Педагог — это мотиватор. Эксперты обсудили способы решения конфликта «родители-учителя»

Педагог – это мотиватор. Эксперты обсудили способы решения конфликта «родители-учителя»
Александр Милкус и Дарья Завгородняя в эфире программы «Родительский вопрос» на Радио «Комсомольская правда» вместе с экспертами искали компромиссы в родительско-учительских отношениях, а также обсуждали особенности современной образовательной системы.

Скачать передачу [mp3, 42.8 МБ]

В студии — автор telegram-канала о подростках Зинаида Лобанова и начальник управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов.

Нас не понимают

Александр Милкус: В последнее время слышу много жалоб: родителей на учителей — они нас не понимают, не слушают. А с другой стороны, учителя говорят, что родители непонятно, зачем приходят и вообще, кто они такие, они все знают, знают, как учить, зачем они детей тогда в школу отдают.

Дарья Завгородняя: Я не могу сказать, что это страшная проблема. В основном у родителей есть претензии к содержанию того, что делают учителя на уроках, особенно в преддверии ОГЭ и ЕГЭ. У меня, как у репетитора, есть несколько учеников, которые в этом году будут сдавать ОГЭ, и обнаружилось, что их учительница по русскому не учила их писать ни изложения, ни сочинения.

Александр Милкус: Мы говорим о том, что учителя сейчас низкой квалификации?

Дарья Завгородняя: Когда к психологу приходят с проблемами, он их находит. К репетитору приходят люди, у которых нехорошие учителя. Может быть, репетитору кажется, что все учителя плохие. Но я работала в школе, с учителями все нормально, они в основном хорошие, но некоторые иногда научить не могут.

Александр Милкус: Илья Владимирович, могут ли, вправе ли родители оценивать работу учителя? Все у нас умеют учить и лечить, но мы же не указываем хирургу, в какой руке ему держать скальпель.

Илья Новокрещенов: Родители у нас считают себя экспертами в области образования, и не в последнюю очередь потому, что сами учителя, к сожалению, провоцируют родителей на это.

Когда в первом классе моей дочери задали подготовить презентацию по окружающему миру, она пришла домой и сказала, что учитель не объяснил, как. То есть он фактически свалил на меня часть своей работы.

И так постепенно родитель втягивается в образование ребенка, в его учебу, и начинает считать себя экспертом. Раз учителя сваливают на нас, родителей, часть своей работы, и мы начинаем эту работу работать, то почему бы нам не обратиться с претензией к его квалификации. Вот то, что провоцирует такое экспертное отношение.

С другой стороны, есть сюжет, связанный с тем, что сейчас мы находимся в обществе большого, высокого потребления. Все мы научились быть хорошими и довольно придирчивыми потребителями. Вопрос в том, какой сферой является образование.

Уже много копий было сломано на тему того, что образование — это не услуга. Я, например, в слове услуга не вижу проблемы, но когда начали говорить об образовательной услуге, случилась подмена. Родитель-потребитель начинает требовать с учителя высокого качества услуги, а учителя к этому оказались не готовы.

У меня есть третий сюжет, очень важный. Когда мы, утверждаем, что родители против учителей, мы у себя сами отбираем возможность договориться. Если мы позиционируем себя как люди, находящиеся по разные стороны баррикад, то это война, враг будет разбит и все такое прочее. А говорить надо не об этом. А о том, что и родитель, и учитель — это люди, которые вместе должны помогать нашим детям получать качественное образование.

Научите учиться!

Дарья Завгородняя: Мне кажется, учитель как профессионал, педагог и в каком-то смысле психолог должен налаживать этот диалог первым. Когда родитель к тебе приходит и говорит, мой мальчик чего-то плохо успевает, ты первым делом ему отвечаешь: я заодно с вами и с вашим ребенком.

Зинаида Лобанова: Не должно доходить до того, что родитель приходит в школу. Значит, какой-то косяк у учителя. 90% родителей работают, и для того, чтобы прийти в школу, им надо в рабочий полдень отпроситься.

Как мне понять, что моего ребенка учат так, чтобы потом не пришлось нанимать репетитора? Учителя говорят, вы не вникайте особо в процесс образования, потому что мы, учителя, врачи, журналисты, водители автобусов, мы делаем свою работу, вам не надо.

Я не вникаю, пока в четверти не выходит отрицательная отметка, и тут я хочу прийти к учителю и спросить, почему вы не учите. И мне, и массе моих знакомых мам говорят, это ваш ребенок не учится. И тут возникает искра. Вы же учителя, научите его, научите его учиться!

Илья Новокрещенов: Существуют разные системы оценки качества образования: и внешние и внутренние.

Существует портал «Мои достижения», он доступен всем школьникам, Москвы по крайней мере, где любой ученик на основании материалов всех диагностик, всех ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадных задач прошлых лет может посмотреть и реально оценить свой уровень. Там будет автоматическая проверка с разбором тех заданий, которые не удались.

С другой стороны, мы должны понимать, что ребенок — не пустой сосуд, в который учитель что-то должен вливать. И вот этот подход, мол, вы же школа, научите, тут без ребенка не получится никак.

Если он не хочет, тут хоть как перед ним пляши, хоть как организовывай образовательную деятельность, ничего не выйдет. И в этом смысле я согласен, что главная задача учителя —мотивировать ребенка. Родители тоже, конечно, должны включаться, в том плане, чтобы мотивацию поддерживать, с ребенком об этом говорить.

Почему орут учителя

Илья Новокрещенов: Тут есть две вещи. Первое — это чисто профессиональная тема. Представьте себе человека, который каждый день на протяжении многих лет приходит, встает в доске и вещает с позиций абсолютной истины. Учитель уверен, ребенок не может знать, а учитель может, потому что он получил образование и расскажет, как правильно.

А вторая ситуация связана с тем, что позиция учителя сейчас резко меняется. С появлением интернета учитель и школа в целом утеряли право говорить с позиций абсолютной истины, потому что любое высказывание учителя ребенок тут же может проверить. Поэтому большой вопрос, если учитель — не единственное окно в мир знаний, то кто он?

Очевидно, ответ на этот вопрос подразумевает какое-то действие, учитель должен перейти на другую позицию по отношению к ребенку, а это сделать очень тяжело.

Вот из-за этого учителя чувствуют себя очень не комфортно, и всякий раз, когда педагогу на это указывают, его это ранит, и в качестве защитной реакции он перестает себя сдерживать.

Особенно это происходит у учителей, которые не понимают, как по-другому можно работать. Учитель на сегодняшний день — это не информатор, учитель — это мотиватор прежде всего.