«Россия стоит перед неприятной ситуацией»: политолог раскрыл аспекты конфликта между РФ и Азербайджаном

Политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал эскалацию конфликта между Россией и Азербайджаном, разгоревшегося после жестких задержаний членов ОПГ в Екатеринбурге.
По его словам, в этой ситуации можно выделить несколько аспектов.
«Первое: наверное, история в целом случайна и непреднамеренна. Да, тема расширения рамок дозволенного полиции и демонстративного подчеркнутого насилия — довольно обыденная и в отношении мигрантов, и в отношении тех, кто почему-то не нравится. И вопрос «а что случилось?», который иногда возникает у лоялистов, он привычен, потому что сегодня это часть реалий. В этом плане никто, наверное, не ожидал, что будет такая по масштабу реакция от задержаний в Екатеринбурге. Второй момент: в социуме очень много непроговоренного относительно этнической преступности. Тема существует, и все заговаривания, что у преступников нет национальности, раздражают, бесят, потому что проблемы существуют и с Южным Кавказом, и с Северным Кавказом. И некое ощущение себя людьми второго сорта, конечно, у коренных жителей возникает. Момент третий: тревожность перед степенью социальной солидарности, которая есть у мигрантов, тревожность по поводу того, что они за своих заступятся, а мы за своих нет, тоже сказывается. И желание, чтобы все правила игры для всех были одни, то есть у всех было более-менее бесправие, оно совершенно понятно. Момент четвертый связан с некой коллизией, потому что официальная позиция Москвы достаточно мягкая, даже Мария Захарова выключила привычный троллинг и иронию, и подчеркнуто вежливо, прямо как дипломат, рассуждает о ситуации, чего не случается подчас с другими странами. Но при этом есть мощное внутреннее давление на власть, не то чтобы "введи войска", но "покажи им всем"», — сказал он.
Эксперт отметил, что пятым моментом является то, что у российской внешней политики эмоциональная реакция довольно часто превалирует над целями.
«То есть не чего мы хотим добиться, а как мы хотим ответить на тот или иной укол. А здесь такой очевидный косплей, который Баку делает, пародируя как бы стилистику, эстетику российской власти. Он раздражает и порождает эмоциональные реакции, хотя очевидно, что постсоветские страны, народы Казахстана, Азербайджана имеют представление о неких стереотипах, которые есть у среднего жителя России относительно азербайджанцев или казахов, на которых подчас смотрят сверху вниз, и этим стереотипом эти страны охотно манипулируют. И сегодня в ситуации, когда Ильхам Алиев самый близкий и понятный Владимиру Путину из постсоветских лидеров, Россия стоит перед неприятной ситуацией: либо, по сути, вести холодную войну на два фронта, а это значит забывать о первом фронте, чего пока российская власть делать не хочет, либо идти на какие-то экономические санкции, теряя возможность транзита через Кавказ, и устраивать долгий коридор через Центральную Азию, что не особенно выгодно, либо смириться с некоторой потерей лица, как это отчасти было после прошлого инцидента и кризиса, после гибели самолета "Азербайджанских авиалиний"», — пояснил он.
Виноградов добавил, что сейчас Россия должна определиться, чего она хочет.
«Мы хотим отомстить за поруганную честь? Мы хотим как-то дозировать полицейский произвол, который так или иначе существует, потому что кадры с трупами тоже мы видели, и, мягко говоря, они не работают на официальную версию? Давайте подождем разъяснений российской стороны. Скорее всего, не дождемся. Я думаю, что будет как с самолетом. Поэтому нужно понять, собственно, кто, каковы цели, каковы приоритеты, есть ли, и вообще, считает ли Россия себя, некоторым таким виновником эксцесса, или она считает, что извиняться не за что, все в пределах нормы, а с Россией ведут себя неподобающим образом. Ответа принципиального, выбора из этой развилки политическое руководство России делать пока не торопится», — подытожил он.
Ранее профессор кафедры политической теории МГИМО, доктор политических наук Кирилл Коктыш назвал возможные причины международного скандала между Россией и Азербайджаном, к которому привели недавние задержания в Екатеринбурге и Баку.