«Подкараулили у школы, повалили на землю и пинали по голове»: эксперты выясняют, откуда берется детская агрессия
Скачать передачу [mp3, 43.2 МБ]
Минувшая неделя стала рекордном по количеству сообщений о школьных столкновениях. Учебный год в самом разгаре, ученики вошли как в учебный темп, так и в темп ссор и конфликтов.
Били по голове
Первая история: ученики 4-го класса средней школы в Сахалинском Паранайске избили одноклассницу за то, что та напомнила учителю задать домашнее задание.
А на выходе из школы на нее набросились ее 10-летние товарищи. В итоге ребенок госпитализирован с сотрясением мозга. По рассказам мамы, было 7-8 человек, среди которых только одна девочка, они повалили ее на землю и стали пинать. Били в основном по голове пакетами со сменной обувью.
Открытых конфликтов у нее ни с кем не было. Но один парень из тех, что избивали, год назад ударил ее ногой по голове, травма тогда тоже было серьезная. Мама тогда не стала обращаться в полицию, а сейчас она считает, что зря.
Избиение видели все – и прохожие, и старшеклассники, потому что было время большой перемены. Но никто не подошел. Помогли только одноклассники-близкие друзья девочки, которые помогли встать и вызвать такси. Охранник тоже за всем наблюдал, но вмешаться не счел нужным.
После прошло два родительских собрания, на которых присутствовали родители обидчиков. Часть из них извинилась. А другие считают, что школьница сама спровоцировала конфликт. По их мнению, это не ложь, потому что чем таким надо быть, чтобы вызвать сотрясение мозга.
Педагог ситуацию не комментирует. По словам мамы, она — профессионал, и ни у кого нет к ней вопросов. Но, по мнению психолога, она могла урегулировать момент еще в том случае, когда девочка говорила о задании: можно было перевести в шутку, и избежать конфликта.
Можно было избежать
Психолог Татьяна Ночкина: Конфликта можно было избежать. Когда дети начинают что-то против какого-то одного ребенка, то стоит вмешаться учителю, как совершенно меняется атмосфера в классе. В руках учителя очень многое
Если мы говорим о том, что школьница напомнила о задании и вызвала на себя агрессию, то это значит что она и до этого раздражала одноклассников. Более того, мы говорим о начальной школе, где взрослый, который оказался рядом, главный. Он рулит.
А здесь речь идет о том, что конфликт разгорался долго. То есть долго взрослые, родители, не обращали внимания на то, что происходит с детьми. Здесь хочу обратить внимание на один момент: когда дети группируются в компании, это значит, что очень часто фоновая атмосфера в семье негативная.
Следить за речью
Да, я хочу обратить внимание на это. Родители не следят за тем, что они говорят. Например, в поездке в машине, если кто-то кого-то подрезал, водители начинаются кричать «бить таких надо» и разные комментарии раздавать.
Родители не отслеживают, какие слова они произносят. А дело в том, что дети понимают нас в буквальном смысле. И если взрослый скажет, что надо что-то сделать — это не значит, что он будет это делать. А дети понимают так, что если девочка сделала им плохое, значит надо с ней разобраться.
Обращайте внимание на то, что говорите. Поведение детей зеркалит атмосферу в семье.
Существует тенденция, согласно которой травят ученика, которому интересно учиться, и он делает это хорошо. А педагог его хвалит, ставит в пример, чем взращивает завить и ненависть других. Все должно быть дозированно.
Это важно, если мы говорим о школе начальной, где дети стремятся к вниманию взрослых. Это их естественная потребность. В классе 30 человек, каждый из которых хочет, чтобы его похвалил учитель.
Учительница била ученицу на уроке
В Москве родители пожаловались на учительницу столичной коррекционной школы Екатерину Тураносову, которая на уроке била ребенка по спине и лицу. Этот факт зафиксировала видеокамера.
Тураносовой предъявили обвинение, но та подала встречный иск. Женщина уверяет, что на видео не она, и что съемка незаконна.
Адвокат по семейным делам Жанна Моргулис: В каком состоянии она была, что не может идентифицировать себя саму на видео? Человек в здравом уме и трезвой памяти, не в алкогольном или наркотическом опьянении, всегда может сказать, он на видео или не он.
В каком тогда она приходила состоянии в школу? Состоит ли она на учете в каком-нибудь диспансере. Наверное, начинать надо с этого.
Возбуждено единственное уголовное дело по статье 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию не совершеннолетних). Где дело или хотя бы проверка по факту избиения, который есть на видео? Вопросов много.
Провинившиеся двоечники
Татьяна Ночкина: Мы услышали сейчас, что педагог воспитывает ребенка-инвалида. Отсюда тяжелое психологическое состояние и, как следствие, срыв.
Но это событие может повлечь за собой отрицательное влияние на взаимоотношения с учителями в школах. Они зажаты, от них требуют и забывают, что они люди.
Во многих школах ситуация такая, что учителя будто сами провинившиеся двоечники. Это надо менять, формировать здоровое отношение между учеником и учителем, и только тогда мы можем говорить о том, что воспитатель или учитель сможет раскрыть свои лучшие человеческие качества, общаясь с группой детей.
Надо сказать, что в современном мире родители порой сами не в состоянии справиться со своим ребенком. Они не знают, что делать. Ребенок в семье рулит, и то, что происходит в семье, переносится в школу.
Детей нельзя бить, нельзя на них кричать, так как это уже эмоциональное насилие. Родители считают, что любое поведение ребенка – нормально. И не прививают ребенку дисциплину, правила, последовательность.
Образовывать родителей
Ребенок должен отвечать за свои поступки и действия и не оставаться безнаказанным. Нужно рассказывать родителям, как справляться, что делать.
Первый опыт взаимодействия с обществом ребенок приобретает в семье. Если там не установлены границы по отношению к друг другу, то потом он замахивается и кусается, и со всем этим идет в школу.
Современная школа и современные родители сейчас находятся в некой конфронтации. Надо работать вместе над воспитанием детей.
Не секрет, что сейчас родители в присутствии детей могут плохо отозваться об учителях. А надо в ребенке формировать уважение и поддерживать его авторитет.
Или наоборот, учитель, позволяющий себе лишнее, возводится в ранг небожителя, а ребенку говорят, что надо терпеть, он же учитель.
Дети из семьи выносят, как правильно и как не правильно. Дети из семьи узнают, что лежачего не бьют, или семеро одного не бьют.