«Современник» умер»: что будет со знаменитым театром после ухода Гармаша

Коллаж photo.kp.ru / wikimedia.org
«Современник» не сходит с первых полос изданий, оказавшись в эпицентре скандала. Что же происходит в старейшем знаменитом российском театре?

Началось все со смерти Галины Волчек. «Железная леди» российского театра, она фактически всю жизнь посвятила «Совеременнику», с 1972 года занимая пост главного режиссера и художественного руководителя.

Тогда этот театр называли результатом хрущевской оттепели. «Современник» был не для всех, он считался модным и передовым несколько десятков лет. В 70-м году Олег Ефремов ушел во МХАТ на должность художественного руководителя. И именно Волчек тогда не дала театру затонуть, дала ему новую жизнь. Такая маленькая и хрупкая снаружи и совершенно несгибаемая внутри.

Сначала она старалась совмещать — работала и актрисой и режиссером, но потом оставила сцену, сосредоточившись на постановках. Она поставила 38 пьес, некоторые из которых, как например «Двое на качелях», не сходят со сцены годами и продолжают иметь успех у зрителей.

Прощание с художественным руководителем театра «Современник» Галиной Волчек

Фото: Александр Авилов / mskagency.ru

Она была первым советским режиссером, поставившим спектакль в США, первая вывезла российских актеров на гастроли за океан, принесла «Современнику» награды и признание. Она жила театром и олицетворяла его, и вдруг ее не стало.

Конечно, это было не совсем «вдруг», сначала объявили о ее болезни, но когда тебе за 80, оставаться здоровым трудно, и все думали, что это ненадолго, просто нужно подождать и подлечиться. Но потом Волчек ввели в кому и подключили к ИВЛ. Это не помогло, начались осложнения, и она так и не очнулась. 26 декабря 2020 года Галины Волчек не стало. После церемонии прощания ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с коллегой Марком Захаровым.

Дочь Марка Захарова, Александра, на похоронах вспоминала своего отца и то, как они были связаны с Волчек.

«Мы сейчас с Денисом (сыном Волчек) сидели и вспоминали, как удивительно судьбы моего отца, Марка Анатольевича Захарова, и Галины Борисовны были переплетены. Они родились в один год, они в один день показывались в Театр Моссовета, обоим отказали, и это как-то определило их дальнейшую судьбу», — сказала она.

Александра Захарова

Фото: ВОРОНОЙ РУСЛАН / photo.kp.ru

По ее словам, почти половину века Волчек и Захаров строили проекты своей жизни — «Ленком» и «Современник».

«Очень дружа, очень помогая, подставляя друг другу плечо и очень радуясь успехам друг друга. Они дружили, наши родители. Они ушли в один год — Галина Борисовна пережила моего отца на три месяца. Год театра. Уходят могикане. Очень страшно», — заключила она.

Вам просто закрыли рот

А потом всё и началось. На место Волчек был назначен Виктор Рыжаков. До «Современника» 60-летний режиссер семь лет проработал директором Театрально-культурного центра имени Мейерхольда. На его счету постановки в «Мастерской Фоменко», МХТ имени Чехова и Театра наций.

Виктор Рыжаков

Фото: Сергей Ведяшкин / mskagency.ru

Он был автором десятков постановок, включая «Оптимистическую трагедию. Прощальный бал». Этот спектакль стал лауреатом «Золотой маски». Помимо многих других наград, Рыжаков удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ.

Выглядел новый худрук опытным и основательным, с уважением отнесся к труппе. Но и познакомиться с ним толком актерам не удалось, ведь из-за пандемии большую часть времени театр был закрыт.

Но назначение нового руководителя не все артисты приняли спокойно. Сергей Гармаш написал большое открытое письмо, в котором выразил свое несогласие со сложившимся положением дел, и со скандалом покинул театр.

Назначение Рыжакова на должность худрука Гармаш назвал «катастрофичным» и отметил, что выстраиваемая Галиной Волчек система была разрушена в считанные дни. Нового руководителя актер обвинил в том, что он дал свое согласие на «варварское назначение», которое было «подписано на крышке гроба».

Задело его и то, что Рыжаков якобы «разрушил» кабинет Волчек, а больше всего его возмутили изменения, которые новый режиссер внес в репертуар «Современника». В частности, это касалось онлайн-проекта «Диалоги Современника. Война и мир». В рамках этого проекта молодые артисты театра говорили о войне честно, то, что они думают, и зачастую признавались, что не разделяют народных настроений.

Сергей Гармаш

Фото: КУДРЯВЦЕВА ЛАРИСА / photo.kp.ru

«Часть высказываний, прозвучавших внутри них, я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на которой вырос, и моя память. Это является святым и неприкосновенным», — отреагировал на это Сергей Гармаш.

Он заявил, что делать подобные заявления молодых актеров подтолкнул новый худрук, а потом еще и отредактировал отснятый материал.

«А когда часть из вас возмутилась, вам просто закрыли рот, апеллируя к каким-то мнениям, внутри которых как аргумент были и суждения чиновников, осуществивших назначение. Нам всем ещё сказали: дескать, кто бы что ни думал, я сделаю из этого спектакль», — подытожил Гармаш.

Свое послание он завершил словами: «Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек. И если не могу это подтвердить и осуществить, я ухожу».

Вероятно, после 37 лет работы в театре Гармаш ожидал поддержки от коллег после своего скандального обращения. Но так ее и не получил. Коллеги восприняли поступок артиста вполне спокойно, справедливо рассудив, что он уже вполне взрослый человек, который имеет право принимать те или иные решения.

Пятно, которое не смыть

Представитель актера Олег Будрин объяснил, что Гармаш — все-таки не директор или художественный руководитель, а актер, у него нет административного ресурса, чтобы обозначить свою позицию.

Олег Будрин

Фото: КУДРЯВЦЕВА ЛАРИСА / Архив "ЭГ" / photo.kp.ru

«Ему нечем крыть. Он может только написать заявление об уходе и объяснить, что нет сил бороться. Он написал. Посмотрим, как на это отреагируют. Все равно он без театра не сможет», — заявил он.

Актриса Марина Неелова недвусмысленно дала понять, что такой громкий уход Гармаша из театра связан в первую очередь не с его верностью предыдущему руководству, а с тем, что он сам рассчитывал занять пост худрука.

«Мне кажется, такой драматически выстроенный уход оскорбленного Сергея Леонидовича Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями», — заявила она, посоветовав другим своим коллегам больше работать и меньше «разглагольствовать о спасении театра».

Супруга актера Дениса Евстигнеева, дизайнер Екатерина Гердт, в свою очередь, опровергла заявления Гармаша о «разгроме» кабинета Волчек новым преемником.

«Так случилась, что я стала участником части событий, о которых так безжалостно, несправедливо и полностью обманно написал в своем письме Гармаш», — сказала она.

Дизайнер рассказала, что помогала Рыжакову обустроиться на новом месте и новый худрук отнесся к кабинету с «пониманием и деликатностью» и решил сохранить «максимум памяти и смысла».

«О каком разгроме идет сейчас речь? <...> Стыдно и совершенно несправедливо», — обратилась она в Гармашу.

Горячо осудила своего коллегу 82-летняя звезда «Современника» Лия Ахеджакова.

Лия Ахеджакова

Фото: КУДРЯВОВ БОРИС / Архив "ЭГ" / photo.kp.ru

«Я очень переживаю, что это с Сережей случилось, потому что это пятно он никогда не смоет. Ничего ужасающего в театре нет, его возглавил замечательный человек Виктор Рыжаков. Он пришел на сбор труппы, предложив нам на три сезона прекрасные планы с замечательными драматургами и режиссерами. У него хорошие проекты», — заявила она.

По ее словам, Рыжаков — прекрасная кандидатура на должность худрука театра, он хороший режиссер, у него множество наград и он готов выстроить работу так, чтобы каждому актеру нашлось место в постановках.

«Если бы были живы Игорь Кваша, Галина Волчек и Лилия Толмачева, если бы у нас работал Валера Фокин, этого бы не случилось, никто бы не посмел развести такую атмосферу в театре», — выразила свое возмущение заслуженная актриса.

Сережа, вот что случилось

Позднее Ахеджакова также написала открытое письмо, адресованное самому Гармашу. Его по просьбе артистки выложил в социальных сетях актер Владимир Еремин.

«Сережа, вот что случилось… «Идет расправа над людьми», пронзительные детали твоего ухода из «Современника», мерзкая статья Райкиной в «МК», статья Мищенко (Вася, ау!) о Чулпан Хаматовой, якобы мечтающей захватить театр, открытое твое письмо к коллегам, очень похожее на донос, и т.д. И все это именем Г.Б. Волчек! Сережа, ты подставлял плечо Галине Борисовне, когда она болела и ей нужна была помощь, но если тебе не нравится интеллигентный и талантливый режиссер В. Рыжаков и у тебя имеются свои представления, в чьих руках по праву должен оказаться наш театр (наш, а не твой), не стоило «стучать» на него в высоких кабинетах. Не стоило искать единомышленников в труппе и подогревать ненависть, хамство и агрессию, когда театр оказался в такой страшной ситуации из-за проклятой пандемии. И твой героический уход из театра на глазах у всего коллектива очень хорошо читался после обращения В. Рыжакова, который озвучил планы театра по меньшей мере на три сезона — имена замечательных режиссеров, драматургов, композиторов, которые будут работать с нами, сотрудничество с «БДТ» и театром «Гешер» — работа, работа, работа… А ты объявил войну и по закону жанра — ты хороший артист! — гордо хлопнул дверью. Я пожелаю тебе всяческого добра», — написала Ахеджакова, явно больше не в силах сдерживать гнев.

Статья Мищенко, упомянутая в обращении актрисы, отдельная история. После ухода Гармаша из театра Чулпан Хаматова призналась, что увольнение коллеги не доставило ей «ни горя ни радости».

Чулпан Хаматова

Фото: Булатов Алексей / photo.kp.ru

Она пояснила, что в уходе актера из театра нет ничего выдающегося и непоправимого. Кроме того, по ее словам, каждый артист — художник, так же, как и режиссер. А если два художника не могут работать вместе, значит, пора расходиться.

«Это выбор Сергея Гармаша. У нас у всех разные эстетические взгляды на то, каким должен быть театр, какие должны быть высказывания. И если человек как художник не может согласиться с другим художником, значит, он выбирает другой путь. Если бы я была не согласна с видением Виктора Рыжакова, я бы тоже ушла из театра и искала бы театр, где мне комфортно, в котором я разговариваю на одном языке», — поделилась Хаматова.

Впрочем, она подчеркнула, что Гармаш — блистательный актер и любая труппа будет рада видеть его своей частью.

На это заявление крайне негативно отреагировал другой актер «Современника» Василий Мищенко. Он выразил предположение, что Хаматова может быть рада увольнению Гармаша, ведь она сама мечтает возглавить театр, а он был ее главным конкурентом.

«Хитро-мудрость Чулпан во всем мы знаем изнутри, работая в одном театре. Следующее её действие будет подмять и возглавить театр «Современник». Чулпан переиграет Рыжакова, помяните моё слово! Конечно, ничего для неё «страшного нет, что Гармаш ушёл» — он только мешал её планам», — категорично заявил Мищенко.

«Современник» умер вместе с Волчек

Некоторые артисты не выразили поддержки ни Гармашу, ни новому худруку, но вместе с тем явно обеспокоены судьбой родного театра.

Кристина Орбакайте

Фото: КУДРЯВОВ БОРИС / Архив "ЭГ" / photo.kp.ru

Кристина Орбакайте уже много лет играет в «Современнике», исполняя роль в постановке «Двое на качелях». Сейчас она призналась, что до нее дошли тревожные слухи — в новом «Современнике» эстрадную певицу больше не ждут. Причина якобы в том, что артистка живет с семьей на две страны и проводит много времени в Штатах.

«Доходят слухи, что почему-то в театре, когда речь заходит о нашем спектакле и обо мне лично, акцентируют внимание только на одном — я не смогу прилетать на спектакль», — выразила недоумение актриса.

Она также пожаловалась, что новый худрук «Современника» с момента вступления в должность до сих пор не вышел с ней на связь, и призналась, что ее крайне насторожил громкий уход Гармаша, ведь он всегда был очень предан своей профессии.

«Я поняла, что, наверное, что-то неладное и странное происходит в театре», — уверена Орбакайте.

Актер Станислав Садальский не пересказывает ничьих слухов и настроен скорее философски. Он выразил уверенность, что прежним «Совеременник» после смерти бессменной Волчек уже не останется, но вместе с тем это не значит, что он станет хуже.

Станислав Садальский

Фото: КУДРЯВЦЕВА ЛАРИСА / Архив "ЭГ" / photo.kp.ru

«Театр как человек — рождается, живет и умирает. Прежний «Современник» же умер с уходом Галины Борисовны. Я не знаю, каким будет новый театр — возможно, он будет лучше, а быть может, и хуже», — справедливо рассудил артист.

И это действительно так. Старого «Современника» без Волчек, без сомнения, быть не может, вместе с режиссером ушла эпоха, такого харизматичного лидера нельзя просто заменить, можно только сделать все заново. Каким станет новый «Современник», действительно покажет только время, как и то, удастся ли труппе не разобщиться и сохранить фундамент театра, который так тщательно выстраивала годами их бессменный худрук.

Общество