«Голос – отражение нашего внутреннего ощущения»: тренер по голосу о том, зачем каждому работать над речью

Quim Muns/Pixabay.com
Идея учиться говорить и работать над голосом может показаться странной – ведь мы и так общаемся, говорим, высказываем свое мнение.

Однако опыт показывает, что одних слушать легко и интересно, а от речи других клонит в сон, а разобраться в сути того, что они говорят, непросто. Тренер по голосу Седа Каспарова объясняет, что наша речь и манера говорить гораздо важнее, чем многие думают.

О вас можно услышать как о тренере по дизайну голоса, а что это такое?

Тренер по дизайну голоса – это больше, чем человек, который «поставит» вам голос. В мои задачи входит не только научить пользоваться своим голосом и сделать так, чтобы вы могли буквально управлять своими слушателями с его помощью, но и раскрыть внутренний потенциал моего ученика, заставить его поверить в себя.

Очень часто голос – отражение того, как мы себя ощущаем. Он звучит тускло, тихо, неуверенно, если человек находится во власти синдрома самозванца. Он боится проявляться, боится показать себя и свои знания, боится высказать свое мнение, опасаясь критики.

Работа над голосом и речью – это одновременно про работу со своим внутренним критиком и работу над собой. Многие мои ученики не просто начинают уверенно выступать, красиво говорить, держаться на публике, но и иначе смотрят на себя, растут как специалисты. Они получают новые должности, продвигаются по карьерной лестнице, зарабатывают больше. Кто-то наконец решается открыть свое дело или повысить стоимость своих услуг.

Кажется, что это про политиков или бизнесменов. Это применимо в обычной жизни?

Действительно, может показаться, что работа с голосом важна только для тех, кто часто выступает публично – крупных начальников, политиков, тех, кого приглашают с комментариями на радио или ТВ.

Когда я работала на радио и телевидении, мне нередко приходилось готовить спикеров к выступлениям, среди них было немало тех, кто боялся того, что им придется говорить на большую аудиторию.

Однако сегодня, когда социальные сети развиты, а многие хотя развивать свой бизнес и свое дело с их помощью, как никогда нужно уметь красиво и складно говорить. На кого смотреть приятнее – на человека, который не знает, куда себя деть, запинается, мямлит, теребит что-то в руках, или же на того, кто и своей позой, и своей манерой говорить излучает уверенность? Думаю, что ответ очевиден.

Не хочется обращаться за экспертным советом к человеку, который говорит что-то так, будто он и сам не верит своим словам. Тихий высокий и звучащий по-детски голос, запинки, мычание, эканье, торопливая речь не ассоциируются с авторитетностью и важностью. Тем, кто хочет привлекать клиентов, особенно таких клиентов, которые готовы платить, стоит научиться говорить совсем иначе.

Даже если ваши задачи не связаны с вашим собственным делом, то работа над голосом обеспечит ту самую уверенность в своих словах, которой многим из нас так не хватает. Историй, когда человек на совещании отдела боится высказать свое мнение, а в компании друзей неспособен настоять на своей точке зрения – миллион. Умение убеждать напрямую связано с вашей манерой говорить и сделать так, чтобы к вам прислушивались, вполне реально, работая над голосом.

Седа Каспарова

предоставлено Содой Каспаровой

Работа над голосом может заставить мужа слушать или найти общий язык с его родственниками?

Конечно. Работа над голосом и речью – это не просто методики, которые можно освоить за месяц-другой. Это обретение уверенности в себе, получение навыков, которые позволят не бояться высказать мнение, отличающееся от мнения большинства, помогут не бояться ошибок, отстаивать свою точку зрения, достойно реагировать на критику.

Да, улучшению атмосферы в семье, особенно с родственниками, с которыми вы «в контрах» это тоже может помочь.

Для многих чуть ли не единственный вид публичных выступлений — это застольная речь. Что можете посоветовать тостующему?

В действительности, конечно, поводов выступить публично, гораздо больше. Даже если вам не надо выступать перед толпой, читать лекции или быть спикером на телевидении, всем нам время от времени приходится что-то говорить группе слушателей.

Тосты – отдельное искусство. Самый главный совет, думаю, говорить искренне, не отделываться шаблонными фразами, а найти те слова, которые уместны в данной конкретной ситуации. Если заранее знаете, что вам придется сказать тост, то присмотрите заранее несколько вариантов, которые вам по душе, «подгоните» их про себя, можете проговорить сам тост и тогда в момент произнесения вы не будете переживать и волноваться.

Умение говорить пригодится на работе? Например, чтобы получить прибавку или повышение. А если речь о смене работы? Насколько ценнее на собеседовании может стать то, что мы говорим, от того, как мы это скажем?

Конечно, и в этих ситуациях без умения говорить не обойтись. Идет ли речь о собеседовании, или о желании продвинуться по службе – вам нужно показать себя с лучшей стороны, по сути «продать себя» как специалиста, который заслуживает этой должности и этой зарплаты.

Если вы заискиваете, запинаетесь, не можете привести аргументы в вашу пользу, а если и приводите их, то так, будто и сами не верите в них, то сложно рассчитывать, что вас сочтут достойным кандидатом.

Прежде всего, определите свои сильные стороны и свои преимущества для себя. Выпишите их на бумажку в столбик, чтобы понять – это действительно то, чем стоит гордиться. Если вы не продадите себя себе, то на собеседовании или при разговоре с начальником вы будете выглядеть бледно и неуверенно.

Не лишней будет и тренировка – пусть ваш родственник или приятель задает вам вопросы, а вы будете отвечать на них уверенно и четко. Решение на собеседовании часто принимается в первые минуты после того, как работодатель видит и слышит вас – он считывает ваш «образ», а все оставшееся время просто ищет факты, которые подтверждают его мнение. Это значит, что произвести впечатление нужно сразу. Голос и речь здесь очень важны и могут сыграть вам на руку.

mohamed_hassan/Pixabay.com

Вспоминается черчиллевское «Аргумент слаб, усилить голосом», в споре главное децибелы?

Конечно, ситуации, когда хочется повысить голос и просто перекричать оппонента, случаются с нами регулярно. Но крик и сильные эмоции все же стоит оставить на крайний случай.

Лучше не подпитывать агрессию собеседника, а наоборот – стараться излучать спокойствие. Это может быть непросто и требуется некоторый опыт, чтобы научиться не срываться. Однако часто отстоять свою точку зрения можно и без повышенных тонов. Например, используя приемы психологического айкидо, один из которых заключается в том, чтобы согласиться с собеседником, но затем привести аргументы, еще раз подтверждающие вашу правоту.

Кроме того, помните о том, что крик, агрессия и повышенная эмоциональность – это не о вас, а о том, кто кричит. Человек таким образом выплескивает свои внутренние проблемы, а вы в большинстве случаев не обязаны терпеть это и быть «грушей для битья», доказывая, на чьей стороне правда. Если вам некомфортно, то вы можете уйти от этого разговора (и даже физически уйти), не стараясь переубедить оппонента.

В том случае, если отстоять свою правоту все же нужно, то это лучше все же делать спокойным и размеренным голосом, демонстрирующим вашу внутреннюю уверенность.

Неуверенность или тревога часто влияют на голос, можно ли голосом повлиять на свое негативное состояние?

Голос – отражение нашего внутреннего «я». То, что происходит внутри нас, неминуемо влияет и на нашу манеру говорить.

Способы справиться с тревожностью у всех свои. Кому-то в моменте могут помочь голосовые упражнения, пение, да и просто возможность покричать. Кто-то использует медитацию, кто-то спорт, кто-то «подзаряжается» на природе или от домашних животных. Важно найти то, что дает вам ресурс, и пользоваться этим способом регулярно.

Что можете посоветовать человеку, который хочет стать хорошим рассказчиком?

Говорите, рассказывайте, практикуйтесь – это очень важно. Невозможно быть хорошим рассказчиком, если вы будете молчать или общаться только текстовыми сообщениями.

Обогащайте свой словарный запас, переводите слова из пассивного в активное использование. Для этого можно, например, делать упражнение, в ходе которого вы должны 3-5 минут описывать самый обычный предмет – чашку, ваш рабочий стол или даже стаканчик кофе, который вы купили по дороге в офис. Используйте синонимы, вспоминайте разные прилагательные. Если делать это регулярно – ваш словарный запас обогатится.

Еще один совет – смотрите и слушайте выступления тех, кто вам нравится. Это могут быть спикеры TED, ведущие подкастов, популярные интервьюеры. Обращайте внимание на то, что они делают, как говорят, что вас цепляет в их речи и в их подаче.

Психология