«Произошла перегрузка каналов восприятия информации»: Осадчий о влиянии пандемии на русский язык

«Ковидлоносицы на карантикуле»: как пандемия повлияла на русский язык
Появление новых слов в языке — неизбежный процесс при любом масштабном событии.

В интернете сейчас набирает популярность ролик, в котором актер Григорий Кофман, представляясь сотрудником института языкознания РАН, предлагает пересмотреть правила русского языка, чтобы снизить заболеваемость коронавирусом — якобы, именно из-за согласных звуков капельным путем передается коронавирус.

И вот Кофман в этом видео предлагает отказаться от взрывных звуков. Например, «П» заменить на «М», «Д» и «Т» заменить на «Н» и так далее.

Эту необычную инициативу в эфире Радио «Комсомольская правда» (radiokp.ru) прокомментировал проректор института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор филологических наук, Михаил Осадчий.

«Если кому-то хочется что-то изменить в языке, он должен сделать так, чтобы одновременно в головах всех носителей этого языка это "что-то" изменилось.

Разумеется, это очень сложно сделать, но иногда случаются какие-то события колоссального масштаба, которые приводят к тектоническим подвижкам в языке», — говорит эксперт.

К таким процессам, по его мнению, можно отнести события размера революции 1917 года, когда очень сильные изменения произошли не только в обществе, но и в языке — появились новые слова, а старые «ушли».

Что же касается коронавируса или любой другой эпидемии, то и здесь нельзя исключать влияния на язык, уверен ученый.

«Мы, действительно, стали избегать личных контактов и изменили свой коммуникативный код. До 70% информации при личном общении вы извлекаете не из слов, а из жестов, из взглядов, из мимики, из позы, из многих факторов, которые сопровождают сами слова, как таковые. А из слов вы извлекаете только 30% информации», — говорит собеседник.

В то же время при дистанционном общении люди все эти каналы информации отсекают: картинка или отсутствует — есть только слова и интонации, или есть картинка, но она очень ограничена — человек виден только по грудь, поза не видна и почувствовать его настроение очень сложно.

«В отсутствие всех этих привычных и важных элементов коммуникации происходит перегрузка одних каналов восприятия языковой информации, недогрузка других.

Это очень большой стресс для человека говорящего. Думаю, что на речевую культуру это точно повлияет», — считает ученый.

Появились за время пандемии и новые слова, например «ковидло», «карантикул», «ковидоносицы» и другие.

«Народ ведет себя как во времена чумы, которая соседствовала с карнавалом, — человек с помощью смеха пытается себя лечить и успокаивать», — заключил собеседник.

Архитекторы смыслов - журналисты Олег Кашин и Мария Баронова садятся к оранжевому микрофону, чтобы подвести свои итоги дня и повлиять на дальнейшее развитие событий. Задача максимум - остановить войны и воцарить мир во всем мире. Программа минимум - не дать заскучать слушателям.