Одиночество и психиатрическая больница: вспоминаем «главную бабушку» Татьяну Пельтцер

Фото: globallookpress.com
6 июня исполнилось 116 лет со дня рождения знаменитой советской актрисы.

Амплуа старушки прочно приклеилось к любимой артистке СССР Татьяне Пельтцер. Своим примером она доказала, что популярность может прийти к актрисе и после 50 лет.

6 июня исполнилось 116 лет со дня рождения Пельтцер. В связи с этим Радио «Комсомольская правда» публикует интересные факты из ее жизни и рассказывает о том, почему в старости она попала в психиатрическую больницу.

Впервые актриса появилась на экране в фильме «Простые люди» 1945 года. Однако всесоюзную известность она обрела после выхода «Свадьбы с приданым» — тогда ей было 49 лет.

Несмотря на образ классической бабушки или нянечки, Пельтцер вовсе не была божьим одуванчиком. Коллеги вспоминают, что она могла сказать жестокую правду в лицо, часто срывалась на костюмершах и вообще была известна своим вспыльчивым нравом и конфликтностью.

Татьяна Пельтцер, 1920-е годы.

Автор: RaySys - Moskov foto, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31563588

Вся жизнь Татьяны Пельтцер связана с искусством. Ее отец был артистом театра и кино, а сама она буквально выросла за кулисами. Примечательно, что у нее не было актерского образования, но это не помешало ей стать «главной бабушкой» советского кинематографа.

Официально карьера Пельтцер началась с работы в Передвижном театре Красной Армии в Ейске. Спустя несколько лет она вышла замуж за инженера и философа Ганса Тейблера и уехала с ним в Берлин.

Там она вращалась в немецкой культурной элите, даже играла в театре, пока однажды не влюбилась в русского кораблестроителя и не уехала на родину, рассорившись с мужем.

Татьяна Пельтцер в фильме «Руки вверх» (1981)

Фото: Кадр из фильма «Руки вверх» (1981)

Вернувшись в Россию, Пельтцер долго переходила из одного театра в другой, пока наконец не осела в Московском театре миниатюр, где добилась большого успеха.

Артистка так хорошо играла нянечек, банщиц и молочниц, что зрители стали приходить на спектакли только ради нее. Вскоре ее заметили кинорежиссеры, а в 1943 году вышел фильм «Свадьба» с ее эпизодическим участием.

Взрывной характер Пельтцер отмечали не только актеры, но и режиссеры театра. Так, прослужив 30 лет в Театре Сатиры, актриса ушла от Валентина Плучека со скандалом и перешла в «Ленком» к Марку Захарову.

1970-е годы стали временем сценических побед Пельтцер: она блистала в театре, много играла в легендарных фильмах: «Это мы не проходили», «12 стульях», «Трое в лодке, не считая собаки».

Не менее яркой была и ее роль в фильме Марка Захарова «Формула любви», который вышел в 1984 году.

Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой в фильме «Формула любви» (1984)

Фото: кадр из фильма «Формула любви» (1984)

Однако одновременно с блестящей карьерой на плечи актрисы легла забота о старом отце, а позже — о брате-инвалиде, пострадавшем в ходе тестирования гоночного автомобиля.

В 1959 году умер папа актрисы, а в 1975 — брат. Она осталась совершенно одна, и единственный, с кем она поддерживала связь, был бывший муж Ганс. Они даже увиделись через несколько десятилетий, но встреча закончилась скандалом: экс-супруги не смогли выяснить, кто все-таки виноват в их расставании.

Татьяна Пельтцер и Евгений Леонов в спектакле «Поминальная молитва», Ленком.

Фото: globallookpress.com

К 85 годам состояние актрисы резко ухудшилось. Она стала подозрительной, рассеянной, но она все равно продолжала выступать и играть в театре. В начале 1990-х артистку положили в специализированную лечебницу с диагнозом «нервное перенапряжение».

«Последние годы она провела в сумасшедшем доме — я ее там навестила. Свидание разрешили очень неохотно, но я все-таки главврача уговорила. Татьяна бросилась ко мне, обняла...», — цитирует актрису Ольгу Аросеву издание StarHit.

После этого артистка ненадолго вернулась домой, но вскоре сломала шейку бедра, что стало для нее приговором. Пельтцер ушла из жизни в 88 лет, завещав двухкомнатную квартиру женщине, которая ухаживала за ней последние годы, а роскошную библиотеку — режиссеру Марку Захарову.

Коллеги по сцене и почитатели ее таланта заявляют, что вместе с Пельтцер ушла целая эпоха.

Кино