пострадает наш средний соотечественник от отключения Твиттера? Будут нарушены его права на свободу информации, свободу общения или это пройдет незамечено, хотя бы в силу того, что в России уровень проникновения Твиттера очень невысок, там политизированная довольно тусовка…

И. Молодцов:

- Да, медийная, новостная, так скажем.

В. Федоров:

- Да. Но у нее есть прекрасная альтернатива – Телеграм. Что же будет с Твиттером и с нами?

И. Молодцов:

- С Твиттером, возможно, случатся непоправимые изменения. Потому что мы идем по пути, по которому уже чуть-чуть впереди нас идет Турция по монетарному регулированию политики платформ и социальных сетей методом вынесения предупреждений, а в случае чего – отключения рубильника. Я думаю, что рано или поздно платформы осознают, что откликаться на требования регулятора – это единственный путь для выживания. Иначе они уйдут, появится какой-нибудь новый Твиттер мгновенно.

В. Алфимов:

- Вы назвали эту сеть Dispo. Пока мы беседуем, я поставил ее. Не загружается пока, не получается у меня там зарегистрироваться. Но я посмотрю и расскажу потом нашим слушателям, что это такое.

Сценарий развития. Та ситуация, которая сейчас происходит у Твиттера, ее можно будет перенести на тот же ClubHouse, или это принципиально разные вещи? Я смотрю, в разных странах их блокируют, в частности, в Китае тот же ClubHouse заблокировали совсем. Но там в принципе блокируют все что можно, кроме TikTok, наверное.

И. Молодцов:

- В Китае заблокировали ClubHouse по другой причине. Потому что прямой эфир – это не очень привычно для режима, хотелось бы какой-то модерации. Там такая политика. Не знаю, хорошо это или плохо, но просто оно так. А с ClubHouse здесь идет собственная модерация. Вы знаете, Валентин, что много людей любит слушать радио, и многие готовы слушать рекламу на радио, но очень мало людей способно вести эфиры и быть интересными спикерами. Собственно говоря, ClubHouse и послужил этим наглядным примером этого тезиса, этим ситом, которое просеяло людей, тут же создал рынок. Несмотря на то, что там нет особой рекламы, но тут же появился рынок ведущих, 150 или 200 тысяч начали платить людям, которые заходили на комнаты брендов и вели какие-то ультрамодные дискуссии. Радийный рынок, он очень профессионализирован, это не в Фейсбуке писать, а вести беседу надо, чтобы люди слушали там.

В. Алфимов:

- Игорь Николаевич, у нас и сейчас слушатели спрашивают, и какие-нибудь депутаты тоже регулярно об этом говорят: надо создать свое, чтобы не зависеть ни от кого, чтобы в Твиттере не блокировали президента, чтобы мы сами могли все регулировать или, наоборот, давать свободу слова. В России может появиться своя, отечественная достойная социальная сеть?

И. Молодцов:

- Так Валерий Валерьевич сказал же – Телеграм. Это разве не отечественная сеть?

В. Алфимов:

- По-моему, нет. Да, это разработка Павла Дурова, но какое Павел Дуров имеет отношение к России уже?

И. Молодцов:

- Ну, там долгов у Павла Дурова больше 2 миллиардов. Поэтому, мне кажется, Mail.ru Group не дремлет, и что там повыкупает… ВКонтакте - наше национальное достояние. Да нет, у нас хорошие ресурсы. Мне кажется, здесь как раз мы впереди планеты всей. Вопрос же не в том, наши это или не наши. Вопрос в том, прижилось это, понравилось это нашей аудитории или нет. И здесь мы вполне конкурентоспособны на мировом рынке производителей таких вещей.

В. Алфимов:

- Главное, чтобы действительно приживалось. Потому что у меня есть ощущение, что чем более заграничнее, чем более модная вся эта история, тем больше на нее народа подписывается, а если наша, то уже смотреть никто не будет.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!