Хотят ли молодые россияне заниматься бизнесом и можно ли этому научить, если нет «предпринимательской жилки»
В. Алфимов:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте немного поговорим о нашем всем. О детях! О нашем подрастающем поколении. Говорить мы будем об этом с Иваном Моручковым,руководителем сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела» и заместитель декана факультета РЭУ имени Плеханова. Иван Александрович, здравствуйте.
И. Моручков:
- Добрый день.
В. Федоров:
- Добрый день. На самом деле повод у нас - День предпринимателя. На прошлой неделе Россия его отметила в очередной раз. И ВЦИОМ к этому дню подготовил исследование, заказало нам его партия «Новые люди», кстати, там лидер - сам предприниматель. Поэтому тема для него важная. Исследование было о том, хотят ли россияне, чтобы их дети были предпринимателями? И хотят ли сами дети быть предпринимателями? И там потрясающие результаты. В общем, свой бизнес, свое дело, свое предприятие в конце концов, хотели бы иметь около 60% опрошенных. То есть, эти цифры не оставляют камня на камне от мифа о том, что Россия не предпринимательская страна, мы предпринимателей очень не любим, считаем, что все они воры, грабители, приватизаторы и т.д. Ничего подобного. Хотим быть предпринимателями, хотим, чтобы наши дети стали предпринимателями. Вопрос - а как добиться реализации этой мечты? Вот просто захотеть - и завтра уже у тебя свое дело, свой бизнес? Ну, наверное, только в стране дураков такое есть, наверное, предпринимательству все-таки надо учить и надо помогать? И вот мы с Иваном хотим сегодня как раз на эту тему и побеседовать. А как же научить детей, причем, наших любимых детей, которых мы очень охраняем, защищаем от всего - от ледяных ветров, на улицу одних гулять не пускаем… я имею в виду, что поколение такое специфическое…
В. Алфимов:
- А тут пустить их, получается, в мир акул, подковерных игр и всего прочего, да?
В. Федоров:
- Да. Иван, как это вообще возможно? Как можно научить наших детей предпринимательству?
И. Моручков:
- Наши дети, во-первых, не так уж сильно отличаются от всех остальных детей. И здесь надо просто посмотреть опыт, как в других странах учат. А второй момент - что само слово «предпринимательство» - корень у него «предпринимать» и мы предполагаем, что мы учим детей не только зарабатывать деньги, и не столько зарабатывать деньги, сколько, скорее, не бояться предпринимать реальные шаги к собственному делу или вообще к любому делу, наверное. Здесь можно сильно обобщить, наверное. В действительности элементы предпринимательского образования существуют и в школах всего мира, и они существовали даже в советской школе, и в каком-то смысле некоторые элементы были в пионерской организации, в комсомоле. Скорее, здесь мы говорим о том, что мы учим детей действовать. Наша школа в целом направлена на не действие, а она направлена на обучение. Нам нужно вывести человека из состояния такого постоянного восприятия информации и ее воспроизводства, в состояние самостоятельного действия. Это, наверное, ключ к обучению предпринимательства. Мы должны помочь детям, дать возможность действовать. Как действовать? Что делать? Тут есть разные варианты. В первую очередь, конечно, надо помочь человеку понять, а что ему хочется делать? К сожалению, школа не всегда отвечает на этот вопрос.
В. Федоров:
- Вы имеете в виду профессиональную ориентацию, да?
И. Моручков:
- Профориентация - это уже такой немножко замыленный термин, под которым много чего разного предполагается.
В. Федоров:
- Давайте проще и понятнее. Вот у меня дочка в 11-й класс идет. Конечно, дальше встанет вопрос куда поступать. На самом деле, он уже сейчас стоит, потому что этот год нельзя потерять - это очень важный год - от того, как и чему она будет учиться, во многом будет зависеть ее успех при поступлении. Но куда поступать? Мы же видим гигантское количество случаев, когда подросток, поступив даже в тот или иной институт, университет, о котором мечтал, буквально через пару лет понимает, что это не то. И бросает его. Или другой случай. Доучивается, заканчивает бакалавриат, скажем, и поступает в магистратуру по другой специальности? То есть, во многом обесценивает тоже прошедшие 4 года. Или ее хуже. Закончил он вуз, учиться больше не хочет, сил нету, или денег нет, или ума нету - хочет идти работать, но понимает, что полученные им знания совершенно никому не нужны, они неадекватны. И он опять-таки обесценивает вот все эти четыре года и идет работать в совершенно другую сферу. Таких случаев пруд пруди. Скорее, редкостью является сейчас ситуация, когда ребенок еще в старшей школе понял, чего он хочет, выстроил себе план и по этому плану идет. Вот это уже исключение, а не правило. И когда мы говорим о профориентации, я это имею в виду. То есть, нужно помочь ребенку, желательно еще перед поступлением в вуз или в колледж, понять, чего он хочет.
И. Моручков:
- Да, я понял. Я считаю, что предпринимательство в каком-то смысле вообще ключ к профориентации в том смысле, в котором вы сказали, Валерий. Поскольку, например, вот те программы, которые пишем мы и по которым мы работаем, смысл их заключается в том, чтобы потыкаться, поделать разные проекты. Поделать проект в сфере Ивента, поделать проект в сфере Эф-Эм-Си-Джи, попробовать образовательный проект и таким образом, если ты стартуешь, даже если ты старшеклассник, хотя я считаю, что в сегодняшнем мире стартовать можно чуть ли не с начальной школы, и начинать с социальных проектов…
В. Федоров:
- Ого!!
И. Моручков:
- Вот у меня ребенку 10 лет, он уже меня замучил - папа, где я могу заработать? Да, у него не хватает определенной длинной воли, у него не хватает, того, сего, но видно, что вот это желание чего-то самому сделать… попредпринимать… и дальше можно это развивать или сказать - отвали, я занят, да… Мы с ним несколько таких протопроектов сделали, но я считаю, что тянуть нельзя, надо смотреть, чтобы человек сам пробовал. Чуть-чуть помогать можно, но тянуть ни в коем случае нельзя, иначе у него будет вырабатываться ощущение, что кто-то за него будет делать…
В. Федоров:
- Вы знаете, в современной школе есть большая проблема. Там на уровне деклараций - они вот к этой проектной работе уже перешли и теперь ребятам задают - сделай такой проект, сделай сякой проект и т.д. Но на практике это не ребенок делает этот проект, а делает его вся семья. И ребенок там зачастую, скорее, отчитывается на уроках. Показывает. То есть, мы все уже поняли, что надо делать проекты, это очень важно, это помогает, но делаем их не так, чтобы это помогло по-настоящему. Вот это, конечно, большая проблема, но она связана не с самим ребенком, думаю, а с семейной культурой, в том числе.
Но давайте все-таки вернемся к предпринимательству. Иван, вот вы и со школьниками работаете, и со студентами. Вот в чем разница обучения, в чем этапность обучения предпринимателя-школьника и предпринимателя-студента? Есть какая-то граница между этим, какая-то содержательная граница? Как это вообще все строится?
И. Моручков:
- Интересный вопрос. Действительно, есть рубеж. К сожалению, этот рубеж называется ЕГЭ. Школьник, начиная с шестого класса, ему внушают, что ничего другого, кроме ЕГЭ, у него в жизни нет и не может быть.
В. Федоров:
- Сдашь ЕГЭ - будешь человеком?
И. Моручков:
- Да, да. Поэтому когда начинаешь работать со школьником, то основная работа заключается в том, что, во-первых, чуть-чуть отчистить ему мозг от того, что, помимо того, что это просто страшный стресс для людей - если он не сдаст это ЕСЭ, из-за этой накрутки ему кажется, что уже жизнь просто кончилась. Он не поступил в вуз, например. А вообще ничего страшного-то в этом нет. И в армии послужить можно мальчикам - тоже ничего плохого в этом нет. Ну, как бы чуть-чуть освободить его мозг и объяснить ему, что мир чуть-чуть больше, чем вот эта тропинка, которую ему жестко показали: школа-ЕГЭ-вуз. А второе - конечно, в связи с тем, что он вот этот последний год интенсивно к этому готовится, то идет очень большое сопротивление родителей и вообще всего окружения, чтобы он занимался чем-то иным. Ну, это я имею в виду в массе своей…
В. Федоров:
- Понятно. Пусть концентрируется, зубрит ЕГЭ.
И. Моручков:
- Конечно, если он в 10-м классе даже начал интересный проект и получилось его вовлечь в это и он сам уже закипел, то часто очень к 11-му классу он уже это подзабрасывает и начинает по-другому немножко мыслить, другим заниматься. Вот в этом проблема школьников - что они заточены вот на… поэтому надо стараться с ними делать небольшие проекты с быстрой реализацией.
В. Федоров:
- ЕГЭ в нынешнем виде опасен для будущих предпринимателей, потому что он их отвлекает от предпринимательства?
И. Моручков:
- Есть такое дело, да. Может быть, когда-нибудь ЕГЭ вырастет и будет стартапами принимать экзамены… например, если он… Ну, ЕГЭ тоже развивается, я не большой противник ЕГЭ как системы, но просто она должна постоянно совершенствоваться. Когда-нибудь, может быть, будут такие технологии, что они будут стартапами принимать, например, на факультеты бизнесов в разные вузы. И это, может быть, будет вполне интересная форма сдачи этого экзамена. Тогда на нашу улицу школьного предпринимательства придет большой праздник. А у студента есть большая особенность в том, что студенту нужны деньги. Почти всегда он начинает это искать. А предпринимательские проекты бывают двух типов. Бывают такие чуть длинносрочные, когда люди свой продукт начинают разрабатывать, какой-то свой бренд, вводить его на рынок, и это чуть дольше, чем торговать битыми айфонами и говорить, что они не утопленные, а нормальные как бы… или на Авито какой-то просто сервис предлагать…
В. Федоров:
- Или на Али-Бабе что-нибудь купить и продать в десять раз дороже.
И. Моручков:
- Да, либо так. Но даже в этой купи-продайке есть часть интеллекта, надо тестировать рынок…
В. Федоров:
- Да, есть. И есть как бы элемент решимости - все-таки ты должен рискнуть. А многие и этого не делают, а только у родителей выпрашивают денежки. Хорошо. Кстати, еще один вопрос по ходу. Факультеты бизнеса. Вот вы представляете один из факультетов бизнеса. А вот кто туда идет? Туда идут ребята, которые на самом деле хотят быть предпринимателями? Или туда идут те, кто просто смотрит на то, что предприниматель богатый человек, свободный, независимый, все себе может позволить - вот бы мне таким стать. Но при этом у самих такой вот предпринимательской жилки, какой-то явно выраженной, нет. Все пошли и я пошел. Знаете, как дети военных с высокой вероятностью пойдут учиться в военные училища. Дети врачей пойдут в мед, в не зависимости от того, что, может быть, у них другая могла бы быть стезя. Вот кто идет на факультеты бизнеса сегодня?
И. Моручков:
- К сожалению, у нас не очень развита культура такой даже не профориентации, а информирования, наверное, людей. Поэтому у нас очень часто люди идут просто в вуз. В экономический вуз. На самом деле, внутри экономического вуза могут быть 10, 20, 30 факультетов, и они совершенно разные, с совершенно разным профилем, но человек идет, например, в ту же Плешку, он там походит в галерее, когда идет приемная комиссия… А, тут такие ребята, а тут повеселее, а тут менее веселые… и на этом его выбор закончится. Где ему как бы покажется ничего - там он и останется. То есть, очень мало людей идет целенаправленно на профессию. Для этого мы в целом поэтому и начали отчасти работать со школьниками, потому что нам хотелось, чтобы к нам приходили уже достаточно готовые люди.
В. Федоров:
- Мотивированные?
И. Моручков:
- Да. Мы изначально открыли более 150 таких кружков или клубов предпринимательских для школьников, где наши студенты клубы эти и вели. По сути, это в каком-то смысле такая предпрофессиональная подготовка или как у нас раньше называлось - подкурсы. Перед каждым вузом бывают такие подкурсы - и у нас вот такие подкурсы были.
В. Федоров:
- Подготовительные курсы, да.
И. Моручков:
- Да. Просто пандемия их немножко ограничила. Но вот сейчас мы снова возвращаемся к этой работе. Пандемия просто дала немножко другую форму - просто научились в онлайне работать - это тоже интересно.
В. Федоров:
- Кстати, еще один вопрос. Иван, вот у меня дочка по культурной линии развивалась, но в какой-то момент поняла, что ей, скорее, интересен менеджмент в сфере культуры, или предпринимательство в сфере культуры. Вот люди, которые в какой-то момент почувствовали интерес к предпринимательству - вот чтобы этот интерес не убить тут же, что нужно сделать, куда ему пойти? Вот вы сказали о кружках, которые существуют, но, наверное, они не везде, так? И как вообще туда прийти, записаться, как дать путевку в жизнь или хотя бы шанс на эту путевку для будущего предпринимателя?
И. Моручков:
- Это вопрос очень сложный. Я за все регионы, к сожалению, ответить не смогу. В Москве мы дружим с департаментом предпринимательства и есть большая программа, которая называется «Бизнес уик-энд старт», мы больше 50 тысяч школьников познакомили с предпринимательством, а часть из них, достаточно большая, более пяти тысяч, они прошли программу и сделали свой проект.
В. Федоров:
- Сколько программа по времени?
И. Моручков:
- Около трех месяцев. Но здесь очень важно сказать, что предпринимателя нельзя в рамки ставить. Если он быстрее идет, ему надо быстрее давать. Если он медленный, ничего страшного, пусть 4-5 месяцев обучается, пусть пробует, ошибается, не боится ошибаться. Поэтому у нас программа выстроена по лигам. То есть, ты можешь застрять там в третьей лиге немножко подольше… ну, все зависит от уровня подготовки твоего проекта. В первой лиге уже идет разговор о продажах, когда уже продукт готов или он сформулирован, можно его на рынок предлагать. Во второй лиге это еще пока доупаковка, а в третьей лиге - это еще пока совсем сырая бизнес-идея. Ты можешь сколько тебе надо в каждой подзависнуть. Мы долго к этому приходили, но вот такие программы, которые устроены как у нас, условно говоря, поурочно, они…
В. Федоров:
- То есть, у каждого урока своя тема?
И. Моручков:
- Да. У каждого человека свой темп, ты можешь быть медленным - и это не страшно. Или ты можешь быть быстрым и попробовать 4-5 проектов, или один делать, делать и делать, и к концу года у тебя будет очень интересный, технологический проект… вот ребята, которые делают технологические стартапы - они вот помедленнее.
В. Федоров:
- Какой процент отсева у вас? То есть, кто не доходит до финала? Много?
И. Моручков:
- Конечно. Если брать самую широкую воронку, то 10% доходят до финала.
В. Федоров:
- Ух ты! То есть, из 50 тысяч человек, которых вы познакомили, условно говоря, 5000 дошло до финала? Это по Москве?
И. Моручков:
- Да, у нас есть программы по всей России, я считаю, что, конечно, поддержка должна происходить от министерства просвещения в первую очередь, для того, чтобы произошла плановая работа со школами. Но пока от них нет особой поддержки. Поэтому прорываемся партизанскими пока тропами.
В. Федоров:
- Значит, эту поддержку надо организовать. Спасибо. Воспринимаем это как поручение.
В. Алфимов:
- Иван Моручков, руководитель сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела» и заместитель факультета бизнеса РЭУ имени Плеханова был с нами.
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!