Преподаватель — не учитель? Психолог о разнице между высшим и средним образованием

К счастью на козе не тащат: психолог о том, чего не должен делать педагог
В чем разница между школой и университетом? А между преподавателем и учителем? И есть ли она вообще? Об этом и о том, как насильно научить чему-то человека, который этого не хочет, рассказывает психолог и преподаватель Григорий Никонов.

В чем разница между школой и университетом? Несколько странный вопрос, согласитесь? В смысле, в чем разница? То же образование, только сложнее. Не математика, а высшая математика. Не биология, а много биологий. Отчасти это правильно и справедливо для некоторых естественнонаучных дисциплин — технических, биологических. Хотя и там не все так просто. Я психолог, так что буду говорить про социо-гуманитарное знание. Все ниже сказанное в первую очередь относится скорее к университетам, а не к институтам, где учат четким конкретным вещам (строить мосты например).

Два разных разговора

Как преподаватель и психолог, я хорошо знаю, что попытки рассказать о чем-то могут превратиться в два совершенно разных разговора, которые решают совершенно разные задачи. Первый начинается со слов «а докажи-ка мне!». Когда говорящий должен доказать правоту. И он очень хорошо подходит для очевидных вопросов, ответы на которые давно даны.

Второй разговор начинается с внутренних слов «я хочу понять то-то и то-то…» и у него совсем другая тональность и другой настрой. Он про искреннее и честное желание узнать и собственное старание. При таком подходе человек не требует понимания, а надеется на него. В первом случае ответственность возлагается на учителя, а во втором на себя.

Если задачей школьного образования является донесение до ученика прописных истин, которые он должен, и, что самое важное, может понять, то задача высшего образования несколько иная. Да, в идеале результат будет такой же — студент усвоит материал. Но путь к этому результату будет очень не похож на школу.

К счастью на козе не тащат: психолог о том, чего не должен делать педагог

Эти пути различает мера самостоятельности. В школе кровь из носу ты должен объяснить ученику что-то. А в институте ты даешь возможность. Как минимум потому, что в университете доля самостоятельной работы много больше, чем в школе. Университет дает возможность студенту усвоить материал, задать вопросы, обсудить проблемы. Но если студент не хочет понимать, ты ничего с ним не сделаешь. Самый лучший вариант, конечно, когда школьник хочет узнать, а не требует.

«Можешь» или «обязан»?

Такое положение дел отражается также в том, какой статус имеют у нас в стране высшее и среднее образование. Среднее образование — обязательное. А высшее — нет. Тебе дают возможность, но если ты не смог ей воспользоваться — значит, не твое.

Для большей понятности, заостряя мысль, скажу: преподаватель университета только дает возможность понять, но ни в чем никого не убеждает. Если студент в какой-то момент решил, что все это чушь, он вправе забрать документы. Убеждать его никто не будет. Как минимум потому, что это слишком затратная задача. Убедить в очень сложных вещах человека, который этого не хочет.

Психологи знают, в любом деле необычайно важна установка. Важно то, с чем ты пришел в ситуацию. Вы и сами это знаете из своего житейского опыта, я уверен. Если ты хочешь договориться, шанс есть. Если хочешь поругаться, тебя разозлит что угодно. С обучением то же самое. Одно дело, когда ты хочешь понять материал. В этом случае ты проявляешь чудеса сообразительности и старания. Другой вариант — когда ты не хочешь это понять и встаешь в позу «а докажи-ка мне!»

Сама формулировка говорит о том, что ты хочешь не понять, а поспорить. А если человек что-то очень хочет (в данном случае НЕ понимать), то он задачу свою выполнит. И если в школе эту пропасть нежелания еще можно преодолеть (хотя даже там учителя иногда опускают руки), то высшее образование работает с таким сложным материалом, что против воли не объяснишь.

К счастью на козе не тащат: психолог о том, чего не должен делать педагог

Понятно, что преподаватели (и я в том числе) стараемся убедить, донести мысль, сделать материал интересным, «зажечь» студента. Но это сказка не будет длиться вечно. Не хотите — ну и ладно. Захотите — приходите, мы вам в этом поможем. К счастью на козе не тащат. Как говорила моя бабушка.

Преподаватель — не учитель?

Да, это разные профессии. И дело не только в сложности материала. Это не главное. До недавнего времени учителя в школе должны были иметь педагогическое образование, а в вузах — нет. Здорово, если препод одновременно педагог, но это опционально. Педагог работает с еще не сформировавшимся существом (ребенком), и поэтому его действия не только учат, но и формируют ученика.

Именно поэтому им нужны педагогические знания. Знания своего предмета (русский или математика) для них вторичны. А препод — работает со взрослыми, которые уже сформировались. Он не столько воспитатель, сколько проводник идей. Для него первично именно знание своей дисциплины.

Мне кажется, понимание этих особенностей создает адекватные ожидания от высшего учебного заведения. Многие студенты и их родители бывают удивлены, что вуз — это не школа. Теперь вы предупреждены. Более подробно я говорю на эту тему в подкасте «Эффективная учеба или как препод студентке проспорил». Там не только про учебу, но и про экспертность знания и другие интересные штуки.


Григорий Никонов, психолог, преподаватель, автор подкаста «Психозаметки» (Psy notes) на Яндекс.Музыке, Spotify, Apple и Google Подкастах.

Post persons