«Русский дом» в Киеве закрывают за чтение стихов Тараса Шевченко. Как должна работать мягкая сила России

Катерина Мартинович/photo.kp.ru
Валентин Алфимов и глава ВЦИОМ Валерий Федоров обсуждают вместе с зам. руководителя Россотрудничества Дмитрием Поликановым, кого украинцы хотят напугать своими санкциями и какая она - мягкая сила России

В. Алфимов:

- Здравствуйте. Я Валентин Алфимов, рядом со мной Валерий Валерьевич Федоров, глава Всероссийского центра изучения общественного мнения и, как всегда по четвергам, подводим итоги недели.

А к нам присоединяется зам. руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов.

В. Федоров:

- Дмитрий Валерьевич, мы вас хотим для начала поздравить. Мы тут прочитали у вас в Фейсбуке, что вы получили высокую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Правильно я понимаю, что это пока не за работу в Россотрудничестве, а точнее, в Федеральном агентстве по связям с соотечественниками по вопросам СНГ, а за работу на предыдущем месте, то есть это волонтерская активность, благотворительная?

Д. Поликанов:

- Да, это за акцию «Мы вместе», которую мы делали, ОНФ и Ассоциация волонтерских центров, «Волонтеры–медики». Она прогремела и до сих пор продолжается, и уже количество людей, которым помогли, по-моему, около 6 млн. человек за все это время. Вот, собственно говоря, за эту акцию меня и наградили. Но я чувствовал себя, как Шарапов, когда пришел на День милиции, и Жеглов ему на звездочку показывает и говорит: «Вот когда у тебя будет за МУР такая звездочка…». И я понял, что надо как следует работать в Россотрудничестве, чтобы и там добиваться успеха.

В. Федоров:

- Мы не сомневаемся, что все получится, хотя фронт работы у вас очень непростой. Давайте я скажу, как понимаю это, а вы меня поправите, если я куда-то не туда зарулю. Мягкая сила России, которая выражается в ее культурной активности, во взаимодействии с гражданами других стран не по государственной линии, а, что называется, по общественной, гражданской, народная дипломатия, публичная дипломатия, обмены всевозможные, литература, искусство, кино, мультфильмы и т.д. То есть все, что мы очень любим. Это и является вашей заботой на новом месте работы, правильно?

Д. Поликанов:

- Да, все верно. Наша задача – сделать так, чтобы как можно больше людей во всем мире знали о России, об ее истории, о том, какие у нас есть современные достижения, и относились к нам с симпатией. И в какой-то степени, возможно, помогали продвигать российские интересы за счет того, что это был бы взаимовыгодный обмен какой-то академический, культурный, деловой и т.д. И в этом смысле я в Россотрудничестве курирую два управления – управление культуры, которое как раз занимается продвижением российского культурного продукта в зарубежных странах, и управление, которое курирует все наши страновые представительства. Раньше они назывались «Русские центры науки и культуры», сейчас мы их называем «Русские дома». И мы представлены в 79 странах, это либо представительства в составе посольств, либо «Русские дома». Работа ведется действительно по направлению продвижения русского языка, культура, взаимодействие с соотечественниками. И сейчас у нас пошел такой большой блок – продвижение экономического сотрудничества в том числе.

В. Федоров:

- Я так понимаю, один из «Русских домов» совсем недавно попал под раздачу - «Русский дом» в Киеве. Наши доблестные сотрудники додумались зачитать стихи Тараса Шевченко. Думали, что уж точно не вызовет никакой агрессии со стороны бесноватых националистов, которых там развелось видимо-невидимо, но просчитались. Мало того, что это все получило отвратительную прессу, но самое главное, на государственном уровне получили новые санкции. То есть теперь деятельность «Русского дома» в Киеве, насколько я понимаю, сильно ограничена. Так это или нет?

Д. Поликанов:

- Да, это действительно так. И мы сейчас ждем развития того решения, которое принял президент Украины, официальных мер, так сказать, и процедур по поводу закрытия нашего представительства. На 3 года установлены эти санкции. Но это не означает, что мы не продолжим свою работу, просто будем искать другие методы. Потому что наука, культура и прочие вещи, мне кажется, это очень важно для большого количества людей в Украине. И просто бросить их без доступа к этой информации, без какой-то своей заботы о них и т.д., мы этого не можем себе позволить.

В. Федоров:

- Дмитрий Валерьевич, а зачем нам «Русский дом» в Киеве? Может быть, лучше (и давно, может быть, время пришло) открыть «Русские дома» там, где нас действительно любят, где нас ждут, где на нас надеются? Я имею в виду, разумеется, Донецк и Луганск.

Д. Поликанов:

- Знаете, на самом деле наш Дом открыт по межправительственному соглашению с Украиной…

В. Федоров:

- То есть просто не разрешат?

Д. Поликанов:

- Да, это предполагает принцип взаимности. То есть у нас работает «Русский дом» в Киеве, у них работает «Украинский дом» в Москве, по-моему, на Арбате. Мы сейчас прорабатываем самые разные варианты. Единственное, мы пока не можем публично и громко о них говорить, потому что мы должны убедиться в том, что наш представитель находится в безопасности, что с ней точно ничего не случится и т.д. И как только мы поймем, что все в этом плане хорошо, я думаю, мы озвучим тут же для общественности весь комплекс мер, которые мы намерены предпринять, для того чтобы противодействовать этому странному решению украинских властей.

В. Федоров:

- Чем это вызвано? Действительно попали под горячую руку? Потому что совершенно очевидно, что киевский режим сейчас ищет новые и новые поводы, для того чтобы Россию на международной арене объявить в 101-й раз агрессором, а себя – невинной жертвой. Или что-то там было такое на самом деле?

Д. Поликанов:

- Нет, я думаю, что это одна из зацепочек. Вы правильно говорите, что это вопрос, к чему бы еще прицепиться, давайте прицепимся к тому, что назвали Шевченко русско-украинским поэтом, и занимаются пропагандой его творчества. Хотя по факту так и было.

В. Федоров:

- Я бы даже сказал, он был москалем, то есть солдатом в царской армии.

Д. Поликанов:

- Да. И при этом это не мешает украинским политикам сейчас выбрать какую-то странную стратегию заигрывания какого-то и говорить о том, что есть какой-то украинский русский язык и т.д. Ну, нашли повод…

В. Федоров:

- Мы хорошо знаем этот украинский русский. Это такой провинциальный диалект с большим количеством ошибок, но в принципе никаких грамматических отличий нет. Хотя, черт его знает, может быть, если это будет продолжаться еще несколько десятилетий, и сформируется какая-то отдельная ветвь русского языка на этой несчастной Украине.

В общем, на 3 года вас, что называется, забанили на братской Украине. Давайте пока эту тему развивать не будем, дождемся, пока ваш представитель окажется в безопасности.

А пока поговорим о нашей мягкой силе в других странах. Обстановка непростая, прямо скажем, в мире, ничего хорошего за последние месяцы особо не произошло, наоборот, такое ощущение, что нагнетается все более и более грозовая атмосфера. Новая администрация США, хотя многие говорили, что она будет более профессиональная, более взвешенная, спокойная, дипломатичная по сравнению с ужасным Трампом, но мы видим, что происходит. Наоборот, происходит такая ускоренная реидеологизация отношений, весь мир делится по принципу: кто не с нами, тот против нас, а кто против нас, те убийцы, насильники, геноцидники, террористы, в общем, плохие люди. И, конечно, несмотря на все проблемы в США, держава эта остается самой влиятельной, самой богатой пока еще и могущественной в мире. И, конечно, это очень сильно давит на мозги и влияет на поведение третьих стран, тех, с кем у нас, может быть, неплохие отношения (культурные, экономические и т.д.). Поговорим о том, как удается в этих тяжелейших условиях развивать нашу культурную силу, проецировать эту культурную силу в третьи страны.

Сам этот термин «мягкая сила», если не ошибаюсь, два десятилетия назад ввел американский политолог Джозеф Най. Смысл в том, сегодня в меньше степени государства оказывают влияние на людей своими жесткими возможностями, военными, финансовыми, а в большей степени завлекают, соблазняют людей в других странах. Но есть и другая терминология. Скажем, бренд «Америка», бренд «Россия», бренд «Китай». Есть даже интересная книжка, Саймон Анхольт написал ее в свое время, называется «Бренд Америка». И он там говорит, что бренд Америка, как 6-конечная звезда, у него 6 оснований. Это товары, которые Америка производит и которые пользуются определенной репутацией в мире. Это туризм, то есть люди, которые посещают Америку. Это сам американский народ и его лидеры, известные люди, что о них знают в мире и как к ним относятся. Это, собственно, государственный курс, политика (внешняя и внутренняя), в той мере, в которой она освещается СМИ. Это культура (высокая или низкая). Это может быть классическая музыка, а может быть и какой-то гангста-рэп. И, наконец, это все, что связано с въездом и выездом, как обычных людей, так и бизнесменов. То есть это возможность инвестировать в Америку, зарабатывать на ней деньги для иностранцев, и возможность приезжать в Америку на постоянное место жительства, иммиграция.

Вот такая 6-конечная звезда. Ну, наверное, у нашей страны есть свои особенности, но в целом как такая схема, мне кажется, рабочая вполне. Так как вы сейчас уже по долгу службы, а не только по велению сердца обязаны развивать бренд «Россия», могли бы вы сказать, какие из этих 6 направлений сейчас у нас самые сильные, а какие в дефиците, на ваш взгляд?

Д. Поликанов:

- Я думаю, что культура – это совершенно точно, до сих пор есть большой интерес, причем как к классической культуре, так и к современной российской культуре.

В. Федоров:

- «Маша и медведь».

Д. Поликанов:

- Ну, например. Это один из примеров, но есть хороший опыт и у театров, и фотографы, балет и т.д. В принципе это направление активно развивается. Второе. Мы по-прежнему имеем достаточно конкурентоспособное образование. И люди из большого количества стран мира стремятся попасть в Россию на обучение в российских вузах.

В. Федоров:

- Не только из Африки?

Д. Поликанов:

- Нет. Естественно, и страны бывшего Советского Союза, и из Латинской Америки есть большой интерес приехать и поучиться. Каждый год государством выделяется определенное количество квот: в этом году 18 тысяч, на следующий год будет увеличено до 24 тысяч, потом до 30 тысяч. Это те места в вузах, которые оплачивает Российская Федерация (обучение иностранных специалистов). Действительно, люди стремятся попасть в наши вузы, потому что, с одной стороны, недорогое образование, а с учетом нынешнего курса и всего остального оно становится еще дешевле…

В. Федоров:

- Кстати, это очень важный момент, все подешевело сильно.

Д. Поликанов:

- Да. Но при этом оно качественно, и люди знают, что могут получить действительно хорошие знания в российских вузах, причем даже не только в федеральных, но в том числе в региональных вузах.

Третий момент, мне кажется, тоже важный для нас, это наше участие в глобальной повестке. Мы же все-таки великая держава, а у великой державы всегда есть ответы на те или иные глобальные вызовы современности.

В. Федоров:

- Последние 7 лет никто не сомневается, что мы – великая держава.

Д. Поликанов:

- Поэтому есть сейчас модные темы, например, защита прав женщин. И в этом смысле советское законодательство в сфере защиты прав женщин было гораздо более передовым, чем в тех странах, которые сейчас…

В. Федоров:

- Право голоса с 18-го года, раньше, чем в Великобритании и США.

Д. Поликанов:

- Да. Или же тема климатической повестки, экологии и т.д.

В. Федоров:

- Но все-таки мы тут явно не лидеры. Мы скорее догоняем и пытаемся как-то встроиться в этот вагон.

Д. Поликанов:

- Вопрос в том, что у нас есть на самом деле, чем гордиться, в том числе в сфере охраны окружающей среды. И это еще один угол (если брать шестиугольники, пятиугольники и т.д.). Мне кажется, наша природа – это вообще мощный недооцененный бренд, то есть мы мало ее (в хорошем смысле слова) продаем на внешние аудитории.

В. Федоров:

- То есть на Байкал будем звать всех?

Д. Поликанов:

- Да, Байкал, развитие внутреннего туризма, мне кажется, тоже очень мощное, хорошее направление.

В. Федоров:

- А с товарами… Как бы нам что-то продать за рубеж?

Д. Поликанов:

- Товары – это отдельная история, продвижение российских технологий. Мне кажется, тоже недооцененная история, потому что у нас есть сегодня передовые технологии. Ну, вакцина – лучший пример в этом смысле.

В. Алфимов:

- Я предлагаю нам встретиться еще раз в этой программе и обсудить как раз вот эту тему – технологии, медицину и все, что у нас есть. Дмитрий Валерьевич, спасибо вам большое.

В. Федоров:

- Спасибо огромное, Дмитрий Валерьевич, за работу, которую вы делаете. И мы очень надеемся, что вас ждет успех.

Д. Поликанов:

- Спасибо большое.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Дмитрий Поликанов