А какого размера ваш интеллект? Психолог о том, почему тесты на IQ бесполезны
Ум — одна из самых популярных характеристик, к которым мы прибегаем, когда надо описать человека. Согласитесь, с умным и общаешься и дела ведешь совсем иначе чем с дураком. Но если попытаться измерить интеллект, то выяснится, что сделать это довольно сложно. Известные всем тесты на коэффициент интеллекта не очень для этого подходят. Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как измеряют интеллект настоящие психологи. Впрочем, обычные люди этим методом тоже могут пользоваться. Главное — понимать, что делаешь и на что обращать внимание.
Умный ли ваш ребенок?
Острее всего эта задача стоит в школе. Чтобы понять умный ребенок или нет — совершенно недостаточно посмотреть, какие задачи и как быстро он решает. Хотя это первое, что приходит в голову. Почему на такое не надо ориентироваться? Это же эксперимент в чистом виде! Все науки эти методом пользуются.
Наверное, но в психологии все сложнее. Как минимум потому, что объект измерения — живой. Это длину стола можно померить и успокоиться. С живыми все сложнее. Допустим, мы хотим сравнить двух детей. Дали им одну и ту же задачу и смотрим, кто быстрее справится. Девочка — умница, управилась за 5 минут. Мальчик — в 4 раза меньший умница, потому что справился за 20 минут. Казалось бы, что не так?
Засада в том, что мы не знаем, что было до измерения. В случае с живыми существами важна история вопроса. Может вокруг этой девочки репетиторы два года круги наматывали, поэтому она и управилась за 5 минут. А мальчик, конечно, за 20, но сам. Мы все еще знаем, кто умнее? Тем более в четыре раза. Я уж не говорю о том, что повторный эксперимент покажет очень странные результаты.
В естественных науках (например физике или химии) принято эксперименты повторять и получать аналогичные результаты. Если не получается, что-то не так с экспериментом. Но в психологии дела обстоят немного по-другому. Если мы дадим ребятам ту же задачу (в точности повторим испытание), то они решат ее за две минуты. Потому что они уже ее решали. Они научились.
То есть процесс предыдущего измерения (решения) изменил их самих. Вот в чем принципиальное отличие психологии. Физика имеет дело с мертвыми объектами, которым плевать на то, что с ними было. Стол в процессе измерения не вырастет и не увянет. А в психологии история имеет значение. Вот почему нельзя ограничиться простым замером кто сколько чего и как быстро решил. Что же делать?
Важен не результат, а процесс
Приходится выкручиваться. Не буду долго тянуть резину, скажу сразу. Так как живые люди постоянно меняются, то и изучать надо не результат, а процесс. Для этого психологи ввели несколько понятий.
С первым из них мы уже работали, только не знали, как называется. ЗАР — зона актуального развития — то, что человек уже умеет. Его измеряет всякое ЕГЭ и это довольно бесполезный с точки зрения оценки интеллекта параметр. Почему — мы разобрались выше. Правда его очень любят бюрократы. Им так проще.
Зона ближайшего развития (ЗБР) — гораздо более информативна. Это то, что ребенок еще не умеет делать, но научится, если ему поможет взрослый. Важно, что ребенок еще не решал такую или ей подобные задачи. Мы показываем ребенку, как ее решить, и смотрим на то, как он учится. Нас интересует не столько результат (рано или поздно все научатся), сколько процесс.
Нас интересует море параметров. Надо было объяснить один раз и дать подумать или объяснять постоянно. Понимает со слуха или лучше с картинками. Сначала думает, а потом решает или действует методом проб и ошибок. Постоянно задает вопросы или пытается разобраться сам. Как реагирует на подсказки. Действует прямо по аналогии или переходит к обобщениям. Как относится к затруднениям — они его стимулируют или деморализуют? И море еще чего. Сроки не так уж и важны.
Зная все это, мы гораздо лучше представим себе умственные способности и особенности ребенка. Да, результат не запишешь одной цифрой, зато мы этого ребенка узнали лучше. Знание особенностей может помочь в дальнейшем обучении. Вот что такое настоящее измерение в мире живых существ. Думаю, теперь понятно, почему гордиться ребенком, который в пять лет знает все планеты Солнечной системы довольно глупо. Это вообще не про ум.
Выходим из зоны комфорта с комфортом
Еще нюанс. При обучении важно, чтобы задания были не слишком сложными. Есть такие задачи, с которыми ребенок не справится, даже если ему помогать. Это зона отдаленного развития. Второклассник даже с подсказками не возьмет интеграл.
Когда учишь ребенка, важно ставить ему задачи из ЗБР. Иначе он помучается, помучается и вообще расхочет что-либо делать. Мы сломаем ему мотивацию. Слишком простые задания (из ЗАР) тоже не нужны. Зачем они? Ребенок это уже умеет, ему будет скучно. Многие родители совершают эти две ошибки. Кстати, выходить из зоны комфорта (как меня бесит та фраза!) надо тоже умеючи. В ЗБР. Другие варианты нежизнеспособны. Про это подробнее можно послушать тут.
Что имеем в итоге? Чтобы измерить интеллект, недостаточно дать человеку задачку или тест IQ. Надо изучать не результат, а процесс. Подробнее, про тесты IQ, как они устроены и про их недостатки можно послушать тут. Там же мы говорим про то, учит ли школа думать? Как часто думают взрослые люди? Чем мы чаще всего заменяем мышление? И что еще влияет на успешность в жизни и учебе (спойлер: много чего). Короче, обо всем понемножку. А пока, на этом все, прощаюсь, да пребудут с вами задачи из зоны ближайшего развития.
Григорий Никонов, психолог, преподаватель, автор подкаста «Психозаметки» (Psy notes) на Яндекс.Музыке, Apple и Google Подкастах.