Раскрыта загадка черной дыры: ученые впервые смогли «заглянуть» в космический объект

Черная дыра
Черные дыры — космические объекты огромной плотности, поглощающие свет. Ученые впервые детально изучили строение ближайшей зоны черной дыры, используя метод рентгеновской реверберации.

Наблюдать черные дыры напрямую невозможно, но можно изучить, как ведет себя материя, которая приближается к черным дырам и падает в них.

Двигаясь по спирали к черной дыре, она разогревается до миллиона градусов и излучает рентгеновские лучи. Астрономы из Европейского космического агентства ESA с помощью космического телескопа XMM-Newton впервые смогли использовать отражающиеся эхо-сигналы и оценили динамическое состояние среды, окружающей черную дыру. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Данный метод, называемый реверберационным картированием, чем-то похож на эхолокацию. Для детального изучения астрономы выбрали черную дыру в галактике, расположенной в созвездии Центавра, в миллиарде световых лет от Солнца. И наблюдали вспышку, когда яркость короны изменилась в 50 раз всего за несколько часов.

Исследователи надеются использовать тот же метод для картирования черных дыр в других галактиках. В 2031 году запустят новый космический телескоп «Афина» с чувствительностью в сто раз больше, чем у действующего телескопа.