«Риски есть огромные»: захотят ли школьники возвращаться с «дистанционки»

Наталья Киселева

Наталья Киселева. Учитель математики высшей квалификационной категории, финалист международного конкурса «Учитель мира»

Александр Милкус и Дарья Завгородняя с финалистом конкурса «Учитель мира» Натальей Киселевой о сложностях перехода на дистанционном обучении и возвращения к обычным урокам.

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Милкус:

- Всем здравствуйте! «Родительский вопрос» сегодня мы, как и все учителя нашей страны, находимся в онлайн, ведем этот эфир с помощью современных компьютерных технологий.

Д. Завгородняя:

- Здравствуйте!

А. Милкус:

- И с нами Наталья Киселева, учитель математики. Она входит в список пятидесяти лучших учителей мира. Есть такая премия.

Н. Киселева:

- Здравствуйте!

А. Милкус:

- Сразу хочу сказать, что у нас прямой эфир и нам можно позвонить. Мы будем говорить на горячую тему – это онлайн-обучение. Родители, учителя, подключайтесь. Прошла первая волна испуга, нервотрепки. Как вы справляетесь, проходите школьную программу? Или у вас каникулы?

«Комсомольская правда». Высшая школа экономики, профсоюз работников образования и интернет-издание «Директория онлайн» - издание для директоров школ, мы провели опрос. 22600 анкет, заполненных учителями из разных уголков нашей страны. Опрос был о том, как они справляются с дистанционным обучением в эту напряженную для нас пору. Для меня цифры оказались неожиданными, потому что 64% учителей, оказывается, пользовались дистанционными образовательными ресурсами до того, как началась эта история с коронавирусом. Учитывая, что исследования прошлого года, но они были не такие масштабные, но в основном с помощью опросов, так вот там было о том, что 12-14% учителей у нас обладают знаниями, как использовать онлайн-ресурсы, а 50% учителей не то, что боялись компьютера, но как-то старались его обходить. А тут 64% вполне себе справились. И во время перехода на дистанционное обучение число учителей, которые пользуются онлайн-ресурсами увеличилось до 85%.

Наталья, самое интересное, и я хотел бы, чтобы вы это прокомментировали, что люди отвечают о том, что пользуются дистанционными онлайн-ресурсами, но при этом, когда их спросили о том, как они общаются со своими учениками, лишь 57% сказали, что они размещают материалы в электронных дневниках. И ученики осваивают программу самостоятельно. Мне рассказывали, что в школах стоят коробочки. И родители приносят заполненные тетрадки.

Может, учителя не очень понимают, сказав, что они пользуются онлайн-ресурсами что такое онлайн-ресурсы?

Н. Киселева:

- На самом деле, если сейчас говорить по поводу расхождения в понимании, что такое онлайн или дистанционное, спорят многие эксперты. Рассуждения идут об этом даже на уровне экспертного сообщества.

Я хотела начать с комментария этих данных. Всегда очень красива и интересно смотреть процентный соотношения, например, 12% учителей имели опыт, а сейчас 64%, которые, оказывается, имели опыт. Когда мы говорим о какой выборке? Потому что если просто посчитать, что в нашей стране порядка даже не двух, а полутора миллионов учителей, то вот 64% от 22 тысяч опрошенных, это 9% от всех учителей, если брать по общей выборке. И здесь, когда мы говорим о процентном соотношении, хорошо бы понимать абсолютные величины. Или понимание той выборки, от которой бралась эта статистика, вот эти данные. Чтобы не получалось так, что вот у нас в прошлом году всего лишь 14% учителей пользовались ресурсами, а сейчас уже 64% за две недели научились. Здесь надо быть очень осторожным, когда мы используем процентные соотношения. Это хорошая тема применения процентов в реальной жизни с точки зрения математики. И мы с моими учениками очень часто обсуждаем. Это касается скидок, вот этих всех рекламных маркетинговых акций со скидками. Хорошо, когда звучит в процентах. Интересно, когда при этом известны абсолютные величины, стоящие за этими процентами.

Это первый комментарий в отношении выборки. А, кроме этого, хотелось бы сказать, что 22 тысячи – это большое количество учителей, принявших участие в опросе. Но здесь вопрос: каким образом этот опрос распространялся? Посредством ресурсов интернета, посредством ссылки на учительских порталах, на которые учителя заходят и читают? Через всевозможные социальные сети? Кто является пользователем этих ресурсов? Те, кто обладает навыками работы в интернете.

А. Милкус:

- Мы учитывали это, когда распространяли анкету. Мы просили профсоюз, который нам очень помог, чтобы они разослали эту анкету по школам.

Н. Киселева:

- То, что проведен опрос, это очень важно. Потому что, по крайней мере, видна динамика, картина. Можно посмотреть, чем пользовались учителя, пользуются сейчас. А самое главное, видна динамика того, кто пользовался до введения этого условного использования дистанционных форм обучения, а кто сейчас. Какой идет рост сейчас. И мы видим уже на две недели положительную динамику среди участников всех образовательных отношений.

А. Милкус:

- Учителя наши большие молодцы. И они вошли в эту историю не то, что с большим энтузиазмом, конечно, побаивались. Но вот…

Н. Киселева:

- Александр, давайте откровенно говорить. Боялись. И боялись, и боятся.

Д. Завгородняя:

- Друзья, по поводу Москву. Мы же помним такое исследование информационной грамотности в 18-м году. Оно показало, что московские школы технически вооружены совершенно до зубов. Они лучше многих городов Европы, в том числе, учителя. Но нам надо понимать, что люди в вопросах несколько приукрашивают ситуацию, склонны приукрашивать. Это даже социологи отмечают. И я наблюдала две недели назад, когда я начинала делать материал по дистанционному образованию, заметила, что многие учителя пришли в растерянность. Они совершенно не понимали, что делать. Отсылали задания по вотсаппу, принимали фотки тетрадок по вотсаппу. И взрывались, зашивались, потому что там по сто человек в потоке. Как проверить все эти тетрадки?

А. Милкус:

- То же самое мне говорили в Калужской области, в Смоленской.

Д. Завгородняя:

- Сейчас они немного сориентировались. Если брать московских учителей, стали спокойно делают уроки онлайн, какие-то более плотные формы сотрудничества, онлайн-тесты, начинают осваивать разные платформы. Но все любые другие, кроме МЭШ, которая виснет. Разбежались по ресурсам и стали потихоньку нормально работать. И дети вроде как занимаются.

А. Милкус:

- Кстати, еще один показатель нашего опроса. Картина, которую выдают учителя из городов-миллионников, из просто крупных городов и сельские учителя, примерно одинаковая. Вот до чего доходит у нас интернет школ. У нас стирается грань между городом и деревней по данным онлайн-ресурсам. Учителя в сельской местности работают не менее продвинуто, чем в крупных городах.

Н. Киселева:

- Можно добавить? Мы говорим про сельскую местность и, собственно, про малые моногорода. Там, где есть технические возможности подключения к онлайну, к интернету. Конечно, во многих регионах выдавались компьютеры семьям, учителям, если была такая возможность, планшеты, чтобы увеличить количество учащихся, которые вовлечены в образовательный процесс. Но нужно помнить о том, что у нас очень большая страна. И очень много регионов, особенно сельских школ и малых городов, в которых нет технической возможности подключения к интернету. Я совершенно точно знаю, что у нас есть населенные пункты, в которых электричество подается по часам в связи с какими-то работами, производящимися в данное время. Это не день, это недели. И такие достаточно длинные периоды. И там нет возможностей у детей.

А. Милкус:

- Многие учителя жалуются, что ребята не в состоянии осваивать программу из-за низкой скорости интернета, который есть. Об этом говорят 58% учителей. И о том, что у них не хватает гаджетов и техники. Про себя они не говорят, а у детишек есть такие проблемы. Я знаю очень интересную акцию, ее организовали вузы Татарстана. Они объединились и ученикам, школьникам с компьютерами передали 600 планшетов и ноутбуков для того, чтобы они могли заниматься. Молодцы. Надеюсь, что эта инициатива будет поддержана в других регионах.

Наталья Киселева

Н. Киселева:

- Эта инициатива хорошо решается и на уровне органов власти в регионах. И на уровне даже отдельных людей. Каждый день встречаешь в новостях информацию о том, что кто-то подарил какое-то количество смартфонов в школы в сельские отдаленные районы, кто-то помог с подключением. Это очень интересная история, потому что мы объединяемся все для решения одной задачи. И правильных решений, наверное, сейчас нет во всем мире, потому что все столкнулись с одной и той же проблемой.

Д. Завгородняя:

- Хотела бы добавить про весь мир. Когда я разбирала ситуацию в других странах, выяснилось, что да, Америка очень продвинутая. Выяснилось, что у то ли 30 или у 300 тысяч школьников нет доступа к компьютерам. И власти срочно занялись закупкой недостающих для детей планшетов. Эти проблемы есть везде, на самом деле. Проблемы технического оснащения детей.

У нас долгое время считалось, что компьютер – это плохо, от него вред, хотя в Америке дистанционная форма образования давно, Нью-Йорк – продвинутый город, но тем не менее.

А. Милкус:

- Она разная.

Н. Киселева:

- Я общалась с учителями, собирала информацию. Даже в продвинутых странах, та же Америка, в чем возникла сложность? Есть возможность подключения. Проведения онлайн-уроков, но проблема в том, что в классах часто дети разноязычные, мультилингвальные. И учителю сложно организовать их вместе, но это проблема мультилингвальности и миграции, она давно уже в развитых странах стоит. И у нас тоже эта проблема есть в ряде регионов. И вот как организовать обучение даже при наличии технических средств? У нас многонациональная страна и много языков. И эта проблема возникает.

Если говорить про другие страны, то ведутся уроки и по радио, и оставляют задания в полицейских участках, в сумермаркетах для того, чтобы родители, приходя за продуктами, брать задания для детей. А потом отправлять эти задания, оставляя их в супермаркетах.

А. Милкус:

- Как вы относитесь к инициативе проводить уроки по телевидению? Украина сейчас гордо сообщила, что они…

Д. Завгородняя:

- Франция так делает.

А. Милкус:

- Израиль практически.

Н. Киселева:

- Турция делает. Я видела расписание и обращение министра образования. Знаете, мне понравились уроки, которые сделали в Чехии, где не просто учитель, стоящий перед экраном с доской, рассказывающий как бы не существующему классу, а где фактически класс и учитель с учениками. И идет учебный процесс. И ты фактически включаешься в учебный процесс. Для учителей и для учеников начальной школы это интересная возможность.

Как относиться к этому? По-разному. С одной стороны, можно говорить, что это пассивное просматривание передачи. С другой стороны, это возможность донести учебный материал, организовать образовательный процесс там, где нет компьютеров и интернета.

А. Милкус:

- Чехия, Израиль – маленькие страны. У нас 11 или 9 часовых поясов. У нас разные программы, ученики, подходы учителей. Может ли быть эффективной такая история у нас?

Н. Киселева:

- У нас ряд регионов уже пробили эту форму. Встречается информация о том, что каких-то областях запускаются уроки и учителя ведут на местном телевидении.

А. Милкус:

- А на федеральном уровне? Как на Украине.

Н. Киселева:

- Я думаю, что это было бы хорошим решением, потому что накопить такие занятия через телевидение и дать возможность всем детям, у которых нет доступа к интернету и компьютеру, это охватит большее количество учеников. Телевидение более распространено, особенно в сельской местности, чем наличие хорошего интернета и компьютеров, гаджетов.

А. Милкус:

- К нам дозвонился Василий Михайлович из Московской области. Здравствуйте!

- Добрый день! Сейчас услышал о телевидении. А почему не используют телевидение для обучения школьников?

А. Милкус:

- Ответ готов. Со следующей неделе по федеральным каналам, наверное, не по Первому и на России-1, насколько я знаю, по крупным федеральным каналам будут транслироваться уроки. Пока непонятно расписание. И какие уроки. Думаю, мы объявим это, как только министерство просвещения с нашим телевизионным начальством договорится. Учителя готовы к такой работе.

Д. Завгородняя:

- Мне кажется, надо французский опыт нашим перенять. То, что Франция сделала для младших школьников, это просто потрясающе. Это так развлекательно! Это так прикольно! Для детей и маленьких это развлечение такое. И здесь в такой все развлекательной и симпатичной форме, что невозможно оторвать взгляды от этого.

Н. Киселева:

- Я согласна. Это так. И вспоминается наша добрая «АБВГДэйка», которая была популярна в советское время. Это же тоже образовательный проект, который был в интересной форме для учеников начальной школы.

А. Милкус:

- А не получится, когда начнется нормальная учеба, придут детишки, «развращенные» веселым телевидением, у которого есть другие технические возможности, и скажут своей Мариванне, а ну, давайте теперь и вы в таком же стиле!

Д. Завгородняя:

- А то вы скучная какая-то!

Н. Киселева:

- Риски есть огромные. И писала недавно свои мысли по поводу того, что не только ученики начальной школы, но и любые ученики, опробовав онлайн-взаимодействие с другими лекторами, с интересными олнайн-лекторами, потом могут просто сказать, что нам не интересно слушать своего учителя. Потому что мы смотрели этот материал у лучшего лектора.

А. Милкус:

- И чего делать?

Н. Киселева:

- Риск такой есть везде. Думать всем вместе.

Александр Милкус

А. Милкус:

- Я вот что еще хотел обсудить. Опрос показал, что у нас практически нет ресурсов для детей с ОВЗ и онлайн для занятий с дошколятами. Они тоже сидят дома. Их надо развивать. Мы уже говорили о том, что французы делают интересные уроки для младших школьников, для дошкольников. У нас практически нет ничего. Вы обращали внимание на это? Здесь что можно сделать? Государственные платформы у нас разворачиваются очень медленно.

Д. Завгородняя:

- У меня крестница дошкольница. Делает зарядку по интернету. Садится воспитательница, стримит зарядку, ребенок делает упражнения. Вместе с мамой, естественно, но это очень тяжело. Это всегда скандал, потому что ребенок не очень понимает, что такое компьютер совсем.

Н. Киселева:

- А я видела интересную практику в ряду детских садов московских. Для детей четыре-пяти лет организовывались два или три раза в неделю короткие видео-встречи. По скайпу с одногруппниками. И они рассказывалим друг другу про рисунки, которые они нарисовали, что интересного они прочитали за эту неделю. И насколько серьезно эти малыши подходили к таким занятиям. Занятии коротенькие, буквально пятнадцать минут. Но то, что они видят друг друга и видят воспитателя, что они учатся говорить и обмениваются впечатлениями, показывают даже так вот через гаджеты свои рисунки, это очень классная практика. Это реальная практика дошколки в ряде образовательных организаций.

А. Милкус:

- Нам дозвонился Василий из Краснодара. Бывший преподаватель.

- Здравствуйте! Просто сейчас идет разговоры про онлайн-обучение. И правильно было замечено в передаче, что если передачи будут вести очень хорошие педагоги, это будет интересно, то потом, вернувшись в обычное обучение, ученики могут недооценить своих преподавателей. Но это и будет именно, может, какой-то школой для преподавателей школьных, потому что сейчас в школах, действительно, учителя… Если бы вы внимательно изучили интернет, допустим, есть такой яндекс-дзен, где учителя просто злорадствуют и издеваются над родителями сейчас…

А. Милкус:

- Я бы предостерег от того, что такие вот сливные устройства, как яндекс-дзен использовать для исследования общественного мнения.

Н. Киселева:

- Можно прокомментировать слова Василия? Замечание интересное. Думаю, что стоит развить эту тему. Время взаимных обид и претензий, взаимного недовольства со стороны семьи к школе, со стороны школы к семье, они не возникли в связи с переходом на вынужденное дистанционное образование. Эта проблема – несоответствия ожиданий друг друга – происходит очень давно. И сейчас мы видим новую волну, новый всплеск. В разных источниках совершенно по-разному возникают со стороны учителей вопросы к родителям, потому что нет договоренности. Нет четких и понятных алгоритмов и договоренности. Они только формируются. И со стороны родителей тоже большое количество страха, потому что они взяли на себя новые роли, к которым они не были готовы.

Д. Завгородняя:

- Родители на себя взяли часть обязанностей учителя, по сути дела.

Н. Киселева:

- Школы. Они вынуждены были это сделать.

А. Милкус:

- Хорошо, может, родителя вспомнят школьную программу.

Д. Завгородняя:

- Поймут, как тяжело учителям.

Н. Киселева:

- И учителя поймут, как тяжело родителям в разных ситуациях. Здесь такое общее дело. И, мне кажется, эти пререкания по поводу того, что кто кому и больше претензий предъявляет, это не конструктивный разговор. Мы не добьемся ничего положительного и не сможем из этого вынести какие-то уроки в отношении наших детей. Давайте думать о детях, в первую очередь. И учителя, и родители, мы все сейчас фактически в этой ситуации, и решаем один вопрос: как организовать образование наших детей, их дальнейшее обучение. И тут вопрос, скорее, о конструктивном диалоге.

А. Милкус:

- Я хочу подтвердить то, о чем мы говорим, результатами опроса. 84% учителей в нашем опросе считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. Они стали работать интенсивнее. И вот вопрос в оплате их интересует, но пока он не решен.

59% отметили, что нагрузка увеличилась и на детей. Дистант не облегчил работу учителей и детей. И, естественно, родителей. Усложнил.

Д. Завгородняя:

- Учителя очень беспокоятся, чем ребенок, например, занят, когда идет онлайн-урок. Зачастую, если его не контролируют, он может чай пить, бабушка булочку принесла. Но сейчас все осваивают платформы, где можно всех задействовать одновременно.

Учителям приходится принимать очень много творческих решений. Комбинировать способы и формы преподавания. И это все каждый раз в индивидуальном порядке. Да, нагрузка возросла, но мы можем увидеть в большей степени сейчас учительскую профессию, что она очень творческая.

Во многих школах организованы студии с интерактивной доской. Как математику преподавать? Без интерактивной доски. Без объяснения.

Н. Киселева:

- Я с вами согласна. И поддерживаю. Особенно в плане того, что касается поиска новых форм и открытий для учителя в плане преподавания. Получается, что идет накопление нового опыта, который останется. Мы вернемся в школу. И будем смотреть, как это будет интегрироваться - очный и дистанционный формат. И то, что появляется творчество и практика, из которой потом будет формироваться, может быть, новая наука, это очень важно.

Возвращаясь к нашему слушателю Василию, учитель – это не только транслятор знаний. Это больше. Это новые функции. И тут учитель получается организатором. Я себя воспринимаю как организатора образовательного процесса. Я подбираю учебный материал, формирую группы и пытаюсь выстроить каналы коммуникации с детьми. Мне важно, чтобы дети включались в эту работу.

Да, я не могу заглянуть за экран каждого компьютера и посмотреть, а что там делает ребенок. Может, он отключил звук и не смотрит давно. Здесь нужно подключать их, вовлекая в деятельность. Тогда появляются новые формы урока, активна проектная деятельность, когда дети на практике пользуются теми знаниями, которые они получили. И когда они в обсуждении с родителями, с другими учениками могут получать новые знаний и продукты. Это очень интересно.

Дарья Завгородняя

Д. Завгородняя:

- А как вы относитесь к тому, чтобы родители контролировали процесс?

Н. Киселева:

- Это не новая активность. Такие ситуации, когда кто-то стоит надзирателем или контролером, они на протяжении веков были всегда. Что это порождает? С одной стороны, со стороны ребенка противостояние, потому что очевидно, что такое ребенок будет негативно относиться к такой ситуации. К ситуации образования вообще, к своим родителям и к учителям. А следующее, что будет, это порождает ложь. Этот ребенок будет учиться выворачиваться из ситуации, выкручиваться и обманывать. Он не находится в состоянии комфорта, ему неудобно и не хорошо. Здесь надо искать другие формы. Конечно, мы понимаем, что наши дети не готовы к большому объему самостоятельной работы. Это большая проблема, которая вскрылась сейчас.

А. Милкус:

- Наши дети столько сидят за компьютерами, это тоже не хорошо.

Н. Киселева:

- Да, поэтому мы говорим о том, что есть книги, игры. И хорошо в этот период семьям зарождать новые традиции, семейные традиции. Игры, беседы, рассказ о том, что прочитал.

А. Милкус:

- ЕГЭ и ОГЭ. С ОГЭ все понятно, 9 июня начнется. И ОГЭ в этом году будет только по двум предметам – русский и математика. Это сообщило Министерство просвещения. И сколько будут продолжаться мероприятия, связанные с вирусной опасностью, может, еще срок перенесут.

А вот с ЕГЭ вопрос сложный. Пока объявлено, что 8 числа начнется ЕГЭ. Как утверждает нынешний глава Рособрнадзора, я с ним согласен, нельзя его сделать в онлайн-варианте. Потому что все должны сдавать его в одно и то же время. И по федеральным контрольно-измерительным материалам. Но при этом тот же отец ЕГЭ – Виктор Александрович Болотов, когда вводили ЕГЭ, он был заместителем министра образования, потом продвигал его через Рособрнадзор, считает, что в этом году

ЕГЭ можно было бы в особом варианте заменить на выпускные экзамены в школе. Я не очень понимаю, если мы говорим про выпускные экзамены в школе в режиме онлайн, то это тоже не очень понятно, как можно проводить. Мне кажется, что альтернативы ЕГЭ нет. И вряд ли пойдут на то, чтобы ЕГЭ совсем отменить. ЕГЭ ведь является основанием для зачисления в вузы. И тут еще одна интересная идея возникла, для меня очень странная. А давайте мы зачислим всех на первый курс, и вузы сами отберут после первого семестра. И отчислят тех, кто не тянет.

Н. Киселева:

- Сложный вопрос. В чем интересная фраза от Виктора Александровича, что ЕГЭ делается для детей, а не дети для ЕГЭ. Из этой позиции надо понимать. На сегодня у нас есть нормативное закрепление ЕГЭ как единственной формы государственной итоговой аттестации, на основании которой ребенок получает аттестат. И поступает потом в вуз. И все правила приема всех вузов еще в октябре на этот учебный год были опубликованы. Сейчас в сжатые сроки апрель-май срочно в авральном порядке изменить возможности поступления во все вузы, изменить возможности проведения ЕГЭ, в том числе, и нормативно, я не знаю, это очень сложный вопрос.

А. Милкус:

- Сдвинуть сроки, если дальше не будет какого-то прогресса. Министр науки и высшего образования Фальков вчера заявил, что вузы могут сдвинуть на две недели в сторону августа зачисление в вузы. Первая волна может быть 19-го августа, вторая 24-го. Резерв по времени у нас есть.

Н. Киселева:

- Почему идет сдвижение сроков и почему все надеются на то, что у нас ситуация стабилизируется? Во многих аспектах, в том числе, в аспектах управления присутствуют математические модели. И математики так же рассчитывают развитие ситуации с коронавирусом. В позитивном, в нейтральном формате и в негативном. О том, какие могут быть последствия. И если рассматривать сейчас математическую модель, которая предложена, то по прогнозам с нейтральной степенью или по прогнозам негативным в июню есть шанс, что ситуация улучшится. Пойдем на спад, где-то уже значительное будет улучшение. Поэтому есть надежда, что возможность проведения экзаменов реализуется. Дети должны иметь шанс поступления, они к этому готовились. И окончание школы, получение аттестата. И это очень сложный вопрос сейчас.

Есть практика в странах, где экзамены переносят. Есть практика, где экзамены отменяют. С переводом ЕГЭ в онлайн, думаю, что это маловероятно в ближайшей перспективе.

А. Милкус:

- Хотел бы сказать выпускникам этого года. Вы особо на дискуссию, которая происходит в образовательном сообществе, не рассчитывайте. Готовьтесь к ЕГЭ. Основные предметы и предметы по выбору. Единственное, что может быть, сдвинут сроки, как говорят военные, вправо. На середину июня куда-нибудь.

Н. Киселева:

- Я согласна с Александром. Нужно готовиться и понимать, что все сейчас находятся в одинаковой ситуации вынужденного дистанционного образования. И не получают, может, тех уровней подготовки, тех условий подготовки, которые планировались.

Д. Завгородняя:

- Но дело в том, многие говорят психологи, что не будем сейчас напрягаться. Давайте в штатном режиме готовиться к ОГЭ, к ЕГЭ. А как оно пойдет, так оно и пойдет. Так сложились обстоятельства. В Италии, например, вообще все занятий отменили. И решили первые два месяца следующего учебного года посвятить освоению программе, которая была пропущена в нынешние два месяца.

Н. Киселева:

- Скорректировать образовательную программу.

Д. Завгородняя:

- И так во многих странах, но в Италии радикально, потому что там все плохо.

Н. Киселева:

- Мы же не говорим о том, что изменится кардинальным образом экзамен. Каждый понимает, какого вида экзамен он будет сдавать и как выглядит ЕГЭ. И как он проходит. Здесь паниковать не о чем. Кто готовился к экзаменам, понимал, они пройдут мае, в июне или в июле. Экзамены все равно состоятся.

Д. Завгородняя:

- И наши органы образования, мне кажется, гибко отреагируют на ситуацию. Просто нам надо им больше доверять. И надеяться на свои знания. И развиваться, потому что сейчас все возможности. Погулять не пойдешь.

А. Милкус:

- Мне кажется, что выпускники могут закрыться и готовиться.

Спасибо большое! Надеюсь, на какие-то вопросы мы ответили.

Post persons